Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:03, контрольная работа
1.1.Сущность деловой беседы.
1.2.Критика в деловой беседе: предпосылки, типы реакций, особенности поведения.
1.3.Отказ в деловой беседе: техники вежливого отказа, сфера их применения.
1.4.Психологические приемы расположения к себе собеседника.
1.5.Методы убеждения собеседника.
1.1.Сущность деловой беседы.
1.2.Критика в деловой беседе: предпосылки, типы реакций, особенности поведения.
1.3.Отказ в деловой беседе: техники вежливого отказа, сфера их применения.
1.4.Психологические приемы расположения к себе собеседника.
1.5.Методы убеждения собеседника.
1.1.Сущность деловой беседы
В широком смысле деловая беседа — это разговор заинтересованных лиц по поводу «дела». Деловые беседы путают с деловыми переговорами. Деловая беседа предполагает обмен взглядами, точками зрения, мнениями. Деловые переговоры призваны найти решение проблемы представляющей взаимный интерес. Деловая беседа может использоваться во взаимоотношениях «начальник – подчиненный», «сотрудники организации – деловые партнеры», «сотрудник организации – клиент» и т.д. При изучении данной темы основное внимание уделим наиболее существенным психологическим аспектам, возникающим в ходе деловой беседы — критике и отказу, а также рассмотрим отдельные приемы и методы «мягкого» воздействия на собеседника.
1.2.Критика в деловой беседе: предпосылки, типы реакций, особенности поведения.
Примерно 90% людей не умеют
достойно реагировать на критику, замечания
и оскорбления. Это стрессовая ситуация
для человека, так как затрагивается самое
драгоценное и хрупкое в его личности
- достоинство и самооценка.
Причины возникновения ситуаций, когда
нас критикуют:
- делать замечания и указывать на ошибки
в работе - обязанность ;руководителя,
- «клиент всегда прав», поэтому часто
недоволен и грубит;
- старшие по возрасту любят нас наставлять и поучать;
- плохо воспитанные люди
самоутверждаются путем унижения окружающих;
- людям свойственно больше обращать внимание
на ошибки, чем на достоинства, и делать
другим замечания.
Существуют 4 типа реакций на критику. Большинство людей подчиняются естественным животным инстинктам и реагируют как наши далекие предки: в момент опасности убегают, нападают или замирают. Отсюда первые три типа реакции на критику: оправдание, контратака и молчание.
Оправдание. Тактика убегания. «Не бейте меня - я хороший». Встречается в 60 % случаев. В ответ на критику человек начинает говорить, что замечание несправедливо, он не виноват, он хороший, и начинает приводить многочисленные доводы в свою защиту. Такой тип реакции имеет ряд недостатков. Во-первых, потому, что, оправдываясь, мы занимаем униженную позицию, похожую на детскую. Во-вторых, наши оправдания чаще всего никому не нужны, их не ждут и не хотят слушать. Если человек прождал вас полчаса под дождем, то ему не интересны ваши объяснения причин опоздания.
Контратака. Тактика «ответный удар». «Сам такой!», «От такого слышу», «А вы на себя-то посмотрите!». В ответ на критику человек сам обрушивается с критикой. Так реагируют примерно в 20 % случаев. Многие вспоминают поговорку: «Лучшая защита – нападение». Согласимся, что лучше самому нападать, чем оправдываться, с другой стороны, контратака всегда провоцирует конфликт. А конфликт — это, в том числе, истраченные нервы и испорченные взаимоотношения. Вспышка гнева если и дает временное успокоение, то сжигает мосты к нормальному разрешению проблемы. Взрыв эмоций часто вызывает в дальнейшем депрессию.
Молчание. Тактика замирания
– «маскируйся под складки местности».
Человек молча выслушивает критику. Так
реагируют на критику примерно в 10 % случаев.
Конечно, лучше молчать, чем оправдываться
или контратаковать, но молчать тогда,
когда вас оскорбляют, очень вредно для
здоровья, потому что, не отреагировав
правильно, вы «глотаете» оскорбления
и накапливаете их в себе. Неотреагированные
унижения порождают наши комплексы неполноценности,
которые накапливаются, как снежный ком.
