Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 15:01, реферат
Тревожность спортсмена является немаловажной характеристикой личности. Для спортсменов важно иметь низкий уровень тревожности в процессе спортивной деятельности. Изучение тревожности в спортивной психологии занимает значительную часть. Сегодня я вкратце расскажу.
Тревожность. Уверенность в себе. Терпимость к боли.
Мыслительная тренировка (виртуальная) спортсменов. Психология спорта или спорт и психология
Психологические аспекты лени в спорте.
Спортивная деятельность и мастерство
Психологические черты спортсмена. Агрессивность.
РЕФЕРАТ
на тему:
«Психологические черты спортсмена»
ВЫПОЛНИЛ: Сердобинцева Тамара
Студент 1 курса,
группа ПСИХОЛОГИЯ
ПРОВЕРИЛ: АМРЕНОВА А.К.
Усть-Каменогорск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ:
Тревожность. Уверенность в себе. Терпимость к боли.
Тревожность.
Тревожность спортсмена является немаловажной характеристикой личности. Для спортсменов важно иметь низкий уровень тревожности в процессе спортивной деятельности. Изучение тревожности в спортивной психологии занимает значительную часть. Сегодня я вкратце расскажу.
По тестам
MMPI и проективному «дом-дерево-
Уверенность в себе.
Уверенность в себе преобладает у спортсменов высокого класса, что логично, потому как их имя знакомо не только тренерам и знакомым, но и прессе и незнакомым людям. Они завоевали статус в обществе, имеют престиж среди других спортсменов. Как правило, спортсмены увереннее в себе, чем не спортсмены, но существуют спортсмены, которые пришли в спорт, чтобы побороть в себе чувство не уверенности. Кроме того, есть группа спортсменов, которая стремится скрыть свою неуверенность за счет общительности и стремлению к тренировкам. Тренер обязан знать, кто из его спортсменов более уверен в себе, а кто менее. Так как с каждым требуется свой подход в тренировочном и соревновательном процессе. Неуверенному в себе требуется большая эмоциональная включенность тренера, требуется больше похвалы от тренера и напарников по команде или соперников. Также значительно повышается уверенность, если тренр в прессе похвалил неуверенного в себе спортсмена. Также тренеру стоит давать адекватную реакцию на выступление неуверенного спортсмена вызванного на соревнование неожиданно: не стоит ругать его за неудачное выступление, стоит с ним понять его ошибки именно во время соревнования .Неуверенность в себе берет корни из детского воспитания, поэтому общение с психологом и психологические тесты помогают выявить уровень уверенности в себе спортсмена.
Терпимость к боли.
Исследования показывают, что существует несколько типов спортсменов, различающихся по характеристики их переносимости к боли. Большая часть спортсменов боль способна переносить боль чем неспортсмены. Спортсмены во время спортивной деятельности способны развить терпимость к боли путем снижения интенсивности входного стимула (т.е. организму не поступает сигнал о боли) и волего блокирования визуальных, кинестетических и болевых импульсов (т.е. спортсмен как бы не видит, не ощущает и не чувствует боли).
Два основных типа спортсменов: скрывающие боль и склонные к травмам. Последний тип спортсменов признан самым трудным по исследованиям клинических психологов. Они могут преувеличивать серьезность своего здоровья или симулировать, чтобы оправдать поражение. Первый тип встречается чаще, такие спортсмены склонны к скрыванию травм, даже серьезных. Тренеру следует быть внимательным к своим спортсменам и знать своих спортсменов, чтобы предупредить серьезную травму спортсмена либо тревожность по поводу состояния своего здоровья и симулирование травмы. Как правило, излишнее сокрытие и излишние преувеличение недомоганий свидетельствуют о психологических проблемах спортсмена. Таким образом, тренеру следует работать совместно с психологом с такими спортсменами.
