Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:01, реферат
Диспетчер аэропорта, знающий, что минутное ослабление внимания – это, возможно, сотни погибших авиапассажиров. Спортсмен – штангист, до предела напрягающий каждую мышцу и безумно жаждущий победы на олимпийских играх. Журналист, старающийся вовремя попасть в редакцию с сенсационным материалом. Муж, беспомощно наблюдающий как его жена медленно и мучительно умирает от рака, - все эти люди испытывают стресс и тяжелые его последствия.
Глава 1. Научное объяснение стресса с. 3
1.1 Общий адаптационный синдром. Г. Селье с. 3-6
1.2 Модель трансакционного анализа Т. Кокса с. 6-7
1.3 Классификация стрессогенных ситуаций McGrath с. 7-8
Глава 2. Психологическая реакция человека на стресс с. 9
2.1 Психологические аспекты стресса с. 9-14
2.2 Эмоции и стресс с. 14-16
2.3 Исследования М. Фридмана и Р. Ройзенмана с. 16-17
2.4 Тревожность. Тревога. Стресс . с. 17-19
Глава 3. Адаптация человека к стрессовым ситуациям с. 20-23
3.1 Стресс или дистресс с. 23-24
3.2 Как управлять стрессом с. 24-29
Заключение стр. 30
Литература стр. 31
Основные черты психологического стресса:
Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.
Эффективность психической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности.
В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению эмоционального стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.
Ранее считалось, что женщины меньше, чем мужчины, подвержены воздействию жёстких правил игры в обществе конкуренции и проблема стресса не является для них актуальной. Но с приходом женщины на руководящие позиции, эти взгляды меняются. В чем же именно заключается различие в стрессовой симптоматике мужчин и женщин? Они касаются не столько симптомов, сколько частоты их проявления. Прежде всего, у мужчин и женщин отчетливо видны различные тенденции в проявлении психических симптомов, наступающих в результате перегрузки, неблагоприятных жизненных обстоятельств и стресса. Женщины реагируют на стресс чаще пассивно и депрессивно.1 [цит.10] Они чувствуют себя слабыми, им хочется плакать. Им кажется, что от них слишком много требуют. Им хочется всё бросить и куда-нибудь убежать. У них чаще бывают депрессии, состояние страха, нарушение сексуальных функций. Однако эта склонность не является врожденной или одинаковой для всех женщин. Воспитание предопределяет наше поведение, когда мы сталкиваемся с высокими требованиями или сплошными проблемами. Ведь пассивность и беспомощность как нас учат с детства, намного лучше сочетаются с образом «девочки или женщины», чем агрессивность или раздражительность.
«В подавляющем большинстве случаев различия в поведении мужчин и женщин обусловлены не врожденным биологическим полом, а заученным распределением ролей по половому признаку («так ведет себя настоящий мужчина!»). Исключения только подтверждают правило".
Клаудия Харс. [цит.10; стр.193]
Мужчины чаще реагируют агрессивным поведением, склонны к «гиперактивному» поведению, чаще «срываются», скандалят. [цит.10; стр.221]
Итак: в стрессовой ситуации женщины более склонны к сверх контролируемому, пассивному поведению, а мужчины – к неконтролируемому, активному. Далее мы выясним, что при стрессоре организм получает сигнал, через различные промежуточные ситуации (таламус, гипоталамус и гипофиз) сигнал тревоги передается в организм. Это происходит частично но нервным путем непосредственно к органам, подлежащим «активации», частично через гормоны. В надпочечниках начинают вырабатываться так называемые катехоламины (адреналин и норадреналин). Они приводят организм в состояние боевой готовности. Что происходит дальше, знает каждый, кто хоть раз попадал в стрессовую ситуацию. (Например, перед решающим экзаменом.)
Вырабатываются стрессовые гормоны кортизол и кортизон, которые сообщают гипоталамусу, что «задание по мобилизации» выполнено. Таким образом они способствуют затуханию стрессовой реакции.
