Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 15:01, реферат
Тревожность спортсмена является немаловажной характеристикой личности. Для спортсменов важно иметь низкий уровень тревожности в процессе спортивной деятельности. Изучение тревожности в спортивной психологии занимает значительную часть. Сегодня я вкратце расскажу.
Тревожность. Уверенность в себе. Терпимость к боли.
Мыслительная тренировка (виртуальная) спортсменов. Психология спорта или спорт и психология
Психологические аспекты лени в спорте.
Спортивная деятельность и мастерство
Психологические черты спортсмена. Агрессивность.
Еще один вариант решения проблемы лени в спорте — это осознание спортсменом зачем он сейчас ленится, какие выгоды он имеет, а что отдает и теряет. Затем спортсмен сам принимает решение о том, хочет ли он менять ситуацию или не хочет. Если выбирается второй вариант, то акцент делается на плюсах от ситуации. Таким образом, спортсмен преодолевает сомнение в том, что он что-то не то делает. Если выбирается первый вариант, разбираются минусы и плюсы иной ситуации. В этом случае акцентируется внимание на минусах, чтобы спортсмен смог осознать, что для него значимо сейчас — минусы иной ситуации или плюсы лени. В нашем примере фехтовальщик от лени, как вариант, получат возможность заняться чем-нибудь другим кроме тренировки, отдает возможность тренеру позаниматься с другим спортсменом, теряет возможность найти свой стиль исполнения атаки.
Дальнейшие действия нашего фехтовальщика не предсказуемы, потому как вся психологическая работа с ленью направлена на самостоятельный осознанный выбор своей индивидуальной жизни, потому как осознание своей актуальной потребности - это и есть выбор того, чем хочется заняться в данный момент времени собственной жизни. Стоит заметить, что фехтовальщик имеет право выбрать любой вариант и выбор будет полезным, если при этом он перестанет сомневаться в своих действиях.
Спортивная деятельность и мастерство.
Результативность спортивной деятельности обеспечивается такими факторами как: физические способности и психосоциальная готовность к достижению результата. Известно, что эти факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на результат. Таким образом, спортивная деятельность состоит из: 1. Фазы предвкушения будущего действия; 2. Фазы реализации действия; 3. Фазы интерпритации действия. Все три фазы тесно связаны между собой. В первой фазе спортсмен оценивает свои действия и оценивает условия соревнований и исходя из этого предвкушает результат на соревнованиях. Во второй фазе он стремиться добиться максимального результата для себя. В последней фазе происходит анализ действий спортсмена и его результата по отношению к ожидаемому. Последняя фаза очень важна для развития спортсмена в дальнейшем, а из этого следует, что предстартовое психологическое состояние оказывает значительное влияние на достижение цели. Регуляцию фаз предвкушения и интерпритации должен осуществлять тренер. Оптимальное предстартовое состояние реализуется только при качественной тренировке тренером. Например, спортсмен сознательно контролирует свое предстартовое состояние. Таким образом, результат и действия спортсмена будут очень близки к ожидаемому результату до старта соревнований, что будет способствовать совершенствованию таких способностей спортсмена как физические, психические и волевые качества.
Мастерство — это умение достичь результата, тратя на это ровно столько сил и энергии, сколько необходимо. Например, в фехтовании, атакавать соперника настолько, чтобы сила и точность удара были достаточными для того, чтобы атаку засчитали успешной. Не больше и не меньше. Если больше, то затрачены лишнии силы, которые могут пригодиться, например в защите. Если меньше, то силы еще есть, но атака не защитана, и всеравно получилось, что затраченные усилия были напрасны. Мастер показывает тот результат, который достаточен для победы. Мастер не пытается показать результат больший, чем для победы. Очень часто из-за этого желания проигрываются соревнования. Мастерство — это умение адаптироваться и импровизировать. Новички в спорте очень часто стремятся делать все как их учили, как было на тренировках, т.е. не отступать от заученных знаний. Они стремятся сделать так, чтобы все было правильно. Но в спорте нет понятий «правильно» и «неправильно». У мастера все складывается, даже если что-то идет не по плану. Мастер может адаптироваться к любой возникающей ситуации, на то он и мастер. Мастер гибок в принятии решений уже по ходу соревнований. Пример снова из фехтования. Спортсмен наносит удар, которого нет в учебниках, этот удар явился нестандартным действием. Спортсмен просто увидел у соперника незащищенное место и нанес в него укол в рамках правил фехтования, но не конткретно обученной комбинацией ударов, а своей ситуативной. Мастерство — это умение получать удовольствие. Спортсмен, который напряжен, следит за результатами других, сравнивая их со своими, не сможет показать результат. Такой спортсмен больше озобочен своими действиями, своими ошибками, он не может увидить своих преимуществ. Мастер умеет получать удовольствие, он не думает ни о чем лишнем во время соревнований, он расслаблен и настроен на свой результат. Мастерство придет, если быть честным перед самим собой, тренироваться, быть терпеливым и быть верить в успех. Каждый мастер всегда совершенствует свои навыки, таким образом мастерство не является пределом для спортсмена, мастерство — это процесс прогресса своих умений.
Психологические черты спортсмена. Агрессивность.