Кроме того, критики воспринимают молчание
двояко: либо как «молчание - знак согласия»,
то есть считают, что мы признали справедливость
критики, либо как «ты молчишь мне назло».
Многие думают, что молчание обезоруживает
критика, успокаивает его. А на самом деле
молчание в ответ на бурные эмоции очень
раздражает определенных людей.
Согласительный метод. Это метод достойного
реагирования на критику, разработанный
ведущими специалистами в области человеческих
взаимоотношений. Его суть - согласиться
с тем, что справедливо – «повинную голову
меч не сечет». Главная стратегия: как
можно быстрее выйти из стрессовой ситуации
без конфликта. Считается, что фразами
типа: «Пока вы не успокоитесь - я не буду
с вами разговаривать» или «Не кричите
на меня, пожалуйста» только пытаются
«заткнуть» клапан кипящего котла. Такой
«котел» рано или поздно взорвется, поэтому
лучше дать ему выкипеть.
В рамках согласительного метода выделяют
3 типа критики и соответственно 3 способа
достойного реагирования на каждый из
них.
Первый тип критики – полностья несправедливая.
Это обзывания, оскорбления («Тупица»,
«Неряха», «Некомпетентный», «Бестолковый»
и так далее) и обобщенная критика («Безобразие!»,
«Что вы себе позволяете?»). Человек, прибегающий
к оскорблениям, как правило, находится
под влиянием эмоций, а не рассудка. Значит,
необходимо его успокоить и заставить
думать, а не кричать. Следуя этим целям,
надо спокойно и доброжелательно задать
критику несколько вопросов, чтобы он
конкретизировал свои замечания и перешел
от эмоций к размышлениям. К сожалению,
одного вопроса никогда не бывает достаточно,
так как человеку кричать легко, а думать
трудно. Специалисты предлагают задать
последовательно следующие типы вопросов.
Уточняющие вопросы. «Что именно вы имеете в виду?» или «Что вы хотите этим сказать?». Почти всегда после такого вопроса раздраженный человек не в состоянии сразу успокоиться и сформулировать свое замечание в конкретной форме. Он ответит приблизительно следующее: «Вы что, сами не знаете?» или «Я имею в виду, что так работать нельзя (вы плохой специалист, это безобразие и так далее)». То есть опять применит полностью несправедливый тип критики. Будем терпеливо, спокойно и доброжелательно задавать другие вопросы, пока не скажет конкретно.
Фактические вопросы. «Назовите, пожалуйста, факты» или «Приведите примеры». Если и на эти вопросы вы не получите конкретной формулировки замечания, а услышите примерно следующее: «Очень много фактов» или «Примеров - хоть отбавляй», - то переходите к следующему типу вопросов.
Альтернативные вопросы. «Вам не нравится это, это или это?». Например, «Вам не нравится, как я разговариваю с клиентами, или как я пишу отчеты, или то, что я опаздываю на работу?». То есть вы помогаете критику сформулировать конкретные замечания. Здесь, скорее всего, он уже сможет правильно указать на ваши конкретные слова или поступок, вызвавшие его недовольство. Например: «Вы сегодня опоздали на 5 минут». Если вы услышите конкретные и справедливые замечания, то примите их к сведению и задайте последний тип вопросов.
Опустошающие вопросы. Перечислите все его замечания и спросите, нет ли еще. «Вам не нравится, как я составляю отчеты, как я разговариваю по телефону и как я одета. Что еще вам не нравится?». Эти вопросы необходимы для того, чтобы критик выложил сразу все, чем недоволен. Этот способ реагирования самый трудный, но ведь и критика была сформулирована в самой несправедливой форме. Возможно, ваши наводящие вопросы, заданные спокойным и доброжелательным тоном, вызовут удивление и даже раздражение критика. Так и должно быть. Это значит, что он почувствовал ваше превосходство в этой ситуации. Он привык к жалким оправданиям, контратакам или покорному молчанию, а вы спокойно пытаетесь разобраться и принять к сведению конкретные и справедливые замечания, как только их услышите. Удивление и раздражение с его стороны скоро сменятся уважением к вам. Впредь он будет критиковать вас конкретно или вообще в момент раздражения обойдет вас стороной.
