Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2015 в 16:08, дипломная работа
На современном этапе развития общества, в связи с бурными политическими, экономическими и социальными преобразованиями, европейцы совсем забыли о духовном значении и образовании, что неизбежно ведет к нездоровому психологическому состоянию общества. Именно этими факторами обусловлена актуальность проблемы влияния восточного боевого искусства «айкидо» на личность.
Психологическое здоровье – это важнейший резерв человеческого организма. Это первичный и важнейший фактор, влияющий на межличностные отношения, работоспособность, развитие творчества и науки на Земле.
Введение 4
Глава I Характеристики, необходимые для понимания
восточных тонкостей отдельных элементов боевого 7
искусства.
I.I. Распространение восточных боевых искусств во всём мире,
краткое пояснение о развитии, культуре и философии айкидо. 7
I.II. Пояснение к понятию «Ки», как неотъемлемой составляющей
боевого искусства и организма человека. 9
I.III. Исторически-философский подход к пониманию «Ки», а также
интерес учёных различных направлений к понятию «Ки».
Объяснение этого понятия Уэсибой-мастером айкидо. 11
I.IV. Положительное использование «УМА». 13
I.V. Рассмотрение общепсихологического свойства «внимание» по
отношению к «Ки» понятию. 15
I.VI. Психологическое соотношение Востока и Запада по К.Г. Юнгу
с элементами исторических хроник. 18
Глава II Методики айкидо и их психологическое и психофизическое
объяснение. 30
II.I. Объединение «УМА» и «ТЕЛА». 30
II.II. Успокоение «УМА». 31
II.III. Расширение «Ки». 33
Глава III Анализ исследования. 34
III.I. Значение айкидо. 34
III.II. Этапы развития. 35
III.III. Язык движений. 36
III.IV. Наблюдение. 37
III.V. Барьеры самовыражения личности и освобождения от них. 38
Заключение. 39
Литература.
Расширение «Ки».
В четвёртом методе предлагается расширить свою Ки (энергию).
Как это можно объяснить с психологической точки зрения?
Начнём с того, что люди со слабой энергетикой в жизни очень вялые, пассивные, по ним сразу можно увидеть присутствие этого фактора и сказать – у них слабая Ки.
Чтобы расширить свою Ки (энергию), в первую очередь, нужно верить в то, что вы делаете это. Другими словами, мы должны использовать свой ум положительно. Например, звук свободно распространяется в пространстве, распространяется беспрепятственно и свет. Нет никаких причин для того, чтобы наша умственная энергия не могла вести себя так же. Подобно воде, стремительно извергающейся из пожарного шланга, энергия течет или даже брызжет из нас, если мы в это искренне верим то умеем управлять ею. Подобная мысль может показаться странной, но это только потому, что энергия невидима, но она действительно реально присутствует и каждый из нас её когда-нибудь ощущал, нужно только подумать и вспомнить, как в какой-то момент, когда-то, вы, в своём внутреннем ощущении готовы были свернуть и переделать весь мир в один миг, - вот сколько энергии в вас, в тот момент, пресутствовало! А для достижения этой цели достаточно всево лишь думать о Ки, собирать её с положительно рассматриваемых любых предметов и обмениваться ей с Ки Вселенной используя эти четыре метода.
Подводя итог этим методам можно сказать, что хотя для согласования ума и тела существует четыре метода, нет необходимости использовать все четыре одновременно. Скептик может сказать: «Я не могу держать своё сознание бесконечно далеко и концетрироваться на одной точке в нижней части живота в одно и то же время – сознание у меня только одно». И он, конечно, прав. Невозможно делать две противоположные вещи одновременно. Например, никому ещё не удавалось стоять, когда он лежит, или стоять и лежать одновременно.
Однако совсем иначе обстоит дело с четырьмя методами, потому что оказывается, что все они говорят об одном и том же. Если мы удовлетворим любой из них, мы удовлетворим всё. Если мы потерпим поражение с одним, мы не справимся и со всеми остальными. Условно говоря, первый и четвёртый – это методы ума, а второй и третий – методы тела. Но так как ум и тело в конечном счёте одно и то же, то все четыре метода имеют дело с одним и тем же.
В Айки-до не обязательно сосредоточивать внимание на точке и сидеть или лежать в удобной позе, в самой технике этого боевого искусства заложены эти все методы. Не удивительно то, что по началу освоения только самых первых, простых ступеней, даже если ты был хорошо физически подготовлен и имел квалификацию по какому-то другому боевому искусству, новичку они даются с большим трудом, но проходит время и ты, не замечая для себя самого удивляешься, заглядывая назад и вспоминая свои первые шаги. И уже совсем по другому смотришь на происходящее вокруг самого себя. Всё изменилось. Ведь Айкидо, это не только отражение гармонии твоего тела, ума и духа, не только твоё истинное зеркало, это и искусство Мира. И если ты постоянно практикуешь, твоё мировоззрение меняется в лучшую, положительную сторону, оно преображается, и тебе хочется большего, и так до бесконечности.
