Оглавление
Введение.
Часть детской психологии которая
занимается изучением детей первого года
жизни ( психология младенчества),еще очень
молода и сама находится в состоянии младенчества.
До начала ХХ в. знания психологов о младенце
ограничивались житейскими наблюдениями,
были разрозненны и весьма не многочисленны.
Одна из причин этого положения заключалась
в отношении к младенцу как к будущему,
но не настоящему человеку, как к существу,
дозревающему вне утробы материи ведущему
скорее растительную, чем психическую
жизнь.
Другая веская причина относительного
отставания психологии младенчества заключалась
с методическими трудностями исследования
психики детей первого года жизни. Они
не понимают речи, не могут произвольно
регулировать свои движения, репертуар
их самостоятельных действий весьма ограничен
и однообразен. В настоящее время благодаря
развитию видеотехники и различных измерительных
приборов стала возможной фиксация тонких
движений ребенка, его реакцией на окружающее
,его эмоций и т. д. Все это способствовало
получению новых, иногда даже неожиданных
результатов о психической жизни маленьких
детей и бурному росту психологии младенчества.
Ребенок, находясь в утробе
матери, ощущает единение со всем миром.
Он погружен в естественную для него водную
среду, в которой комфортно проходит все
стадии эмбриогенеза.
Жизнь в
утробе матери формирует у него сенсорную
чувствительность. Когда малыш слышит
шум, он просто впитывает его в себя, не
осознавая источника звука. Для плода
не существует объектов, так как он не
знает природы их происхождения. У него
есть только чувства.
Период
нахождения плода в утробе матери является
одним из самых замечательных этапов развития
психики и мировосприятия ребенка: он
обладает всем необходимым, ему тепло,
еда поступает прямо в живот, меконий выводится
тут же из организма.
Все чувства, которые переживает
плод, находясь в утробе матери, очень
влияют не его дальнейшую жизнь. И, несмотря
на то, что рождение «обнуляет» память,
ощущения того, как было хорошо в «мамином
домике» сохраняются в подсознании человека
до его последнего вздоха. Поэтому всю
свою жизнь люди ищут этот потерянный
рай и всей душой стремятся к нему. А когда
мы скручиваемся в позе эмбриона, наше
тело вспоминает, как оно себя чувствовало
внутри утробы матери.
Кризис рождения.
Вот так драматично описывает
момент рождения Субботский Евгений Васильевич
(психолог, специалист в области детской
психологии и психологии развития. ):
« «Тюрьма»,доселе нежно обнимавшая
ребенка, взбунтовалась. Она сжимала его
все сильнее и сильнее, стремясь раздавить.
Голова упирается в стенку. Неведомая
сила давит так, что смерть кажется неминуемой…
Страдание и боль достигают вершины.
И вдруг все взрывается. Вселенная
залита светом. Нет больше « тюрьмы», нет
неведомой страшной силы. Малыш родился.
Он в ужасе: ничто более не касается его
спины, головы, ничто не поддерживает его…
Посмотрите на новорожденного
в первые минуты его жизни. Эта трагическая
маска лица, закрытые глаза, кричащий рот.
Эта запрокинутая голова, руки охватившие
ее, ноги, напряженные до предела. Это
тело, напоминающее спазм,- разве все это
не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня,
не трогай меня!»- и в тоже время: «Не бросай
меня, не бросай меня!».
Вы говорите, ада не существует?
Но он есть, не там, не за порогом жизни,
а в ее начале. Что, если вас нагими поместить
в холодильник вниз головой, заполнить
пространство едким дымом, а затем ослепить
прожекторами под громовые раскаты взрывов?
«Такое и в страшном сне не приснится»,-
скажете вы. И тем не менее не то же ли испытывает
ребенок впервые увидевший свет?»
Конечно, в этом художественном
описании страдания новорожденного излишне
драмматизированы и психологизированы.
Но доля правды в нем есть. Рождение- всегда
резкий переход к новому, поэтому этот
момент и весь следующий период новорожденности
являются кризисным ,переходным периодом.
При переходе к внеутробному
существованию коренным образом меняются
не только условия жизни, но и само физиологическое
существование малыша.. до рождения ребенок
и мать слиты в одно целое. Его температура
равна температуре тела матери. Он живет
в мире, где нет контрастов темноты и света,
тепла и холода. Рождаясь, малыш попадает
в мир контрастов и противоречий, и самое
главное из них- вдох.
Нервная система и мозг младенца
очень чувствительны к недостатку кислорода.