3.1 Стресс или дистресс
Вернемся к дистрессу. Стресс – вполне разумная реакция организма, сам по себе не вреден. Он служил тому, чтобы спасать жизнь нашим предкам в опасных ситуациях. Человек вступал в борьбу или спасался бегством. При этом в организме сгорало как бы «супергорючее», состоящее из стрессовых гормонов, кислорода и повышенного содержания сахара в крови. После этого наши предки восстанавливались посредством сна и на следующий день просыпались здоровыми и бодрыми. В определённой степени стресс необходим, чтобы хорошо себя чувствовать. Однообразная, монотонная жизнь также приводит к стрессу, как и перегруженный рабочий график, спешка и нехватка времени. Если в обыденной жизни нам не хватает вызова или стрессоров, мы создаём их себе искусственно. Не случайно мы с насаждением смотрим фильмы ужасов или хроники катастроф. Когда у нас экономическая стабильность мы начинаем увлекаться какими-нибудь авантюрами. А многие идут на «туры выживания» или в экстремальные виды спорта. Совсем без стресса жизнь скучна. Нет вызова, нет радости успеха. Но в отличие от наших предков, мы живем в «конгнитивном» времени, где надо думать головой, а не мускулами и у нас часто возникает стрессовая реакция, когда мы не в состоянии каким-то образом снизить стрессовые гормоны и накопившуюся энергию. В конце концов эта энергия, если от неё нельзя избавиться, начинает действовать как яд. Она вредит организму, поражая его слабые места. У одного это сердце, у другого – желудок. При снижении уровня кортизона или кортизола в цепи стрессовых реакций выпадает звено «стоп-сигнал». Мозг не знает о том, что стрессовая реакция уже идет, и продолжает подавать сигнал: «Запустить стрессовую реакцию!». Образуется порочный круг, который в конце концов приводит к тяжёлым повреждениям организма. Это и есть дистресс, который вреден и даже смертелен.
Фрейдман в 1974 г. дал следующее описание «личностных» характеристик людей, которые могут быть склонны к тяжёлым заболеваниям от стрессовых ситуаций: [цит.6; стр.139-140]
3.2 Как управлять стрессом
Теперь мы плавно перейдём к вопросам, как управлять стрессом и как его снимать.
Психология и медицина и смежные с ними дисциплины давно имеют в своём распоряжении разнообразные средства оказания помощи людям в преодолении трудностей психологического характера. Степень переживаемого стресса можно снизить путем облегчения требований, предъявляемых к личности. Это решение по существу основывается на изменении среды и создании условий. Требования могут возникнуть в результате влияния материальной среды и психосоциального окружения человека.
Требования материальной среды проявляются в виде шума, температуры, влажности, освещённости. Практически это всё легко устранятся с помощью понижения или повышения силы фактора-стрессора, влияющего на человека. Взять например, наши густонаселённые дома – «хрущёвки», с малой жилой площадью, количеством комнат, плохой отделкой как внутренней, так и наружной, с малым числом подсобных помещений, или их полным отсутствием. Понятно, что это изменить трудно или возможно только в экономически процветающем обществе. Если невозможно изменить структуру материальной среды человека, то в качестве альтернативы можно порекомендовать средства индивидуальной защиты. Например, шумоизолирующие устройства. Предпосылки к стрессу могут возникнуть в результате социального давления, и в этом случае можно предложить решение в плане социальных преобразований, т. е. реорганизацию и перестройку человеческих взаимоотношений. Стрессогенные условия могут возникнуть также от требований и ограничений, налагаемых на характер поведения личности его работой, учебой и домашними заботами. Условия способствующие стрессу могут иметь и внутреннюю причину и возникнуть как отражение потребностей человека. Например, длительная, однообразная, монотонная работа может создавать больше проблем, чем активная, занимающая много сил, а спокойная и поддерживающая человека семейная жизнь вызовет меньше проблем, чем бурная и неустроенная. Теория Маслоу о характере человека (1954), подойдет к этой проблеме. Маслоу считает, что у человека имеется 5 основных типов потребностей:
Самоактуализация – это, понятие, которое трудно поддаётся описанию. Это может быть связанное с ростом и развитием личности, с чувством своей значимости, с чувством самореализации как личности и др. Эти пять потребностей создают иерархию, потребности самосохранения (1 и 2) составляют базу, основные уровни, а остальные потребности реализуются только тогда, когда удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей, по Маслоу, является способом достижения психологического благополучия. Условия работы и домашней семейной жизни которые не удовлетворяют эти потребности, представляют угрозу благополучия личности. Изменения социальной среды могут принимать простые, но крайние формы, такие, как переезд в другой дом с тем, чтобы избежать злополучных соседей, развод, уход с работы, такое поведение направленно на преодоление трудностей не может быть полностью удовлетворительным и не является панацеей от всех бед, ибо уходя от старых проблем, мы забываем о новых. Окончательное решение, как осуществить замену личностных трудностей должно строиться на принципе «из двух зол, выбрать наименьшее». Какая из личностных проблем, старая или новая, легче поддаётся