Психологическая сущность внимания и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Из вышесказанного можно сформулировать цель, которая заключается в изучении основных видов внимания и свойств, для того, чтобы проследить их влияние на восприятие информации человеком.
Задачи курсовой работы:
- рассмотрение и анализ внимания как психического процесса;
- изучение основных видов внимания;
- характеристика развития внимания и его дефектов.

Содержание работы

Введение…………………….………………………………………………………3
Основная часть…………….………………………………………………………5
Понятие о внимании………………………………………………..…………5
Основные виды внимания….…..……………………………………………11
Развитие внимания и дефекты внимания…………….………………………17
Заключение……………………………………………………...………………..23
Список использованных источников………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Психологическая сущность внимания и его свойства.DOC

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Балаковский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Общая психология

Тема

Психологическая сущность внимания и его свойства

Фамилия студента

Плотникова 

Имя студента

Дарья

Отчество студента

Александровна

№ контракта

14700100701152


 

Содержание

Введение…………………….………………………………………………………3

Основная часть…………….………………………………………………………5

  1. Понятие о внимании………………………………………………..…………5
  2. Основные виды внимания….…..……………………………………………11
  3. Развитие внимания и дефекты внимания…………….………………………17

Заключение……………………………………………………...………………..23

Список использованных источников………………………………………….25

 

Введение

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии.

В исследовании проблем  внимания принимали участие различные  психологи, это такие психологи, как, например, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие психологи. Все они, несомненно, внесли огромный вклад в учение о внимании как психического процесса.

Под вниманием мы понимаем целенаправленный процесс отбора нужной нам информации, обеспечение избирательных  программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием. Избирательный процесс нашего сознания, а в частности определяет характер деятельности человека как в восприятии ощущений, так и в двигательных процессах и в мышлении. Если бы такой избирательности не существовало, вся поступающая неотобранная информация накапливалась с такой скоростью, что мы бы просто не успевали её воспринимать. Следовательно, никакая умственная деятельность не возможна, психологические процессы потеряли бы свой смысл. Поэтому нужно разграничить процессы и явления, необходимые для концентрации внимания, рассмотреть условия, образующие наиболее полную структуру внимания как процесс умственной и психологической деятельности

Поэтому я считаю, что  данная тема актуальна для психологии, так как необходим полный анализ условий, при которых внимание будет задействовано в свою полную силу.

Из вышесказанного можно  сформулировать цель, которая заключается  в изучении основных видов внимания и свойств, для того, чтобы проследить их влияние на восприятие информации человеком.

Задачи курсовой работы:

- рассмотрение и анализ  внимания как психического процесса;

- изучение основных  видов внимания;

- характеристика развития  внимания и его дефектов.

Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Основная часть

1 Понятие о внимании

Ни один психический  процесс не может протекать целенаправленно  и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходяг до его слухового аппарата.

Мы можем не почувствовать  боли, если наше внимание направлено на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы усиливаем свою чувствительность.

 Что же такое  внимание?

Внимание — это  направленность и сосредоточенность  сознания на каком-нибудь предмете, явлении  или деятельности. Под направленностью  сознания подразумевается выбор  объекта, а сосредоточенность на чем-то означает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

 Внимание обусловливает  успешную ориентировку субъекта  в окружающем мире и обеспечивает  более полное и отчетливое  отражение его в психике человека. Велико значение внимания в  учебной работе. Ее успех в огромной степени зависит от того, насколько учителю удается овладеть вниманием учащихся. Если внимание направлено на учебный материал, то последний более успешно понимается, усваивается; кроме того, внимательная работа детей на уроке обеспечивает и дисциплину в классе.

 При внимательном  отношении к какому-либо предмету  он оказывается в центре нашего  сознания, все остальное воспринимается  в этот момент слабо, неотчетливо  (оказывается, говоря образно,  «на периферии» воспринимаемого). При этом направленность нашего внимания может меняться.

Представим такое положение. Ученик читает книгу, его внимание сосредоточено  на ее содержании. Но он слышит и раздающиеся  в комнате звуки радио. Отдельные  фразы доходят до его сознания. Вот по радио стали передавать репортаж о футбольном матче, и внимание мальчика полностью переключилось на передачу, а глаза механически продолжают скользить по строчкам книги. Так ученик «прочел» несколько страниц, но до его сознания не дошел смысл напечатанного там.

 Внимание обычно  выражено в мимике, а также в позе, движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда ученик делает вид, что слушает учителя, на самом деле его мысли далеки от того, что происходит в классе.

 Внимание не представляет  самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно смотрим, слушаем (т. е. воспринимаем), думаем (т. е. мыслим) или что-то делаем. Таким образом, внимание представляет собой только сторону, или свойство, различных психических процессов.

