Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 16:34, контрольная работа
Актуальность проблемы изучения психологических аспектов командной работы в управлении обусловлена тем, что командная работа – давно продемонстрировавший свой непревзойденный эффект способ работы разрозненных звеньев персонала любой организации. От того, насколько удастся руководителю организовать командную работу, зависит очень многое. Нередки случаи, когда исключительно благодаря слаженным действиям определенной группы людей компании удавалось получить отличный результат деятельности организации, добиться расширения возможностей и перспектив организации.
Введение 3
1 Типы и виды команд в менеджменте 6
2 Роль руководителя в создании и развитии команды 15
3 Психологические аспекты эффективной работы команды 23
Заключение 29
Список нормативных актов и литературы 32
Для определения эффективности команды используются два класса критериев: психологические и непсихологические.
Непсихологические критерии эффективности в общем виде представляются как результативность команды. Но для того, чтобы эффективность (результативность) можно было измерить, оценить и проконтролировать, необходимо знать ее критерии.
Психологические критерии эффективности:
- удовлетворенность членов команды различными аспектами членства в ней (отношениями с коллегами и руководителями, условиями труда, заработной платой и т.д.);
- мотивация членов команды (желание трудиться и сохранить членство в коллективе);
- авторитет руководителя в коллективе;
- самооценка команды (она касается целого ряда важных ее характеристик и представляет собой некий общий итог успешности ее функционирования).
Под командой в менеджменте понимают коллектив единомышленников, сплочённых вокруг своего лидера, который является одновременно и высшим должностным лицом в данной организации.
Сплоченная команда профессионалов является одним из ключевых условий продуктивного решения задач любой организации. Она «диктует моду» взаимоотношений с партнерами, формирует климат готовности к деловому взаимодействию. Команда профессионалов, как «доверенное лицо» компании, является связующим звеном, облеченным полномочиями и пользующимся деловым авторитетом среди представителей организаций однородной сферы интересов. При этом основными деловыми качествами команды можно считать: профессионализм, активность, готовность к обоснованному риску, осознанная ответственность за ход и результаты решения производственной задачи, взаимопонимание и готовность к продуктивному взаимодействию.
Важным отличительным признаком команды является её определённая автономия при подготовке и принятии решений, то есть, команды отличаются большими возможностями для самоуправления, чем группы. Команде присуща внутренняя организация, которая может быть в значительной мере неформальной. Эта организация характеризуется своими целями, базовыми ценностями, ролями, формальной и неформальной структурой, нормами, правилами, координацией деятельности, чёткой системой контроля, собственной системой коммуникаций, своей ярко выраженной организационной культурой, системой мотивации и т.п. Члены команд проявляют креативный, творческий подход к решению любых поставленных перед ними целей и задач.
Классификация команд производится в зависимости от миссии и целей. Они могут быть рабочими, производственными, усовершенствования, совещательными, кружками качества, проектными.
В зависимости от времени существования команды делятся на постоянные и временные. Постоянные команды остаются неизменными на протяжении жизненного цикла организации. Команды, создаваемые для разработки и осуществления проектов - это временные, проектные команды.
В зависимости от степени автономности команды делят на полуавтономные и самоуправляемые. В полуавтономных командах работники делят между собой ответственность за принятые решения и за конечные результаты. Самоуправляемые команды создаются для решения определённых производственных задач. Эти команды сами выполняют ряд управленческих функций, начиная с планирования и заканчивая приёмом на работу новых работников.
В зависимости от структуры власти выделяют многофункциональные команды. Они формируются для совместной работы над определённым заданием и состоят из сотрудников, находящихся на одном организационном уровне, но работающих в разных профессиональных сферах (например, маркетинг, человеческие ресурсы, финансы и т.п.).
В зависимости от физического присутствия различают физически существующие и виртуальные команды. Физически существующие - это команды, в которых работники встречаются друг с другом в процессе решения поставленных перед командой задач. Виртуальные команды построены таким образом, что их члены могут жить и работать не только в разных городах, но и в разных странах и даже континентах и ни разу в жизни не встречаться.
Руководители играют ключевую роль в создании успешных команд. Они набирают работников, проводят собрания, формируют общие команды, создают чувство понимания общей цели или общего видения проблемы, создают и управляют общей системой поощрений, способствующей организации общих усилий команды, руководят принятием решений, разрешают конфликты, возникающие внутри команды, и возглавляют совещания, на которых, собственно, и создается команда.
Эффективная и слаженная работа членов команды зависит от многих факторов: размера команды, ее состава, особенностей групповых норм, уровня сплоченности, степени конфликтности, статуса команды, функциональных ролей ее членов, грамотности ее менеджера-лидера.
Информация о работе Психологические аспекты эффективной работы команды