Психология спорта сравнительно молодое направление. Одной из задач данного направления является изучение психологического портрета личности спортсмена. Исследования по этой теме проводятся в направлении составления профилей личности спортсмена обычного уровня и спортсмена высокого класса. К настоящему моменту нет точного описания таких профилей, но психологическая диагностика спортсменов дает свои плюсы тренеру. Психологическая диагностика проводится используя: 16-ти факторный тест Кэттелла, тесты Роршаха, тест «дом-дерево-человек», шкала Эдвардса, тест
Анализ психологических тестов спортсменов поможет тренеру в эффективной работе спортсмена как индивидуально, так и в команде. Используя полученную информацию, поведение спортсмена во время тренировок и соревнований будет более прогнозируемо, что поможет тренеру структурировать тренировочный и соревновательный процесс специально для данного спортсмена. Знание различий психологических черт личности спортсменов в команде может наладить их межличностное отношение и снизить нежелательные взаимодействия.Будет полезным, сообщить спортсмену результаты, объяснить ему значение полученных показателей, научить его более грамотно понимать себя. Такие действия способствуют эмоциональной устойчивости, адаптации работы во время тренировочного процесса к соревнованиям, и как следствие повышению результатов на соревнованиях.
Таким образом, результаты диагностики помогают спортсмену адаптироваться к спортивной деятельности, учитывая его особенности. Например, нуждается ли спортсмен в особом внимании для эмоциональной адаптации на данный момент времени или возможно ему требуется поддержка на более длительный срок, в связи с этим откорректировать тренироочную и соревновательную деятельности.
Итак, на что следует обращать внимание тренеру и спортсмену в первую очередь, анализируя результаты психологического тестирования? К чертам личности, имеющих важнейшее значения для спортсмена высокого класса, относят: высокий уровень агрессивности, высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера. Кроме того, выделяют: тревожность, уверенность в себе, терпимость к болиавторитарность, самоконтроль или эмоциональная устойчивость, спортивная внешность и интеллектуальный уровень. Естественно, является бесполезным тренеру отсеевать какого-то спортсмена. Так же менее полезным будут являтся тренировки на определенную задачу, при этом ориентируясь исключительно на данные психологической диагностики личности. Агрессивность. В спорте агрессивность является важной составляющей залога успеха. Согласно исследованиям, спортсмена от неспортсмена отличает высокий уровень агрессивности. Спортсмен должен уметь проявлять агрессивность в рамках правил спортивной деятельности. Таким образом, управление своей агрессией является значимой задачей. Уровень агрессивности изменчив на протяжении спортивной деятельности, даже так, он меняется до спорта, во время занятий спортом и после спорта. Используя данные психологической диагностики, тренер может понять уровень агрессивности спортсмена и быть готовым к проявлениям агрессивности со строны спортсмена в разных моментах спортивной деятельности. Стоит отметить, что визуальное понимание уровня агрессивности не всегда совпадает с данными тестов. Такая нестыковка связана, в первую очередь, с индивидуальной историей жизни спортсмена. Не стоит забывать, что психологическая диагностика дает поверхностное понимание агрессивности у спортсмена, поэтому тренеру следует общаться со спортсменом, чтобы составить более точную картину о том, как поощралась агрессивность в семье спортсмена, т.к. от этого будет зависить реакция спортсмена на поощрение агрессии тренером. В связи с полученными данными тренер может корректировать уровень агрессивности, привлекая к общению психолога. Если выясняется, что агрессивность родителями не поощралась или сам спортсмен по каким-то мотивам не проявляет требуемой агрессивности во время соревнований, а чувствует вину, что тормозит его развитие в спортивной деятельности. В таком случае тренеру следует обсудить со спортсменом какие мотивы не позволяют выступать на должном уровне. Ошибкой тренера будет, если он проявит агрессию на своего подопечного. Тренер обучает спортсмена умению контролировать свой уровень агрессивности во время спортивной деятельности с помощью конструктивного поощрения/наказания агрессивного поведения. Тренер может поблагодарить за проявленную агрессивность во время соревнований, потому что она помогла выйти спортсмену на новый уровень, например, спортсмен выиграл свой первый бой с помощью ноккаута, т.к. во время боя проявил чрезмерную агрессивность, но в рамках правил. Но тренер может выразить недовольство проявленной агрессией, если спортсмен действовал вне рамках правил. В обоих случаях тренер проводит разъяснительную беседу со спортсменом. Нередко, агрессия спортсменом направляется на объект, который не имеет отношения к агрессивности. В таком случае, следует выяснить на кого или на что именно направлена агрессивная энергия спортсмена и выразить агрессию по адресу. Такие действия помогут избежать в дальнейшем острого конфликта с адресатом, тем самым помогут совершенствоваться спортсмену, а не замереть на одном месте. По завершению карьеры тренер должен будет подготовить спортсмена к другой жизни, в соответствии с этим, тренеру необходимо будет рассказать куда можно направить чрезмерную агрессию, если спортсмену во время занятий спортом требовался высокий уровень агрессивности. В некоторых случаях, полезно привлечь психолога. Строгая зависимость между видами спорта и спортсменом не обнаружена. Некоторые спортсмены с заведомо низкой агрессивностью могут идти в те виды спорта, где требуется чрезмерный уровень агрессии, потому что желают быть более агрессивными. Так же может и наоборот, спортсмены с высоким уровнем агрессии могут идти в те виды спорта, где требуется низкий уровень. Спортсменов высокого класса выделяет грамотное умение пользоваться своей агрессивностью, т.е. в каких-то ситуациях они могут показать низкий уровень агрессии, а в каких-то — высокий. При этом спортсмен сохраняет хорошие отношения с тренером, с соперниками и коллегами по команде, не смотря на вспышки чрезмерной агрессии или на возникающие конфликтные ситуации.
Таким образом, профессионального спортсмена высокого класса характерезует умение управлять своей агрессивностью, которое входит в задачи тренера.