Мыслительная тренировка (виртуальная) спортсменов. Психология спорта или спорт и психология
Мыслительная тренировка в спортивной деятельности представляет собой мысленное повторение определенных действий и движений, которые спортсмен либо уже совершал в прошлом, либо только собирается сделать. Такая тренировка включает в себя умственную и моторную составляющие. Разница между мыслительной тренировкой и образными представлениями заключается в том, что при тренировке движения прокручиваются в логическом порядке, происходит анализ действий и контроль уровня нервно-мышечного напряжения. Следуя преимуществам тренировки над образностью, тренеры могут выводить спортсменов на необходимый уровень напряжения мышечных групп и повышать эмоциональную настройку перед стартом. Как показывает практика, спортсмены лучше мыслят не словами, а именно образами. Из-за того, что передача информации словами требует времени и не всегда точна, тренировка на словесном уровне уступает мыслительной. В тех видах спорта, где требуется быстрота реакции, если спортсмен начнет себе объяснять происходящее словами, он не успеет своевременно отреагировать на постоянно меняющиеся обстоятельства. Мышление образами дает способность мгновенно представить себе требуемое положение тела в каждый момент времени при быстро меняющейся ситуации. Таким образом, способность мыслить образами развивается за счет мыслительной тренировки, что очень важно для спортсмена.Развитие мыслительной тренировки происходит за счет многократного визуального воспроизведения одной и той же ситуации. При этом вначале спортсмен воспроизводит только значимые ему моменты, т.е. отдельные важные ему образы, а потом ситуацию в целом. При совершенствовании навыка образного восприятия будет наблюдаться обратная картина. Спортсмен сможет воспроизвести всю ситуацию целиком и ее развитие сразу, а уже исходя, ее развития вычленить наиболее значимые образы. Такой подход эффективен, потому что спортсмен не затрачивает лишнего времени на информацию, которая не требует деталей. Такая способность, как выбирать самое важное в потоке большого количества информации, является еще одним преимуществом мыслительной тренировки. Существует немало спортсменов, которые не знают, как поступать в той или иной ситуации, и поэтому испытывают тревогу и волнение. В любом виде спорта есть объекты и действия, учет которых ведет к эффективности спортивной деятельности. Если спортсмен не может их определить, то он как раз попадает в тревожное состояние. Решающие детали зависят от каждой конкретной ситуации и от характера технико-тактических действий спортсмена в этой данной ситуации. В случае совершенствования осознования таких ключевых моментов и доведения требуемых навыков при этих моментах до автоматизма, спортсмену все меньше требуется времени в контроле их реализации. Таким образом, достигается субъективное ощущение требуемого уровня для того, чтобы начать замечать другие действия и движения. А дальше спортсмен может сконцентрировать свое внимание уже на сопернике и может учиться распознавать полезную информацию из окружающей его соревновательной обстановки. Для того чтобы помочь спортсменам выработать свой способ отбора информации, существуют различные методы. Для успешности мыслительной тренировки необходимо соблюдать такие моменты как: Осуществление мыслительной тренировки может осуществляться как в состоянии активной деятельности, так и в состоянии покоя. Здесь нет четкого решения, все строго индивидуально для каждого спортсмена в каждой конкретной ситуации. Мысленно движения должны воспроизводиться строго в соответствии с реальными действиями. Не следует применять мыслительную тренировку по горячим следам, т.е. сразу после выступления. Правильное формирование в сознании ключевых моментов в разных ситуациях, т.е. знание основных тактико-технических навыков.
Мыслительная тренировка должна учить спортсмена тому, что он будет делать в или иной игровой ситуации, на каких элементах он будет фокусироваться. Другим важным условием эффективности является сопоставление своих физических мышечно-двигательных ощущений с результатом фактического выполнения двигательных действий. При многократном прокручивании движений в различных ситуациях, они станут автоматическими. Таким образом, даже в ответственной ситуации, спортсмен благодаря ощущениям будет действовать грамотно и забывать о том, как правильно действовать, и получать предупреждение в виде тревоги, если ощущения воспроизводятся не нормально. Главная задача тренера заключается в том, чтобы научить спортсменов умению выбирать правильные основные моменты в ситуациях. В большинстве случаев неправильного применения мыслительной тренировки, она не окажет влияния на результаты спортивной деятельности, но иногда может и помешать удачному выступлению спортсмена.