 В связи с тем  что человек во время бодрствования  занят какой-либо деятельностью  (что-то делает или о чем-то  думает), то и внимание его всегда  бывает на чем-то сосредоточено.  Если ученик невнимателен к  содержанию урока, это значит, что его внимание направлено на что-то другое1.

Мы говорили о том, что в коре больших полушарий  мозга протекают два процесса: возбуждение и торможение. Когда  человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Это происходит по закону индукции нервных процессов. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-то одном, может ничего другого в этот момент не замечать.

По словам Павлова, в  участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.

 Возбуждение в коре  полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Этот процесс Павлов образно описал так: «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».

 Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды. Этот рефлекс есть у людей и у животных.

В комнате раздается  шорох, и котенок встрепенулся, насторожился, как говорят, «навострил» уши и устремил глаза в сторону звука. На уроке ученики с интересом слушают рассказ педагога. Но вот дверь в классе слегка приоткрылась; несмотря на увлечение рассказом, все школьники и сам учитель невольно повернули голову в сторону двери. Этот рефлекс Павлов образно назвал рефлексом «что такое?».

 Способность настораживаться,  реагируя иногда на очень незначительные  изменения в окружающей среде,  объясняется наличием в больших  полушариях мозга сети нервных  путей, соединяющих ретикулярную формацию с разными участками коры больших полушарий. Нервные импульсы, идущие по этой сети, возникают вместе с сигналами от органов чувств и возбуждают кору, приводя ее в состояние готовности реагировать на ожидаемые дальнейшие раздражения.

Таким образом, ретикулярная формация вместе с анализаторами (органами чувств) обусловливает появление  ориентировочного рефлекса, являющегося  первичной физиологической основой  внимания2.

Внимание имеет некоторые  особенности (или свойства), которые  у разных людей проявляются в разной степени.

 Иногда человек  настолько углубляется в работу  или наблюдение, что ничего другого  не замечает. Это свойство внимания, заключающееся в выделении чего-то, на что направлено внимание, называется  сосредоточенностью (или концентрацией).

 Важным свойством  внимания является его устойчивость, большая сопротивляемость отвлечениям,  благодаря этому человек может  быть длительное время сосредоточен  на каком-нибудь предмете или  действии.

 Если на мгновение  показать плакат с нарисованными на нем предметами, цифрами или буквами, то одни люди сумеют заметить (и назвать) большее число этих объектов, а другие — меньшее. У первых больше так называемый объем внимания, т. е. количество предметов, воспринимаемых одновременно, у других он меньше. Если воспринимаемые объекты как-то связаны друг с другом (например, буквы объединены в слово), то число объектов, которое человек заметит, будет больше.

 Очень часто нам  приходится сосредоточивать внимание  не на одном предмете, а на  нескольких и выполнять одновременно два-три действия. Так, учитель в классе должен держать в поле своего внимания не одного, а 30—40 школьников, наблюдать за их работой и поведением, внимательно слушать ответ ученика, смотреть за тем, что он пишет ка доске, оценивать его работу, наблюдать за общим ходом урока, за временем, за выполнением намеченного плана и т. д. Умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий характеризует особое свойство внимания, его распределение.

 Не только работа учителя, но и многие другие профессии требуют умения распределять внимание. К их числу относится труд шофера, летчика, диспетчера и многих других. Записывая объяснения учителя, ученик также должен распределять внимание, так как надо одновременно и записывать сказанную учителем фразу, и слушать то, что он говорит дальше.

 При распределении  внимания большое значение имеет  хорошее знание хотя бы одного  из тех действий, которые приходится  выполнять одновременно. Как правило,  на одном из них человек  сосредоточивает свое внимание, а остальные выполняются почти автоматически.

 В ходе деятельности  человек часто вынужден переключать  свое внимание с одного объекта  на другой, с одного действия  на другое. Сознательное перемещение  внимания на новый объект называется  переключением. Успех переключения зависит от особенностей предыдущей деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа выполнялась с интересом, а последующая деятельность его не вызывает, то переключение будет трудным. Если, наоборот, человек охотно принимается за новое дело, то и внимание его переключается легко3.

Таким образом, ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.

 Что же такое  внимание ?

 Внимание – направленность  и сосредоточенность сознания  на каком-нибудь предмете, явлении  или деятельности. Направленность  сознания – выбор объекта,  а сосредоточенность предполагает  отвлечение от всего, что не  имеет отношения к этому объекту.

 Внимание обуславливает  успешную ориентировку субъекта  в окружающем мире и обеспечивает  более полное и отчетливое  отражение его в психике. Объект  внимания оказывается в центре  нашего сознания, все остальное  воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться4.

 Внимание не представляет  самостоятельного психического  процесса, так как не может  проявляться вне других процессов.  Мы внимательно или невнимательно  слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Психофизиологические функции в зрелом возрасте. Критерии когнитивной зрелости

Рассмотрим основные виды внимания. Это:

Информация о работе Психологическая сущность внимания и его свойства