решению. В ответ на переживание стресса человек изменяет своё поведение и осуществляет попытки направить все свои умения против стрессора и пытается противостоять этому, может быть и нельзя развить способность противостоять стрессу, но можно помочь ему в этом, поддерживая в нём имеющуюся способность противостоять, например, выполнить за него работу которую он должен сделать. Такая помощь возможна в самых разнообразных формах. Это составляет существенную часть роли родителей в воспитании детей, это входит в понятие дружбы и др. Поскольку возникновение стресса связанно с тем, что человек осознает наличие у него дисбаланса между предъявленными к нему требованиями и своими возможностями это выполнить, то изменение его восприятия является мощнейшим средством для управления стрессом. Можно изменить восприятие человека конгнитивной оценки, которая состоит из трёх аспектов: предъявляемого требования, способности его выполнить и возможности с ним справиться. Этого можно достигнуть с помощью лекарственных препаратов, таких как психолептики (транквилизаторы и седативные препараты), тималептики (стимуляторы и антидепрессанты) и психомиметики (ЛСД и др.); наркотиков, алкоголя, никотина, с помощью консультаций и различного рода психотерапевтических воздействий. Психологические методы позволяют развить способность более реалистически оценивать проблемы ситуации, строить и перестраивать самооценку, выбрать возможную стратегию преодоления стрессовой ситуации и изменить установки предпочтения и др. Но не все методы хороши и полезны для человека. Например более реалистическая оценка трудной ситуации может привести человека к ещё более тяжёлому стрессовому состоянию, если он до этого недооценивал трудность своего положения. Более того, если человек перестаёт считать важной необходимость справиться с ситуацией это может вызвать ещё более серьёзные проблемы, если справиться с трудной ситуацией действительно важно.
С лекарствами и наркотиками понятно – здесь комментарии не уместны. Алкоголь и никотин – два самых надёжных помощника в стрессовых ситуациях у 99% людей. Но они таят в себе опасность, приводящую, после некоторого расслабления, к ещё более серьёзным проблемам. Как уже говорилось выше при реакции на стресс, сосуды сужаются, давление поднимается, а алкоголь и никотин, как известно с сосудами не дружат, особенно при обоюдном взаимодействии. Отсюда – болезни сердца, кровоизлияния и т.п.
Определённый интерес представляет метод лечения, ориентированный на пациента, по Роджерсу. Роджерс сначала разработал свой метод лечения (1951), а затем на его основе теорию личности. Он пришел к заключению, что невротическая личность очень ранима и находится в непрерывном состоянии напряжения, потому что больной отрицает тот факт, что он знает о значительной части своих переживаний и этим уменьшает несоответствие между требованиями предъявляемыми ему и возможностью их выполнить. Чтобы поддерживать такое состояние человек должен жить «забывая», не замечая изменяя свои чувства и эмоции. Сточки зрения Роджерса каждая личность постоянно стремится развить и поддержать своё целостное «Я». Эта борьба отражается на внутреннем побуждении (драйве) актуализировать своё «Я». В этом процессе часто встречаются осложнения, т.к. другие тоже стремятся к самоутверждению и требуют одобрения своих поступков. Как результат потребности в том, чтобы любить и хорошо относиться к другим, человек стремится их субъективные ценности принимать, как свои собственные. Т.О., невротическая личность обременена двумя системами ценностей, которые могут быть противоречивыми и находиться в конфликте друг с другом: первая – это ценности, присущие его самоактуализации, вторая – это ценности, заимствованные от других, но ошибочно принятые за свои. Эта ситуация ведёт к несоответствующему действительности представлению о себе, которое поддерживается отрицанием переживаний. [цит.6; стр.138-140] Это как бы является стратегией преодоления противоречий и конфликтов. Лечение заключается в том, что врач выступает в качестве зеркала, отражающего чувства пациента, который считает, что они исходят от него самого. Терапевт пытается выразить эти чувства и использовать их так, чтобы у пациента появились более чёткие представления о своём «Я» и отпала необходимость в отрицании своих чувств и переживаний. Т.О. ориентированная на пациента теория меняет у личности конгнитивную оценку самого себя и ситуации, в которой он находится.
В последние годы появилась мода на возобновление религии. Молодые обязательно венчаются, «новые русские» освещают дома, машины, но никто не замечает, что религия сходна с психотерапией. Религия предлагает освобождение от стресса путём изменения представления у человека о предъявляемых к нему требованиях и о возможности справиться с ними. Например, очень тяжёлый труд может стать ценной формой для поклонения, а желание попасть на небеса, и не просто, а в рай, может стать более важным, чем успех в этом мире. Религия активно предлагает искажение восприятия как «приемлемый» способ преодоления трудностей. Существует и такая возможность, что рекомендуемые религией психологические защитные барьеры могут не очень хорошо повлиять и на внешнее поведение человека. Кроме того, религиозность человека, особенно в сектах, может привести его к психологической зависимости.