Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 16:34, контрольная работа
Актуальность проблемы изучения психологических аспектов командной работы в управлении обусловлена тем, что командная работа – давно продемонстрировавший свой непревзойденный эффект способ работы разрозненных звеньев персонала любой организации. От того, насколько удастся руководителю организовать командную работу, зависит очень многое. Нередки случаи, когда исключительно благодаря слаженным действиям определенной группы людей компании удавалось получить отличный результат деятельности организации, добиться расширения возможностей и перспектив организации.
Введение 3
1 Типы и виды команд в менеджменте 6
2 Роль руководителя в создании и развитии команды 15
3 Психологические аспекты эффективной работы команды 23
Заключение 29
Список нормативных актов и литературы 32
2. Этап контрнезависимости и конфликта (стадия псевдокоманды). Характеристика этапа. Проявление конфликта, соперничество за лидерство, цели по-прежнему могут быть неясны, враждебность и неясная позиция, достаточно низкая производительность.
3. Этап выработки норм и правил продуктивного поведения (стадия потенциальной команды). Характеристика этапа. Члены команды полностью не посвящают себя заданию, конфликты прорабатываются, появление чувства командной компетентности, принадлежности и гордости, удовольствие от совместной работы, производительность от средней до высокой.
4. Этап сотрудничества, или рабочий этап (стадия реальной команды). Характеристика этапа. Члены команды работают в полную силу и взаимозависимы, команда чрезвычайно гибко самоорганизуется, нововведения и экспериментирование при решении проблем, понимание друг друга без слов, постоянный личностный рост, высокая степень производительности [12, C.30].
Скорость прохождения
Рассмотрим отличительные признаки команды. Важным отличительным признаком команды является её определённая автономия при подготовке и принятии решений, то есть, команды отличаются большими возможностями для самоуправления, чем группы. В командах происходят одновременно процессы управления и обучения управлению. Члены команды, как правило, владеют несколькими профессиями, имеют высокую квалификацию. Это позволяет обеспечивать постоянный рост эффективности труда, снижать потребность в узких специалистах и повышать удовлетворённость трудом.
Команде присуща внутренняя организация, которая может быть в значительной мере неформальной. Эта организация характеризуется своими целями, базовыми ценностями, ролями, формальной и неформальной структурой, нормами, правилами, координацией деятельности, чёткой системой контроля, собственной системой коммуникаций, своей ярко выраженной организационной культурой, системой мотивации и т.п. Следует отметить, что в командах чувство общей цели превращается в специфические задачи по выполнению работы. Такая неформальная организация позволяет осуществлять управление деятельностью своих членов с очень высокой эффективностью.
Другой отличительной особенностью команды является чувство общности коллектива, которое объединяет членов команды и является основой корпоративной солидарности. В командах, как правило, хорошо подобран и сбалансирован состав работников в зависимости от необходимых ролей, поэтому члены команд хорошо сотрудничают друг с другом и имеют высокую степень удовлетворённости от совместной деятельности,
Члены команд обладают определённой совокупностью знаний, умений и навыков, главными из которых являются технические, эвристические, а также навыки межличностного общения. Они позволяют членам команд проявлять креативный, творческий подход к решению любых поставленных перед ними целей и задач.
Одним из решающих ресурсов любой команды является разнообразие её членов по своим демографическим характеристикам, организационной и общей культуре, опыту, способностям, обладающим глубокими знаниями в различных областях знаний, имеющими различные точки зрения, применяющие различные творческие подходы к решению сложных и нетрадиционных задач.
В отличие от команд, имеющих однородный состав, команды с разнообразным составом на первых этапах своего существования могут испытывать определённые трудности, связанные с недопониманием, с межличностными конфликтами. Однако опыт показывает, что такие команды имеют большой и долгосрочный творческий потенциал, который обеспечивает выигрыш в креативности и эффективности работы. Командная работа в ситуации разнообразия является одним из важных преимуществ высокоэффективных организаций.
Исследователи отмечают, что команда во главе со своим лидером одновременно является «мозговым центром» организации и эффективным инструментом реализации её главных, стратегических целей [12, C.40].
Члены высокоэффективных команд хорошо мотивированы так как командная работа даёт её участникам значительные психологические, социальные и материальные преимущества.
Важной отличительной особенностью команды является её довольно продолжительный жизненный цикл, который отличается от продолжительности жизни различного рода временных коллективов (комитетов, проектных, групп и других).
