Психологические аспекты внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:31, реферат

Описание работы

В процессе познания и деятельности человек получает массу впечатлении, причем многие раздражители действуют на мозг одновременно Сознание не может с одинаковой ясностью отразить все воспринимаемые и мыслимые объекты Биологически и социально важно для человека ясно отразить один два наиболее значимых раздражителя, действующих в данный момент на органы чувств.

Файлы: 1 файл

Психологические аспекты внимания.docx

— 27.87 Кб (Скачать файл)

             Объем внимания младшего школьника  меньше, чем у взрослого человека, распределение внимания слабое. Внимание учеников должно сосредоточиваться  на одном предмете. Так, в начальных  классах нельзя попутно с работой,  выполняемой в данный момент  детьми, давать им другое  задание.

        Обучение  в школе расширяет круг объектов  внимания ребенка. В него включаются  особенности умственной деятельности, правильность, точность, выразительность  речи, особенности запоминания, умение  выразить содержание, смысл изученного.С возрастом увеличивается устойчивость внимания Младший школьник не способен длительное время удерживать внимание на одном предмете. Поэтому в младших классах рекомендуется чаще менять виды деятельности на уроке, включать в урок игровые моменты, поддерживающие непроизвольное внимание

        В  подростковом возрасте к вниманию  ученика предъявляются более  высокие требования прежде всего  самим содержанием учебных предметов  Сложность материала (грамматические, арифметические, физические правила  и законы), его абстрактность заставляют  интенсивно концентрировать произвольное  внимание Возрастает устойчивость внимания на отдельных предметах, особенно в связи с возникновением более стойких дифференцированных интересов.  К концу подросткового возраста возникает потребность в работе по самовоспитанию внимания

           Развигие внимания тесно связано со становлением личности. Чувство ответственности за учение, за свои успехи, интерес к мыслитеьной работе и удоьотьствие от успешной мыслитетьной деятетьносги, от умело выполненного трудового задания, развитие воли - все это значительно облегчает развитие  произвольного внимания

              У учащихся юношеского возраста  складывается определенный стиль  внимания, формируется внимательность  как черта личности.  Определяется  это более осознанном отношением к учебной и трудовой деятельности, представлением своего жизненного пути, стремлением к самовоспитанию, желанием развить у себя определенные черты личности. Развитие внимания связывается со становлением познавательных, эмоциональных и волевых черт личности, с определившейся направленностью человека

           Формирование внимания как произвольной  психической деятельности, которой  управляет сам человек, прсдполагает самостоятельную работу над собой и наличие психологичсских знаний, направляющих работу по самовоспитанию. Для развития произвольного внимания важно выработать в себе установку - никогда не работать невнимательно Полезно научиться концентрировать внимание и не отвлекаться при наличии помех в работе шума, посторонних разговоров

           В целом, чем выше уровень  осознанности деятельности, которую  выполняет человек, тем легче  на ней концентрируется внимание.

          Итак, развитие внимания идет  по следующим направлениям:

1) совершенствуются все  виды внимания,

2) особенно интенсивно  развивается произвольное и послепроизвольное внимание, которое начинает занимать ведущееместо в регуляции деятельности, 3) складывается привычка работать внимательно, не отвлекаясь на внешние и внутренние факторы, выступающие как помехи для сосредоточения внимания, 4) развиваются свойства внимания.

 Синтезом всего развития  внимания является формирование  внимательности как черты личности.

           Внимание как черта личности, т е внимательность, определяется прежде всего соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что и зачем ему нужно.            Преобладание непроизвольного внимания свидетельствует, о внутренней пустоте человека его внимание находится во власти внешних обстоятельств, волевая регулировка внимания минимальна.

3. Внимание в практике  предпринимателя и педагога

              Огромную ценность в обществе  приобретает внимательность как  черта характера, выражающая отношение  к людям Внимание к нуждам  и интересам, переживаниям и  здоровью членов коллектива должно  быть обязательной чертой каждого  руководителя. Это требование в  полной мере относится и к  учителю, для которого жизнь  детей и их развитие представляют  постоянный объект внимания. Внимательность  составляет основу чуткости и  такта в подходе как к детям, так и к взрослым

    Отмечая роль  внимания в психической деятельности, вспомним слова великого русского  педагога К Д. Ушинского: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

     Предприниматель  и педагог в своей деятельности  решает двуединую задачу, развивает  свое внимание и формирует  внимание подчиненных или учеников  Они должны постоянно совершенствовать  свойства собственного внимания  и развивать внимательность, как  черту характера. Общеизвестно, что,  объясняя урок, начинающий учитель  не видит каждого учащегося  класса, иногда сам допускает  ошибки в рассказе и не замечает  их, пропускает ошибки в ответах  учеников Это связано с тем, что неопытный учитель не умеет распределить и организовать свое внимание Единственным объектом для него является материал, который он рассказывает Бросая во время объяснения взгляд на учеников, он не видит нарушения дисциплины. С опытом и содержание учебного материала, и его изложение начинают в меньшей мере сковывать внимание учителя. Благодаря этому возникает возможность распределять внимание между объяснением материала урока и наблюдением за поведением, работой школьников Способность распределять внимание воспитывается в деятельностии постепенно становится существенной чертой личности. Состояние глубокой концентрации внимания - необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности.