Глава III. Анализ исследования.
Значение айкидо.
Изучение – это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики влияющие на развитие и совершенствование личности. Для познания необходимо изучить законы движения собственного тела и научиться применять эти законы не только в спортивном зале но и в повседневной жизни. Мы узнаём, что эффективность – следствие более глубокого осознания самих себя в этом мире и понимания силовых линий противника. Мы узнаём, что дыхание поддерживает наши движения. Мы начинаем постигать тонкости еле заметных мускульных усилий, структурной и нервной деятельности и учимся воплощать эти знания в практике. Мы осознаём всю мощь крупных мускулов нашего тела и обретаем власть над более мелкими мышцами конечностей. Мы постигаем свой центр, ту область в нижней части живота, которая и есть исток и начало каждого движения.
Практические занятия любым искусством служат зеркальным отражением нашего отношения к окружающему миру и способом взаимодействия с этим миром. В этом смысле длительное изучение такого искусства, как айкидо, приобретает особое значение. Постигая его принципы вне безопасных стен тренировочного зала, мы постоянно наращиваем потенциал для духовного роста.
Как известно, тело играет роль своего рода механизма взаимодействия и общения. Оно многое говорит о нашей природе и контактах с другими людьми. Есть немало технических возможностей для того, чтобы определить, насколько особенности нашего ЭГО приближаются к нашему истинному «Я» или соответствуют ему. Развитие восприимчивости порождает навыки более гармоничного общения с окружающими. Мы начинаем чувствовать намерения и предвосхищать поступки противника или партнёра, что позволяет вести более конструктивный диалог.
Живя в настоящем времени, человек не уравновешен, замкнут от новых концепций и перспектив, не способен трезво и непредвзято выбирать варианты ответов на вечно меняющиеся вопросы, которые задаёт нам жизнь через айкидо постигается ценность межличностных контактов и многое узнаётся о природе истинной силы. Получая сигналы от противника, практикующие айкидо развивают способность гармонизировать силу и в конечном счёте устанавливать контроль над энергией взаимодействия. В итоге, конфликтная ситуация подчиняется нашей воле.
Способность к более продуктивному самовыражению укрепляет человека в стремлении продолжать служение искусству. Однако все цели предполагают завершение, конец; в нашем случае истинной целью является поступательное движение вверх по спиральному пути эволюции духа. С практикой приходят сила и радость освобождения от пут условностей и привычных стереотипов. Именно тогда проявляется истинное «Я» человека. Приобретённая с опытом способность проникновения в суть вещей поддерживает процесс познания и саморазвития, что, в свою очередь, ведёт к спонтанному, интуитивному восприятию потока жизни.
Этапы развития.
Закон цикличности распространяется как на природу в целом, так и на человеческую жизнь. Процесс познания также цикличен. В начале обучения внимание сосредоточено на изучении технических приёмов и демонстрации способности контролировать противника. Если партнёр по тренировке благожелателен, то может возникнуть ложное чувство собственного превосходства. Если же по той или иной причине партнёр оказывает жестокое сопротивление, мы начинаем задумываться о правильности применения технических приемов или начинаем сомневаться в собственных способностях. В любом случае наше внимание сосредоточено на внешнем контроле за партнёром.
Техника исполнения приёмов может быть большой и малой. В начале обучения, когда мы полны энтузиазма, движения могут быть внешне энергичными, размашистыми и достигать большой амплитуды. С приобретением первых навыков создаётся впечатление, что нам всё по плечу, а весь мир лежит у наших ног. Каждое движение дышит задором и самоуверенной юностью.
На следующем этапе обучения становится очевидным, что для исполнения тех или иных приёмов не требуется столь значительных энергетических затрат, а внешняя отвага вовсе не означает фактической эффективности. Энергетические затраты сводятся к минимуму, пространство для выполнения приёма сужается, и наше внимание переключается от конечностей к энергетическому центру (Ки) тела. Техника остаётся по сути той же, но исполнение приёмов приобретает новые черты.
Затем мы начинаем осознавать, что внешнее исполнение – это лишь грубое средство достижения контроля над противником. Однако в рамках этой «грубой оболочки» имеется немало способов для личного самовыражения.
Всё это напоминает Т-тренинг Бихевиористического направления или знаменитую психодраму Якоба Морэна, протекающие невербально.
Цикличность подразумевает возможность выбора. Сами циклы редко повторяются, но дают возможность осознать, что гибкое и творческое отношение к любой комбинации обогащает нас неповторимым личным опытом. Циклы дают нам возможность раз от раза улучшать результаты и на основе предыдущего опыта формировать новое многомерное миропонимание.