Но природа предусмотрела специальное
устройство, чтобы этого избежать. Новорожденный
получает кислород сразу по двум каналам-
через пуповину и легкие. После рождения
пуповина продолжает работать в течении
4-5 минут. Если перерезать пуповину в первые
минуты после рождения, это будет опасно
для его жизни. В первые минуты после рождения
кровеносная система ребенка готовится
к тому, что бы направить кровь по новому
маршруту.. снабженный кислородом через
пуповину, он начинает дышать. Конечно
,первый вдох- это ожог. Но после первого
крика, дыхание обычно устанавливается,
становится чаще, свободнее, глубже. Постепенно
пуповина перестает бится.. и ее отрезают.
С обрезанием пуповины ребенок
фактически получает свободу, но физиологически
теряет мать. Чтобы эта потеря не была
травмирующей, ребенку просто необходимо
присутствие и внимание мамы с первых
минут его жизни. Ощущение ее тепла, запаха,
звук ее голоса, биение сердца,- все это
связывает его с прежней жизнью и делает
приход в этот мир не таким резким, болезненным
и травмирующим.
Врожденные рефлексы новорожденного.
Несмотря на кажущуюся беспомощность,
новорожденный малыш обладает целым арсеналом
врожденных умений – рефлексов, помогающих
ему выжить и приспособиться к так резко
поменявшимся условиям.
Рефлекс – (от лат. reflexus — повёрнутый назад,
отражённый), реакция организма, вызываемая
центральной нервной системой при раздражении
рецепторов агентами внутренней или внешней
среды; проявляется в возникновении или
изменении функциональной деятельности
органов и организма в целом («Большая
советская энциклопедия»).
Некоторые рефлексы жизненно
необходимы для новорожденного (например,
сосательный рефлекс), другие не играют
такой фундаментальной роли, но по ним
врач (педиатр, неонатолог) оценивают уровень
развития малыша, а так же по ним можно
заподозрить отклонения в его развитии.
Некоторые рефлексы, которые уже есть
у новорожденного, сохраняются на всю
жизнь (например, роговичный рефлекс,
который проявляется миганием на любое
прикосновение к роговице глаза). Иные
рефлексы носят временный характер
и угасают через несколько месяцев. Наиболее
ярким примером этого может служить
так называемый рефлекс Робинзона ( или
хватательный рефлекс). Прикосновение
к ладони младенца вызывает удивительно
сильную для новорожденного реакцию схватывания.
Туда же относится и переступательный
рефлекс – если нога младенца прикасается
к какой-либо поверхности, он начинает
совершать обеими ногами переступательные
движения, как будто ходит. К столь же бесполезным
для жизни новорожденного рефлексам относится
рефлекс ползания(прикосновение к подошвам
ног вызывает рефлекторное отталкивание);
рефлекс скидывания ручек( или рефлекс
Моро –если младенцу угрожает падение
или в ответ на сильный звук он резко поднимает
вверх руки и быстро опускает их, при этом
ладошки как будто готовы схватить что
то).
Все это так называемые атавистические
рефлексы. Они представляют собой наследство
полученное ребенком от животных предков.
Характерно, что большинство из них угасают
уже в первом полугодии жизни. Так ,например,
рефлекс Робинзона значительно ослабевает
к четвертому месяцу жизни, до того как
возникает целенаправленный акт хватания.
Переступательный рефлекс исчезает задолго
до того момента, когда ребенок начинает
ходить. Рефлекс ползания также не является
основой для самостоятельного передвижения,
так как доказано, что ребенок начинает
ползать не с отталкивания ножками, а с
движения ручками.
В тоже время эти безусловные
рефлексы новорожденного могут быть включены
в другие ,в более сложные и целенаправленные
формы поведения. Например, сосательный
рефлекс заставляет ребенка постоянно
упражняться в ситуации взаимодействия
с матерью. И в 2-3 месяца превращается в
целенаправленное и регулируемое действие
младенца. Ребенок перестает сосать
все подрят и начинает регулировать ритм
и интенсивность сосания.
Также, у новорожденных можно обнаружить
реакции, направленные на контакт с раздражителем.
Это ориентировочные рефлексы. Наблюдениями
установлено, что уже в период от первого
до третьего дня сильный источник света
вызывает поворот головки: в детской комнате
родильного дома в солнечный день головки
большинства новорожденных, как подсолнухи,
повернуты в сторону света. Доказано также,
что уже в первые дни новорожденным свойственно
следить за медленно перемещающимся источником
света. Легко вызываются и ориентировочно-пищевые
рефлексы. Прикосновение к углам губ, к
щекам вызывает у голодного ребенка реакцию
поиска: ребенок поворачивает головку
в сторону раздражителя, открывает рот.
Психологические характеристики
новорожденного
Центральным новообразованием
новорожденного является появление индивидуальной
психической жизни ребенка. Л.С. Выготский
обращал внимание на 2 момента, связанных
с этим. Первый: жизнь присуща ребенку
уже в эмбриональный период развития.
