Психологическая устойчивости личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 23:53, реферат

Описание работы

Человек является общественным существом. Основным условием существования общества является общение, в котором проявляется человеческая сущность. В процессе общения и совместной деятельности между людьми устанавливаются общественные отношения, под влиянием которых у человека возникает новое качество - личность.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желёз, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Содержание работы

1.Введение--------------------------------------------------------------------3
2.Понятие личности-------------------------------------------------------- 3
3.Формирование и развитие личности---------------------------------- 4
4.Общее представление о
психологической устойчивости------------------------------------------ 6
5.Факторы, влияющие на психологическую устойчивость---------- 7
6.Вера как опора психологической устойчивости---------------------10
7. Доминанты активности как опоры психологической устойчивости----------------------------------------------------------------14
8.Психологическая зависимость как следствие
снижения устойчивости----------------------------------------------------17
9.Химическая зависимость-----------------------------------------------------17
10.Акцентуированная активность--------------------------------------------------18
11.Заключение ----------------------------------------------------------------18
12.Использованная литература-

Файлы: 1 файл

социальная медицина.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

1.Введение--------------------------------------------------------------------3

2.Понятие  личности-------------------------------------------------------- 3

3.Формирование и развитие  личности---------------------------------- 4

4.Общее представление  о 

психологической устойчивости------------------------------------------  6

5.Факторы,  влияющие на психологическую  устойчивость----------  7

6.Вера  как опора психологической устойчивости---------------------10

7. Доминанты активности как опоры психологической    устойчивости----------------------------------------------------------------14

8.Психологическая  зависимость как следствие

снижения  устойчивости----------------------------------------------------17

9.Химическая зависимость-----------------------------------------------------17

10.Акцентуированная активность--------------------------------------------------18

11.Заключение ----------------------------------------------------------------18

12.Использованная  литература------------------------------------------- 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Человек является общественным существом. Основным условием существования общества является общение, в котором проявляется человеческая сущность. В процессе общения и совместной деятельности между людьми устанавливаются общественные отношения, под влиянием которых у человека возникает новое качество - личность.

  Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желёз, процессы обмена веществ, половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

  Личность обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отражённое «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

   В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ мышления данного человека.

Ощущение  устойчивости собственной личности и личности другого - важное условие  внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений  с окружающими людьми. Если бы в  каких-то существенных для общения  с людьми проявлениях личность не была устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, чтобы  предсказывать его поведение.

 

Понятие личности

 

 Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

 В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки».[1] Личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий разными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя.

 

Итак, что же такое личность?

 Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

 Личность есть социальное качество индивида, вне общества это качество индивида не существует. Формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе.

 А.В. Петровский дает следующее определение личности: «Личностью обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде».

 

Формирование  и развитие личности

 «Существует несколько теорий о формировании и развитии личности человека. Одни считают, что развитие личности заранее запрограммировано, и что психические качества проявляются самопроизвольно по мере созревания организма человека. Другие утверждают, что развитие личности ничем заранее не предопределено, но у каждого человека имеет место предрасположенность к появлению определенных психических качеств.    Третьи считают, что развитие психически свойств личности имеет случайный характер, и что решающую роль имеют только жизненные обстоятельства, в которых находится человек.

  Исходным материалом для формирования духовных качеств личности являются моральные принципы, в результате усвоения которых, у человека появляются знания о нравственных нормах поведения. Но очень часто у человека имеются такие знания, однако он не применяет их в жизни. Для того чтобы это произошло, надо вызвать у него желание совершать добрые дела. Следовательно, формирование духовного качества личности может происходить только на основе сплава знаний, желаний и действий, направленных на благо человеку и обществу.

  Наряду с воспитанием личности имеет место и ее самовоспитание. Потребность в самовоспитании возникает в том случае, если субъект начинает критически оценивать свои поступки и поведение, и у него возникает чувство стыда и совести за совершенные поступки. Основным ориентиром самовоспитания является идеальный образ “Я”, который возникает на основе представления о том, каким бы я хотел быть.

 В процессе самовоспитания происходит самосовершенствование личности, в основе которого лежит способность человека управлять своей психикой, способность сознательно регулировать свое поведение и поступки. Достигается это путем длительной тренировки в совершении высоконравственных поступков, которые, закрепляясь, становятся привычными формами поведения. Отраженные в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах личности, привычные способы действий становятся основой для проявления духовных качеств человека.

Таким образом, в развитии личности можно выделить два основных этапа:

1. На данном этапе под  влиянием социальных условий  существования человек превращается  в одухотворенное существо - личность, духовные качества которой формируются  в процессе целенаправленного  обучения и воспитания в семье  и в школе. 

2. На этом этапе личность  из объекта воспитания превращается  в субъекта самовоспитания. Только на этом этапе личность становится активным деятелем, способным не только познать, но и совершенствовать окружающий мир и самого себя.