Второй тип критики – частично
справедливая. Когда критикуют ваши привычки,
характер или высказывают свое мнение
(он имеет право так думать). Например:
«Вечно вы опаздываете (спорите, говорите
глупости и так далее)» или «Любите вы
подшучивать над другими (поспать, посплетничать
и так далее)», или «Вы плохо себя ведете
(одета, говорите, пишете и т.д.)».
Критик не обзывается, а указывает на определенный
ваш недостаток, но все-таки слишком обобщает
область критики. Полностью признать такое
замечание нельзя, но справедливая часть
в нем есть (хотя бы его право так думать).
Способ достойного реагирования на данный
тип критики — признать только справедливую
часть критики, а на остальное не реагировать.
Начать ответ обязательно с «да», чтобы
успокоить собеседника, расположить его
к себе и продемонстрировать свою готовность
к взаимопониманию.
Например, вам сказали: - Вечно вы опаздываете.
Достойный ответ: - Да, сегодня я опоздал.
Или: - Вы всегда ошибаетесь в правописании.
-Да, в этом отчете у меня две орфографические
ошибки. Можно также на критику типа «У
вас плохие манеры» или «Вы плохо одеты»
отвечать: - Да, не всем нравятся мои манеры
- или: - Да, так может показаться.
Третий тип критики – полностью справедливая. Это конкретная критика. Вам указывают на ваши слова или поступок, то есть говорят, что вы что-то неправильно сказали или сделали. Сразу признайте, начните опять с «да»: - Да, вы правы - или: - Да, это так, я сожалею об этом. Если применили все три типа критики одновременно, например: «Вы плохой работник. Вам ничего нельзя поручить. Вечно вы опаздываете. Сегодня опоздали на 20 минут. Так нельзя относиться к делу», то также необходимо согласиться с тем, что полностью справедливо, а на остальное не реагировать. В приведенном примере наилучший ответ такой: «Да, я сегодня опоздал».
Два правила, которые следует соблюдать при любом способе ответа на любой тип критики:
1) Спокойствие. Тон голоса при ответе на критику должен быть спокойным, доброжелательным и заинтересованным. Ехидный, агрессивный или раздраженный тон может все испортить.
2) Считай слова. Ответ должен быть предельно кратким. Примерно 5 слов и ни одного лишнего, иначе только подольете масла в огонь. Не следует говорить: «Да... но», так как «но» означает «нет» и вызывает очередную волну критики. И краткость нужна именно для того, чтобы не дать критику нового повода для замечаний, чтобы он не мог «зацепиться» за ваши же слова.
1.3. Отказ в деловой беседе: техники
вежливого отказа, сфера их применения.
Даже при самом безукоризненном обслуживании
клиентов возникают ситуации, когда посетителю
приходится отказать. В определенных случаях
отказ необходим, поскольку требования
или просьбы клиентов превышают законные
возможности организации. Но неправильно
сделанный отказ может спровоцировать
жалобы и конфликты, стать причиной испорченного
настроения и клиента (посетителя), и работника
фирмы. Избежать этого можно, если следовать
сложившимся в культуре делового общения
правилам и принципам отказа.
Рассмотрим три техники отказа.
