Психологические аспекты внимания
1. Внимание, его физиологические
механизмы и психологические
функции. Виды внимания
В
процессе познания и деятельности
человек получает массу впечатлении,
причем многие раздражители действуют
на мозг одновременно Сознание
не может с одинаковой ясностью
отразить все воспринимаемые
и мыслимые объекты Биологически
и социально важно для человека ясно отразить
один два наиболее значимых раздражителя,
действующих в данный момент на органы
чувств. Во взаимодействии со
Внимание - сосредоточение сознания
на определенном объекте, обеспечивающее
его особо ясное отражение.
Среди психических
явлений внимание занимает особое
место оно не самостоятельный
психический процесс и не относится
»к свойствам личности В то же время
внимание всегда включено в познавательные
процессы или практическую деятельность
человека и выражает интересы, направленность
личности. Внимание выступает в жизни
как сторона психической деятельности
оно необходимая предпосылка успешного
приобретения знаний, качества и продуктивности
трудовой деятельности человека.
Для возникновения
внимания необходимо выделить
объект, сосредоточиться на нем
и отвлечься от других раздражителей.
Объектом внимания может быть
предчет внешнего мира, на которыи направлены
акт познания, психическая деятельность,
когда человек погружен в свои мысли, переживания
или анализирует действия и поступки как
свои, так и окружающих
Внимание, как особенность психической
жизни человека, сложилось в процессе
труда в течение всего времени
труда необходима целесообразная
воля, выражающаяся во внимании.
Физиологический
механизм внимания сложен И
П Павлов выделил у животных
безусловный ориентировочный рефлекс,
который он называл рефлексом
«что такое» Биологическое значение
этого рефлекса состоит в том,
что животное выделяет в окружающей
среде новый раздражитель и
реагирует соответственно с его
значением В ориентировочном рефлексе,
который является врожденным и у людей,
ясно прослеживается зависимость внимания
от внешних раздражителей Ориентировочный
рефлекс не может объяснить всей сложности
произвольного внимания человека, которое
развилось в процессе трудовой деятельности
и приобрело новые условнорефлекторные
механизмы
Понять физиологическую
основу внимания помогает открытое
И П Павловым явление оптимального
очага возбуждения. На мозг в каждый момент
действует ряд раздражителей (слуховых,
зрительных, кожных и др ) Под влиянием
этих раздражителей в коре больших полушарий
мозга возникает множество очагов возбуждения,
различных по силе Как показали исследования,
оптимальный очаг возбуждения обладает
средней интенсивностью, но он является
наиболее благоприятным в данные условиях
жизнедеятельности организма. По закону
отрицательной взаимной индукции оптимальный
очаг возбуждения тормозит другие участки
коры. Очаг оптимальной возбудимости динамичен.
Изменение природы раздражителя приводит
к перемещению очага возбуждения в другие
участки мозга. Изучая физиологическую
деятельность мозга, А. А Ухтомский создал
учение о доминанте. Доминанта, или господствующий
очаг возбуждения, отличается от оптимального
очага возбуждения тем, что он обладает
повышенной устойчивостью. Оптимальный
очаг возбуждения подвижен, а доминирующий
более устойчив. Этот господствующий очаг
не только тормозит вновь возникающие
очаги возбуждения, но и способен усиливаться
за их счет, переключать на себя процессы
возбуждения, возникающие в других нервных
центрах. Наличие доминирующего очага
возбуждения в коре головного мозга позволяет
понять такую степень сосредоточения
человека на каком-либо предмете или явлении,
когда посторонние раздражители не в силах
вызвать отвлечение внимания, они остаются
незамеченными Сильная концентрация внимания
у человека связана со страстной любовью
к делу, с глубокой заинтересованностью
в предмете.
Ни
оптимальный очаг возбуждения,
ни доминанта не вскрывают
до конца механизмы внимания
человека, особенно его произвольный
характер. В отличие от животных
люди управляют своим вниманием.
Поэтому в воспитании внимания
человека исключительное значение
имеет умение наметить и поставить
цель, которая может формулироваться
им самим или быть предложенной
кем-то. Постановка и постоянное
уточнение целей деятельности
вызывают, поддерживают и переключают
внимание. Механизмом возникновения
оптимального, или доминирующего,
очага возбуждения в этих случаях
будет взаимодействие первой
и второй сигнальных систем, осуществляемое
путем элективной (избирательной)
иррадиации возбуждения из речевой
(второй) сигнальной системы в
первую В свою очередь первосигнальные
раздражители, отражаясь в речи, спо собствуют
уточнению цели и усилению очага оптимальной
возбудимости.