Новым, возникающим после рождения, является
то, что эта жизнь становится индивидуальным
существованием, отделенным от организма
матери и вплетенным в социальную жизнь
окружающих людей. Второй: жизнь новорожденного,
будучи первой и еще примитивной формой
бытия ребенка как социального существа,
стала не только индивидуальной, но и психической.
Первый из аргументов в пользу
этого – факт готовности центральной нервной
системы к обслуживанию психических проявлений
(зачем слышать, если не слушать, зачем
реагировать, если не на что?). Новорожденный
реагирует на болевые, тактильные, температурные
раздражители, на световые и звуковые
стимулы, на запах. В целом развиты все
виды анализаторов, и к моменту рождения
состояние центральной нервной системы
обеспечивает начало его психической
жизни.
Вопрос о содержании психической жизни
новорожденного долгое время остается
дискуссионным, тем не менее вторым и решающим
аргументом становится то, что мы видим,
хотя и в примитивном виде, те процессы
жизни, которые у старших детей или взрослых
характеризуют различные психические
состояния. Речь идет о выразительном
характере движений, с помощью которых
ребенок выражает эмоции радости, горя,
страха. Явления психической жизни проявляются
и в инстинктивных движениях новорожденного,
связанных с голодом, жаждой, насыщением
и удовлетворением. Конечно, эта психическая
жизнь находится в рудиментарном состоянии,
из которого нужно исключить все собственно
интеллектуальные и волевые явления. Пока
у новорожденного нет ни действительного
восприятия, ни представлений, т.е. нет
ни сознательного отражения внешних предметов,
ни сознательного хотения или стремления.
Пока есть неясные состояния, где чувственные
и эмоциональные части нераздельно слиты,
т.е. есть только то, что можно назвать
аффективными ощущениями.
Для психической жизни новорожденного
характерны два главных момента – преобладание
нерасчлененных переживаний и отсутствие
выделения себя из среды. Главной особенностью
психической жизни новорожденного является
то, что в первый месяц жизни для него не
существует ни кто-то, ни что-то; все раздражения
и все окружающее он переживает только
как субъективные состояния.Чувственное
и эмоциональное (ощущение и переживание)
в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет
себя из среды, не отделяет от матери.
Новорожденный малоэмоционален, и репертуар его
настроений не отличается разнообразием.
И днем и ночью он спит. При бодрствовании он
серьезен, неактивен, спокоен, сохраняет тенденцию к
сонливости. Другой вариант: полностью
бодрствует, серьезен и активен, издает
звуки. Третий: бодрствует, серьезен, активен
и слегка раздражен, подает голос. Четвертый:
явно очень недоволен – активен, серьезен,
кричит. Настроения эти очень быстро меняются.
Новорожденного, если он здоров, в принципе
легко успокоить, взяв на руки и покачав,
дав пососать соску. Удовольствие от укачивания
и сосания – полнейшее в этом возрасте.
Становление потребности общения.
По
вопросу о происхождении потребности
младенца в общении со взрослым существуют
разные точки зрения. Одни авторы считают
ее целиком врожденной, другие полагают,
что она складывается прижизненно, в ходе
общения с другими людьми. Часто потребность
в общении сводится к другим потребностям
— во впечатлении и физическом комфорте
от прикосновения.
Существует ли у новорожденного
потребность в общении со взрослым и общается
ли он с ним реально? Наблюдая за ребенком
первых 2—3 недель жизни, мы не обнаружим
никаких признаков общения. Новорожденный
не проявляет никакого интереса к людям:
его беспорядочный взор никого не ищет
и его крики ни к кому не обращаются. Ребенок
не радуется появлению матери и не огорчается
при ее уходе. Он не отвечает на ее обращения
и не старается привлечь к себе ее внимание.
Отсутствие направленности ребенка на
взрослого впервые недели жизни можно
считать свидетельством того, что потребность
в общении не является врожденной и что
она приобретается прижизненно.
М. И. Лисина высказала гипотезу
о том, что потребность в общении складывается
на основе
других потребностей, но не сводится к
ним. Одним из источников потребности
в общении являются органические потребности
ребенка (в пище, тепле и пр.). Будучи совершенно
беспомощным и не умея самостоятельно
удовлетворять их, младенец сигнализирует
матери о своем дискомфорте: его крики,
движения-, мимика становятся сигналами
для ухаживающих за ним взрослых. Но сам
ребенок в первые дни жизни никому их не
адресует. Взаимодействие новорожденного
и взрослого имеет форму физического ухода
(кормления, пеленания, купания и пр.). Общение
еще отсутствует. Ребенок еще не обращается
ко взрослому, а лишь предоставляет себя
для заботы взрослого. Постепенно у ребенка
складывается образ взрослого как единого
источника всех желанных воздействий.