Прямой отказ.Прежде всего, отказ должен быть юридически обоснован. Иначе в глазах клиента он будет выглядеть неубедительным и незаконным. Ссылка на инструкции, правила, правовые нормы является весомым аргументом при отказе. Однако невозможно все тонкости отношений в деловой сфере отрегулировать законами и служебными инструкциями. Иногда может быть уместна ссылка, скажем, на традиции фирмы типа «у нас это не принято». В любом случае объяснение причины отказа - одно из требований делового этикета, важный психологический прием и необходимое условие сохранения добрых отношений с посетителем, своего рода «профилактическое средство» от всевозможных неприятностей. Этому может способствовать также принцип психологической и эмоциональной поддержки при отказе. Такие этикетные формулы, как: «я вас понимаю», «я вам сочувствую», «мне жаль, что так получилось», «я огорчен, что не могу пойти вам навстречу» и др., позволят не выглядеть в глазах посетителей черствым и бессердечным. Особенно нуждаются в эмоциональном сопереживании инвалиды, люди пожилые, перенесшие психическую травму. Понимая проблемы клиентов и посетителей, сотрудник организации в свою очередь получает моральное право на их снисходительность в случае собственной ошибки. В русском языке достаточно выражений, с помощью которых можно сделать отказ вежливым и смягчить его категоричность: «к сожалению, я не могу», «я бы с удовольствием, но...», «боюсь, что не смогу вам помочь» и др. Но просто «нельзя», «не положено», «и не подумаю» прозвучат грубо и неуважительно.
Косвенный отказ. Обеспечить
вежливость можно, используя технику «косвенного
отказа». В этикетной культуре многих
народов она получила самое широкое распространение.
Так, английский этикет в ситуации отказа
не признает слишком категоричных, прямолинейных
форм. И средствами английского языка
сложно передать такие хорошо нам знакомые
негативные восклицания, как: «это абсолютно
исключено», «хоть убей, не могу», «нет
и еще раз нет», «наотрез отказываюсь»,
«ни за какие деньги» и т. д.
Но особенно изощренным в технике косвенного
отказа является японский этикет. Известный
журналист и публицист Всеволод Овчинников
пишет об этом в книге «Ветка сакуры»:
«В разговорах люди всячески избегают
слов «нет», «не могу», «не знаю», словно
это какие-то ругательства, нечто такое,
что никак нельзя сказать прямо, а только
иносказательно и обиняком. Даже отказываясь
от второй чашки чая, гость вместо «нет,
спасибо» употребляет выражение, дословно
означающее «мне уже и так прекрасно».
Если токийский знакомый говорит: «Прежде
чем ответить на ваш вопрос, я должен посоветоваться
с женой», не нужно думать, что перед вами
поборник женского равноправия. Это лишь
один из множества способов не говорить
человеку «нет». Западный специалист в
области сбыта продукции Элмер Виллер,
автор книги «Как подать себя другим»
также отмечает: «Умейте тактично отказать
в чем-либо. У вас попросили денег взаймы,
не говорите, что у вас нет, что вы не можете
дать. Скажите лучше: «Я бы с удовольствием
дал, если бы были». Не допускайте конфликта
между вами и другим человеком. Скажите,
что вы с ним согласны, но третья сторона,
обычно безличная, мешает пойти ему навстречу».
Перманентный отказ. Иногда
приходится иметь дело с людьми, которые,
добиваясь своего, буквально идут напролом.
Они шантажируют, угрожают жалобами. В
таких случаях вежливость должна сочетаться
с твердостью и принципиальностью. Зарвавшегося
посетителя можно поставить на место с
помощью корректности - строгой, официальной,
подчеркнутой вежливости. При этом никто
не обвинит нас в том, что мы переступили
границы приличий. Есть и такой тип посетителя,
который прекрасно понимает, что отказывают
ему обоснованно. Тем не менее, пытаясь
добиться желаемого, он использует различные
хитрости, лесть, комплименты. Он взывает
к сочувствию, человечности, клянется,
что от выполнения просьбы зависит его
судьба, бизнес, карьера и даже сама жизнь.
В таких случаях можно использовать технику
«перманентного отказа». Мы однозначно,
четко и лаконично формулируем то, чего
сделать не можем. Не позволяем увести
себя в сторону, не поддерживаем побочных
тем. Мы разделяем мотивацию другой стороны,
соглашаемся со всем, что говорит наш собеседник.
И только в одном продолжаем вести свою
линию - вразумительно и ясно говорим,
что не можем пойти ему навстречу.
Информация о работе Психологические аспекты проведения деловой беседы