 Иногда весомую роль в формировании личности играют и многие природные предпосылки. Например, у мальчика была врожденная хромота. Это не давало ему возможности играть со сверстниками в подвижные игра и заставляло стоять «в стороне» от многих других занятий подростков. Подобный физический недостаток не предопределяет собой формирование личности. Однако неправомерно считать, что эта врожденная способность нейтральна по отношению к процессу формирования личности. На самом деле природные предпосылки не есть самостоятельные факторы, они социализированы, проникнуты личностным отношением. Не хромота сама по себе сказывается на формировании личности, а тот факт, что когда сверстники гоняют мяч, хромой мальчик вынужден стоять в стороне. Но здесь следует подчеркнуть, что такая компенсаторная деятельность имеет отчетливо выраженную возрастную специфику. Можно представить себе взрослого человека средних лет, скажем научного работника, обладающего достаточно высокой профессиональной репутацией, пользующегося авторитетом в коллективе, наконец, имеющего семью, друзей и т. д. Наличие у него такого физического недостатка, как хромота, не скажется сколько-нибудь заметно на его личности и поведении, на его эмоциональном благополучии, самооценке и т. д. Этот недостаток не препятствует реализации его основных личностных установок и тенденций как бы в стороне о магистральной линии формирования личности данного индивида. Здесь действуют мощные социально-личностные факторы, нейтрализующие природный недостаток.

  Из сказанного ясно, что роль природных особенностей на разных возрастных этапах формирования личности человека неодинакова.

 

Общее представление  о психологической устойчивости

 

 «Слово «устойчивый» во многих языках мира означает: стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий. В «Словаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: стабильность и равновесие.

  Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия;2) постоянство, твердость. А термин mental stability - психическая стабильность (устойчивость).

  В словаре А. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно.

 «Стабильный» в этом словаре объясняется как черта, характеризующаяся отсутствием чрезмерных эмоциональных изменений. В английском, немецком, французском и испанском языках слово «устойчивость» - синоним слова «стабильность».

  Психологическая устойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости: стойкость, стабильность;уравновешенность, соразмерность; сопротивляемость.

  Уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.

 В психологической устойчивости важен еще один аспект - соразмерность приятных и неприятных чувств, сливающихся в чувственном тоне, соразмерность между ощущениями удовлетворенности, благополучия и переживаниями радости, счастья, с одной стороны, и ощущениями неудовлетворенности достигнутым, несовершенством в делах, в себе, чувствами грусти и печали, страданиями - с другой. Без тех и других вряд ли возможно чувство полноты жизни, ее содержательной наполненности»[6].

 

Факторы, влияющие на психологическую  устойчивость

 Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают: внутренние (личностные) и внешние (межличностная, социальная поддержка) ресурсы.

 Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.

 

Факторы социальной среды:

- факторы,  поддерживающие самооценку;

- условия,  способствующие самореализации;

- условия,  способствующие адаптации; 

- психологическая  поддержка социального окружения  (эмоциональная поддержка близких,  друзей, сотрудников, их конкретная  помощь в делах).

 

Личностные факторы:

1. Отношения  личности (в том числе к себе):

- оптимистическое,  активное отношение к жизненной  ситуации в целом; 

- философское  отношение к трудным ситуациям; 

- уверенность,  независимость в отношениях с  другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение; 

- терпимость, принятие других такими, какие они есть;

- чувство  общности, чувство социальной принадлежности;

- удовлетворяющий  статус в группе и социуме,  устойчивые, удовлетворяющие субъекта  межличностные роли;

- достаточно  высокая самооценка;

- согласованность  Я-реального и Я-идеального.

2. Сознание личности:

- вера (в разных ее формах);

- экзистенциальная  определенность - понимание, ощущение  смысла жизни, осмысленность деятельности  и поведения; 

- установка  на то, что можешь распоряжаться  своей жизнью;

- осознание  социальной принадлежности к  определенной группе.

3. Эмоции и чувства:

- доминирование  позитивных эмоций;

- переживание  успешности самореализации;

- эмоционально  насыщение от межличностного  взаимодействия, переживание чувства  сплоченности, единства.

 

4. Познание и опыт:

- понимание  жизненной ситуации и возможность  ее прогнозирования; 

- рациональные  суждения в интерпретации жизненной  ситуации;

- адекватная  оценка величины нагрузки и  своих ресурсов; структурированный  опыт преодоления трудных ситуаций.

 

5. Поведение и деятельность:

- активность  в поведении и деятельности;

- использование  эффективных способов преодоления  трудностей.

 В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов (положительных полюсов качеств) сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным, а настроение сниженным, неустойчивым.

Информация о работе Психологическая устойчивости личности