         Особая  роль руководителя заключается  в управлении вниманием подчиненных.

           В практике учителя и руководителя, зная закономерности возникновения  очага оптимальной возбудимости  в коре головного мозга человека, могут организовать благоприятные  условия для его возникновения.  Ограничение движений, направленность  взора на говорящего, отсутствие посторонних раздражителей - все это способствует возникновению очага оптимального возбуждения в нужных для продуктивной  деятельности участках мозга.

            Поэтому в воспитании внимания  человека исключительное значение  имеет умение наметить и поставить  цель, которая может формулироваться  им самим или быть предложенной  кем-то. Постановка и постоянное  уточнение целей деятельности  вызывают, поддерживают и переключают  внимание.

          Не меньшее значение в возникновении  и организации внимания имеет  укрепление динамических стереотипов.  У человека, привыкшего работать  внимательно, постепенно вырабатывается  динамический стереотип, который  значительно облегчает возникновение  очага оптимальной возбудимости  в привычной рабочей обстановке. Следует подчеркнуть, что нельзя допускать невнимательного выполнения работы, так как изменить сложившийся динамический стереотип всегда труднее, чем выработать новый.

          Состояние нервной деятельности, связанной с вниманием, выражается внешне: в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколыко внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением движений, направленностью органов чувств на объект, если он дан в восприятии. Мимика погруженности в мир своих мыслей характерна разведением осей глаз (говорят. у человека отсутствующий взор). Накапливая опыт работы слюдьми, руководитель, педагог должен научиться по мимике и позе определять начало отвлечения внимания и направлять его, не ожидая полного отключения человека от дела

          Так как внимание не может  быть беспредметно, то, организуя  его,  прежде всего, необходимо  указывать, на чем в данный  момент нужно сосредоточиться,  и умело переключать внимание  с одного предмета на другой. «Послушайте наши планы (доказательство  теоремы), а теперь обратите внимание  на чертеж (схему) - такие замечания  вызывают внимание к тем сторонам, которые являются наиболее существенными.

              Излагая материал, ставя задачи  можно вызвать непроизвольное внимание изменением силы, тембра голоса и темпа речи. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь приковывает внимание уже внешней стороной. Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание

           Более длительное сосредоточение  непроизвольного внимания на  предмете связано с потребностями  в предметах, с их эмоциональным  значением и интересом для  человека Предмет, удовлетворивший  потребность, перестает привлекать  непроизвольное внимание человека. Предметы, вызывающие в процессе  познания яркий эмоциональный  тон (насыщенные цвета, мелодичные  звуки, приятные запахи), вызывают  непроизвольное сосредоточение  внимания. Еще большее значение  для возникновения непроизвольного  внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

           Методические приемы, направленные  на то, чтобы вызвать интерес  к данному делу и через него  организовать  внимание и к  другим предметам, различны. Так,  могут быть организованы игры, применены наглядные пособия  - картинки с изображением предметов,  соответствующих лексике, использованы  видеоматериалы.

         Общепсихологическими  принципами при которых непроизвольное внимание поддерживается интересом являются следующие: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность.

        Есть  целый ряд условий, облегчающих  произвольное сосредоточение внимания. К условиям, облегчающим поддержание  произвольного внимания, относятся  особенности обстановки рабочего  места. В помещении не должно  быть посторонних раздражителей,  отвлекающих от дела

        Важным  условием поддержания внимания  является психическое состояние  человека Утомленному человеку  очень трудно сосредоточиться.  Многочисленные наблюдения и  опыты показывают, что к концу  рабочего дня увеличивается количество  ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается  состояние усталости: трудно сосредоточить  внимание Эмоциональное возбуждение,  вызванное причинами, посторонними  для выполняемой работы (озабоченность  какими.то другими мыпями болезненное состояние и другие подобного рода факторы), значительно ослабляет произвольное внимание человека

           Облегчает возникновение и поддержание  произвольного внимания привычка  работать внимательно в различных   как благоприятных, так и неблагоприятных  условиях.

         Организуя  внимание учеников, (подчиненных), руководитель (учитель) должен продумывать  не только то, как вызвать внимание к данному вопросу, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.

           Развигие внимания тесно связано со становлением личности. Чувство ответственности за дело, за свои успехи, интерес к работе и удоьотьствие от успешной деятетьносги, развитие воли - все это значительно облегчает развитие  произвольного внимания

           Не менее важное значение имеет выделение объекта внимания в процессе воспитания. Следует привлекать внимание школьников (сотрудников) к хорошим и отрицательным поступкам, к красоте и безвкусице, с тем чтобы выработать у них правильное отношение к поведению, сформировать эстетические вкусы.


Информация о работе Психологические аспекты внимания