Создание команды - процесс вовлечения в совместную работу, сотрудничество и воспитание командного духа среди членов команды. Чувство командного духа прививается членам команды с помощью интерактивных командных упражнений и групповых обсуждений. Создание команды требует организации групповой деятельности как раз в то время, когда современная сфера работы становится все более и более специализированной с разделением рабочей силы.
Успешное создание команды требует множества шагов, которые включают в себя следующее:
- Первое и наиболее главное
требование для создания
- На втором месте по важности
после корректного отбора
- Создание команды должно
- Руководитель группы играет
огромную роль в
- Кроме того, что было обсуждено
выше, успех в создании команды
включает обучение команды
Важно, чтобы руководители и члены команды осознавали ситуационные ограничения, в которых они действуют, и старались с ними справиться. Было бы наивным полагать, что все команды имеют равные возможности превратиться в эффективную команду. При менее чем идеальных условиях это может быть всего лишь борьбой за выполнение проектных целей. Изобретательность, дисциплина, чувствительность к динамике команды необходимы для максимально эффективной работы команды.
Руководители используют ситуацию и факторы, естественным образом способствующие развитию команды, и находят возможность справиться с теми ситуациями и факторами, которые этому мешают. При этом они демонстрируют чрезвычайно интерактивный стиль управления, который служит примером командной работы, а также координируют отношения между командой и остальной частью организации.
Определив, что ему необходимо, руководитель должен выяснить, кто является хорошим работником, кто свободен, у кого есть желание работать в команде. Некоторые организации могут позволить себе провести прямые собеседования. Когда ключевой персонал найден, неплохо привлечь его к процессу отбора и найма остальных членов команды. Часто руководителю приходится использовать свой политический капитал, чтобы добиться назначения ценных работников для работы в команде.
Руководители играют огромную роль в установлении норм личным примером. Если они открыто признают свои ошибки и говорят о том, что о них известно, то и члены команды будут поступать так же. Одновременно при этом руководители должны вмешаться, если, по их мнению, эти нормы нарушаются. Они должны провести частную беседу с нарушителями и четко высказать свое мнение. Интересно, что, если группа сплоченная, со сложившимися нормами, то работники будут следить за их соблюдением, и управляющему не надо будет выполнять роль надсмотрщика.
Чтобы стать лидером, руководитель в процессе своей повседневной деятельности в зависимости от ситуации должен уметь исполнять в команде разные роли:
Эффективная рабочая команда возникает не сразу, а проходит в своем формировании определенные этапы.
Первый этап. Формирование
Это период ориентации и знакомства членов команды друг с другом. На этом этапе велика неопределенность, участники обычно принимают на себя любые полномочия, какие им предлагают.
Единство членов команды - это залог ее жизнеспособности. Руководителю команды необходимо создавать условия для формирования энергии единства и выполнять роль Штурмана:
– Знакомить членов команды друг с другом.
– Создавать обстановку
– Наблюдать за каждым членом команды.
– Помогать в поиске своего места в команде.
– Помогать в развитии
профессиональных навыков и
– Доводить до команды
цели. Все члены команды должны
хорошо представлять цель
– Выдвигать идеи и
– Концентрировать внимание
команды на совместном планиров
Также единению и лучшему знакомству членов команды способствуют неформальные мероприятия: совместные обеды, выезды на природу, праздники (Новый год, 23 февраля, 8 марта, дни рождения, успешное достижение промежуточной цели проекта), общие хобби.
Второй этап. Смятение (Бурление). Члены команды утверждаются в своих ролях, демонстрируют, чего от них можно ждать. Они могут начать бороться за позиции в команде. Пока группа не преодолеет разногласия, ее производительность находится на низком уровне.
Задачи руководителя на этом этапе в основном относятся к роли Образца:
– Помогать команде успешно решать споры.
– Обеспечивать обмен
– Воодушевлять команду на достижение намеченных целей.
– Сохранять нейтралитет в конфликтах.
– Поддерживать и включать в творческий поиск каждого сотрудника.
– Формировать единое поле экономических интересов.
– Добиться большей
– Показать выгоды и
– Уточнять личные интересы людей.
Третий этап. Нормирование. Команда начинает совместное движение к общим целям, устанавливается равновесие конкурирующих сил и групповые нормы, определяющие поведение ее членов. Сотрудничество в команде становится все более эффективным.
Задачи руководителя команды на этом этапе относятся в основном к роли Помощника:
– Поддерживать и укреплять единство, способствовать усилению синергетического эффекта.
Информация о работе Психологические аспекты эффективной работы команды