Язык движений.
Наши движения отражают наши привычки – то, как мы думаем, взаимодействуем, воспринимаем внешние раздражители и реагируем на них. На татами можно многое узнать о собственных привязанностях. Работа с разными партнёрами позволяет общаться без слов. И всё же даже без вербального общения можно почерпнуть многое в процессе взаимообмена чувственными импульсами, облачёнными во внешние формы атаки и защиты.
Стэн Роубел – мастер Айкидо говорит - «Движения говорят о том, кем мы являемся и как взаимодействуем с окружающим миром. В то же время точность послания искажается личным восприятием адресата. Подобно движению, восприятие обусловлено ожидаемой реакцией. Ощущения говорят о том, как мы видим и трактуем возможности и противодействие внешнего мира и как мы определяем свою принадлежность к этому миру».
При движении наше восприятие впитывает в себя буквально поток альтернативных возможностей. Это напоминает сцену, на которой установлены многочисленные зеркала. То, что мы видим, представляет собой многослойный информационный пирог. Иными словами, воспринимаемая информация имеет отношение не только к тому, что находится перед нами, но и ко всем окружающим нас объектам. Мы сами выбираем объект наблюдения и объект взаимодействия. Мы сами выбираем нашу реальность.
Наблюдение.
На основе опыта наблюдения за собственными движениями мы пытались выяснить особенности движений новичков.Их способность к кинестезическому (получению информации о движении и положении собственного тела) восприятию разнообразна. Одни демонстрируют спортивную удаль, другие не могут отличить левую руку от правой. Одни полностью выкладываются на тренировках, других пугают даже незначительные физические усилия. Происходит своего рода процесс естественного отбора, во время которого одни ученики продолжают совершенствовать свои навыки, а другие больше не появляются в тренировочном зале. По поводу последних можно сказать, что этот опыт не пришёлся им по нраву, так как они ожидали более быстрого эффекта. Но мы хотим напомнить, что айкидо – это интеллектуальное и очень сложное боевое искусство и требует постоянной работы над самим собой, поэтому здесь нечему удивляться – «каждому своё».
На самом деле мы не знаем истинную причину их ухода, так как знакомство с ними было непродолжительным. Поведение самих учеников и их взаимодействие друг с другом вызывают несомненный интерес. В этой связи возникают вопросы: заложен ли потенциал дальнейшего постижения в структуре личности человека? Способствуют ли тренировки самовыражению личности? Хочет ли он выглядеть более привлекательным, сексуальным или ему всё равно, лишь бы быть приобщённым к чему-либо значимому, и заводить новые, нужные знакомства.
Движения являются отражением внешних факторов, определяющих качества нашей личности. Люди становятся людьми в процессе «окультуривания», на который влияют общество, родители, школа, семья, события повседневной жизни. Этот процесс формирует реакцию человека на внешние раздражители. Ответная реакция может быть преходящей или может прочно укорениться в сознании как базовый принцип самовыражения.
Если стремление к самовыражению в движении заложено в каждом из нас, то чем отличается спортсмен от нетренированного человека? Вероятно, разница их потенциалов не так уж велика. Скорее всего, различие следует искать в их способности к восприятию. В самом деле, учебные методики продиктованы современными подходами к обучению.
Движения не ограничиваются исполнением технических приёмов, уклонением от ударов или преднамеренными падениями. Они тесно связаны с техникой дыхания, способами структурного и функционального совершенствования, отношением к окружающей среде и тем, как мы чувствуем и познаём окружающий мир на уровне внутреннего восприятия. Движение – это результат и одновременно причина внешнего самовыражения.
Исходя из того, что у каждого человека существует некий нереализованный потенциал, может быть, следует сосредоточить усилия на поиске истинного «Я», вместо того чтобы акцентировать внимание на внешней форме боевого искусства, т.е. сводить все свои сознательные мысли к минимуму, для высвобождения бессознательного с чем бы обязательно согласился доктор Юнг, так как именно только таким путём для европейской личности можно достигнуть совершенства в айкидо, а значит и возвратить утраченную духовность. Внешняя форма айкидо, может стать своего рода посредником в процессе самопостижения. Она способствует становлению личности и её самореализации. Следовательно, если человек готов к восприятию новой информации, методы айкидо дадут возможность познать самого себя и встать на путь самосовершенствования.
Барьеры самовыражения личности и
освобождение от них.
В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного порядка. Конформизм и общественная мораль подавляют свободу выражения индивидуума и ограничивают выбор моделей поведения набором привычных стереотипов. В процессе становления личности ограниченные возможности реализуются согласно раз и навсегда установленным правилам. На уровне подсознания свобода приносится в жертву во имя контроля над другими людьми и собственного влияния на окружающих. Негласные запреты настолько ограничивают выбор, что не оставляют места для неординарный поступков и способов самовыражения.