Более кратко и доступно: Виртуальная тренировка — это визуальное воображение конкретных действий в различных ситуациях. Визуальное воображение — это способность предствить ситуацию в целом и вычленить из нее нужные моменты. Методика виртуальных тренировок позволяет запомнить базовые и важные движения и действия и не тратить на обдумвания их уже будучи на соревнованиях или реальных тренировках. Сначала происходит обдумывание, а далее спортсмен уже автоматически воспроизводит действие. Таким образом совершенствуя свою технику и анализ понимания ситауции. Разберем, виртуальные тренировки на примере автоспорта. Пилот представляет у себя в уме, например, прохождение поворота. Тренировка будет оказывать эффект, если пилот представит всю ситуацию в подробностях, т.е. в какой момент он отпускает педаль газа или не отпускает, в какой момент он поварачивает руль, на сколько градусов. сколько это действие занимает по времени и т.д. Гонщик, как и любой человек, получает информацию с помощью визуального, слухового и сенсорного факторов. Таким образом, компьютерные игры уступают виртуальным тренировкам. И из этого следует, что очень важно представлять и чувственную составляющую в виртуальных тренировках. Каждый пилот сначала должен уметь проехать трассу мысленно. При этом требуется соблюдать реальную посадку за рулем для наилучшего эффекта именно в мышечно-двигательной составляющей. Далее включается секундомер и гонщик проезжает круг. Далее сравниваются результат реальный и результат виртуальный, на основе чего делается анализ действий. При правильном подходе, в реальной гонке удается разгрузить свой мозг от мыслей как проходить этот поворот, а как лучше проехать эту связку поворотов. В связи с этим освобождается время на обдумывание действий соперников. На самом деле и действия соперников в той или иной ситуации можно также запомнить при помощи виртуальной тренировки. Естественно все ситуации не отработаешь, но автоматическое воспроизведение базовых ключевых действий с помощью виртуальной тренировки выработается, что поможет избежать волнения, страха и тревоги, а также лишних мыслей в голове во время соревнований. Виртуальная тренировка учит правильному фокусированию во время соревнования, а также грамотному анализу своих действий.
Психологические аспекты лени в спорте.
Спортсмен ленится, т.е. теряет мотивацию и стимул к тренировкам. Причиной этому могут быть однообразие тренировок, неудовлетворенность результатами, болезнь, желание проводить день не по столь жесткому графику и т.п. С точки зрения психологии, появление лени у спортсмена говорит о том, что нет достаточного признания им важности того, что он делает. Спортсмен понимает для чего он выполняет то или иное действие, но каждый раз в голове возникает мысль -, а может данное действие не стоит того, а может все-таки стоит. Например, фехтовальщик на тренировке оттачивает мастерство прямой атаки из 6-ой позиции на мишени. Он понимает, что такая тренировка помогает быстроте реакции в поединке. В то же время, он сомневается в полезности, потому как считает, что уже выучил данное действие до автоматизма и больше никогда не забудет. В итоге, ему лень повторять данную атаку, возможно, даже однократно. В такой ситуации тренер может заставить спортсмена выполнять упражнение, как говорится, через силу. Тогда спортсмен может потерять удовольствие к тренировкам или, вообще, к профессиональному спорту (жесткий случай, но возможный). Как известно, удовольствие — очень значимый фактор для достижения прогресса в спортивной деятельности, да и не только в ней.
Итак, спортсмен жалуется на лень. Как ему помочь преодолеть ее? В спортивной психологии, в такой ситуации, основной упор делается на осознание спортсменом своих актуальных потребностей в данный момент времени. Помощью в определении таких потребностей служит определение системы ценностей спортсмена, мотивации в текущей деятельности и связи текущей деятельности, включая мотивацию, с потребностями спортсмена. Самое распространенное упражнение на выявление актуальных потребностей это написать на листке в два столбика список причин сомнений, в первый заносятся «почему это стоит делать», во второй — «почему этого не стоит делать». Записать требуется как можно больше причин, желательно, все что приходит в голову. С помощью такого упражнения, можно мысли «мне надо, а я не хочу» перевести в более грамотные «я не хочу, мне и не надо“ и " мне надо, а я этого и хочу». В примере с фехтовальщиком, противоречие выглядит как «мне надо отработать атаку, а я не хочу». Благодаря упражнению противоречие, как один из множества вариантов, может преобразоваться в «я не хочу отрабатывать атаку, мне и не надо, потому что сейчас я ей владею на достаточном уровне» и «мне надо отработать защиту, а я как раз этого и хочу, потому что на данный момент времени она у меня слабая». Таким образом, фехтовальщик определил свою актуальную потребность на данный момент времени — это отработка защиты — и он знает, что может вернуться к отработке атаки из 6-ой позиции, когда почувствует в этом необходимость. Как именно происходит процесс преобразования противоречия? Этот вопрос более сложный. Данный процесс строго индивидуален и зависит от умения осознавать и анализировать. Профессиональные спортсмены прибегают к помощи спортивных психологов, которые помогают обращать внимание на причины, которые до выполнения упражнения спортсмен не замечал, и концентрироваться на причинах «почему это стоит делать».