Различают
три вида внимания: непроизвольное,
произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное
внимание в психологической литературе
употребляют несколько синонимов
для обозначения непроизвольного
внимания. В некоторых исследованиях
его называют пассивным, в других
эмоциональным. Оба синонима помогают
раскрыть особенности непроизвольного
внимания. Когда говорят о пассивности,
то оттеняют зависимость непроизвольного
внимания от объекта, который
его привлек, и подчеркивают
отсутствие усилий со стороны
человека, направленных на то, чтобы
сосредоточиться. Когда непроизвольное
внимание называют эмоциональным,
то выделяют связь между объектом
внимания и эмоциями, интересами,
потребностями. В этом случае
также нет волевых усилий, направленных
на сосредоточение объект внимания
выделяется в силу соответствия
его причинам, побуждающим человека
к деятельности.
Итак, непроизвольное
внимание - это сосредоточение сознания
на объекте в силу каких-то
его особенностей
Вот некоторые качества
раздражителя, которые выделяют
его как объект внимания.Более
сильный раздражитель на фоне действующих
привлекает внимание человека к примеру
сцена из фильма «"Чапаев» Чапаевцы
отбили у белых хутор, бойцы отдыхают,
кругом шум, песни. На крыльцо выходит
Петька, ординарец В. И. Чапаева. Ему нужно
попросить бойцов вести себя тише. В общем
шуме призыв утонет, на него не обратят
внимания. Осмотрев площадь перед домом,
ординарец понял это, вынул револьвер
и выстрелил На мгновение все смолкло,
и в эту тишину Петька бросает слава. «Тише,
граждане, Чапай думать будет». Раздражитель
более сильный (выстрел), чем другие, действующие
одновременно с ним, вызывает непроизвольное
внимание. Новизна раздражителя также
вызывает непроизвольное внимание Вызывает
внимание начало и прекращение действия
раздражителя.
Перечисленные особенности раздражителя
ненадолго превращают его в
объект внимания. Более длительное
сосредоточение непроизвольного
внимания на предмете связано
с потребностями в предметах, с их эмоциональным
значением и интересом для человека Предмет,
удовлетворивший потребность, перестает
привлекать непроизвольное внимание человека.
Предметы, вызывающие в процессе
познания яркий эмоциональный
тон (насыщенные цвета, мелодичные
звуки, приятные запахи), вызывают
непроизвольное сосредоточение
внимания. Еще большее значение
для возникновения непроизвольного
внимания имеют интеллектуальные,
эстетические и моральные чувства.
Предмет, вызвавший у человека
удивление, восхищение, восторг,
продолжительное время приковывает
его внимание. Произведения искусства
воздействуют на чувства, привлекают
непроизвольное внимание и вместе
с возникшим познавательным интересом
направляют мыслительную деятельность
на глубокое осознание явлений.
Интерес, как непосредственная
заинтересованность чем-то происходящим
и как избирательное отношение
к миру, обычно связан с чувствами
и выступает одной из важнейших
причин длительного непроизвольного
внимания к предметам.
Отношения человека к предметам
и явлениям проявляются в других
видах внимания произвольном и послепроизвольном.
Синонимами слова произвольное (внимание)
являются слова активное или
волевое. Все три термина подчеркивают
активную позицию личности при
сосредоточении внимания на объекте
Произвольное внимание - это сознательно
регулируемое сосредоточение на
объекте. Человек сосредоточивается
не на том, что для него
интересно или приятно, но на
том, что он должен делать.
Этот вид внимания тесно связан с волей
Произвольно сосредоточиваясь на объекте,
человек прилагает волевое усилие, которое
поддерживает внимание в течение всего
процесса деятельности. Своим происхождением
произвольное внимание обязано труду.
Произвольное внимание возникает, когда
человек ставит перед собой цель деятельности,
выполнение которой требует сосредоточенности.
Когда шофер ведет машину, бухгалтер подсчитывает
колонки цифр, ученый обдумывает результаты
эксперимента, каждый из них должен быть
внимательным.Произвольное внимание требует
волевого усилия, которое переживается
как напряжение, мобилизация сил на решение
поставленной задачи Волевое усилие неооходимо,
чтобы сосредоточиться на объекте деятельности,
не отвлечься, не ошибиться в действиях.
Итак, причиной возникновения произвольного
внимания к любому объекту является постановка
цели деятельности, сама практическая
деятельность, за выполнение которой человек
несет ответственность.
Послепроизвольное внимания. Сам термин
подсказывает, что этот вид внимания возникает
после того, как было вызвано произвольное
внимание. В послепроизвольном внимании
снижается волевое усилие, необходимое
при сосредоточении в произвольном внимании.
По психологической
характеристике послепроизвольное внимание
близко к непроизвольному: оно возникает
также на основе интереса к предмету, но
характер интереса как определенного
отношения к предмету в этом случае иной.
В непроизвольном внимании интерес носит
непосредственный характер. В послепроизвольном
внимании интерес преимущественно проявляется
к результату деятельности.
Так,
можно начать деятельность без
всякого интереса, заставляя себя
сосредоточивать внимание на
ней. Во время работы по той
или иной причине возникает
такое отношение, когда необходимость
волевого поддержания внимания исчезает,
оно остается прикованным к предмету -
остается увлечение процессом выполнения
задачи.
Включение
в деятельность послепроизвольного
внимания в значительной степени определяется
особенностями личности, привычкой трудиться.
Когда для человека «работа без лишнего
счета, работа до жаркого пота, часы за
упорным трудом» становится счастьем
жизни, легко возникает переход произвольного
внимания в послепроизвольное, при котором
до наступления общей усталости не чувствуется
напряжения внимания.
Рассмотренные
три вида внимания в практической
деятельности человека тесно
переплетены взаимными переходами
и поддерживают друг друга.
2. Проблема формирования
и развития внимания
У новорожденного существует
врожденный ориентировочный рефлекс-рефлекс,
проявляющийся в безусловнорефлекторном
ответе на раздражение При сильном звуке
ребенок вздрагивает, свет вызывает реакцию
глаза Здесь ориентировочный рефлекс
включен в суммарную сенсомоторную реакцию
ребенка на внешние раздражители У трехмесячного
ребенка можно отметить заметно выраженный
внешне акт внимания, связанный со зрительным
восприя-гием: ребенок сосредоточивает
взгляд на предмете, следит за его передвижением.
Это свидетельствует о выделении предмета,
о превращении его в объект внимания. Внимание
малыша привлекают внешние особенности
предметов: их яркая окраска, движение,
звук.
К концу
первого года жизни у младенца
расширяется круг явлении, которые
привлекают его внимание: это
слова взрослых, собственные действия
ребенка с предметами. Слово и
предметные действия вызывают
в этом возрасте на непродолжительное
время произвольное внимание. Когда
ребенок слышит слово «мама»,
у него возникает поисковая
ориентировочная реакция.
С 1 года
до 3 лет, когда начинается речевое
общение ребенка, объектами внимания
становится произносимое слово,
а через него и образ, и
мысль. Передвижение в пространстве
(овладение ходьбой) делает объектом
внимания удаленные предметы,
В
преддошкольном возрасте сосредоточение
внимания на . предмете неустойчиво: ребенок
не может распределять внимание, переключение
внимания происходит в значительной степени
непроизвольно. Если ребенка заинтересовала
новая игрушка, он не замечает, как из его
рук выпадает та, с которой он только что
играл. Внимание ребенка этого возраста
воспитателю легко отвлечь я переключить.
Ребенок бежит и падает, он с удивлением
и страхом смотрит на взрослого. Во власти
воспитателя привлечь внимание ребенка
к возникшей боли и страху или сконцентрировать
его внимание на другом предмете. Внимание
преддошкольника в основном непроизвольно,
но по сравнению с младенческим возрастом
отдельные проявления произвольного внимания
возникают чаще и становятся продолжительнее.
У детей
дошкольного возраста значительно
увеличивается время, в течение
которого они могут удерживать
внимание на предмете. К концу
дошкольного периода дети могут
заниматься интересной игрой
около чяса Начинают проявляться все
качества внимания. Однако у детей этого
возраста преобладает непроизвольное
внимание.Произвольное внимание дошкольника
формируется в коллективных ролевых играх,
в познавательных (дидактических) играх,
а также при выполнении трудовых поручений.
Дошкольники 5—7 лет могут с большим вниманием
чем либо заниматься, но их внимание легко
переключается от нужного к интересному,
от неинтересного к более интересному.
Ведущее внимание у школьника
- непроизвольное. Учение как основной
вид деятельности интенсивно
формирует произвольное внимание.
Необходимость произвольно сосредоточиваться
на уроке в классе и во
время приготовления уроков дома
является трудной задачей для
первоклассника, он быстро утомляется.
Непроизвольность внимания первоклассника,
его быструю утомляемость от
собранности, сосредоточенности
во время учебной работы следует
учитывать преподавателю. Учащихся
начальных классов могут легко
отвлекать любые раздражители, так
как у них преобладает непроизвольное
внимание. Чтобы облегчить сосредоточение
внимания детей на содержании
урока, учитель организует их
позу, приучает работать сосредоточенно,
подготавливать все к уроку
до прихода учителя в класс.
В содержании наглядных пособий,
в рассказе не должно быть
ярких эмоциональных моментов, уводящих
в сторону от основного содержания
урока. Эмоциональность и яркость
фактического материала должна
быть связана с целью урока.
Учитывая быструю утомляемость
детей (и умственную и физическую),
следует три-четыре раза на
протяжении урока дать возможность
учащимся отвлечься, отдохнуть.
Особенно полезна физкультурная
разминка во время урока.