Психологические характеристики новорожденного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 04:45, реферат

Описание работы

Часть детской психологии которая занимается изучением детей первого года жизни ( психология младенчества),еще очень молода и сама находится в состоянии младенчества. До начала ХХ в. знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрозненны и весьма не многочисленны. Одна из причин этого положения заключалась в отношении к младенцу как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы материи ведущему скорее растительную, чем психическую жизнь.

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 39.87 Кб (Скачать файл)

Другим основанием потребности в общении выступает врожденная потребность во впечатлениях. Как уже отмечалось, другой человек оказывается наиболее привлекательным и информативным объектом в окружающем младенца мире. Он сочетает в себе все наиболее привлекательные физические качества, что естественно притягивает к себе внимание младенца.

Однако решающее значение для возникновения потребности в общении имеет отношение взрослого к ребенку. С первых минут жизни мать относится к ребенку как к полноценной личности, причем совершенно уникальной и очень любимой. Она разговаривает с ним, как будто он понимает ее слова, она одобряет или порицает его действия, как будто он совершает их осмысленно, она обращается к нему, как к полноправному партнеру по общению, авансом наделяя его действия тем смыслом и значением, которого они еще не имеют. Мать сама формирует общение с малышом и устанавливает с ним практические сигнальные связи. Она вслушивается в звуки, издаваемые младенцем, и на многие из них отвечает своими действиями. Всматриваясь в хаотичные, импульсивные движения малыша, мать отвечает на них как на обращения к ней ребенка. В большинстве случаев новорожденный не подает матери никаких ответных сигналов. Но частое чередование движений младенца и ответного поведения матери быстро приводит к установлению действительной связи между ними. Чем внимательнее мать наблюдает за своим ребенком, чем она скорее и точнее реагирует на его сигналы, тем быстрее складывается между ними «сигнальная связь» и тем эта связь прочнее. Однако сначала такая связь имеет односторонний, несимметричный характер: мать прилагает для налаживания отношений с ребенком значительные усилия, отдает ему все свои силы и чувства, а малыш совершенно не реагирует на них и, по-видимому, даже не знает о ее существовании. Его крики и гримаски никому не предназначаются. Сигналами они становятся лишь потому, что их ловит и «читает» мать.

Самую большую радость в первый месяц жизни приносит матери улыбка малыша. Лицо новорожденного находится в постоянном движении, как будто он гримасничает. Среди гримас новорожденного есть такие, которые напоминают улыбку. Однако эти ранние улыбки еще не совсем человеческие: глаза малыша нередко закрыты или глядят в сторону, губы лишь растягиваются горизонтально, но совсем не размыкаются, через доли секунды такая «улыбка» может смениться нахмуриванием или зевотой. Психологи называют такие улыбки «физиологическими», или «гастрическими» (желудочными). Но и такую улыбку мать встречает столь щедро и радостно, что это способствует ее поддержанию и увеличению ее длительности.

Примерно в конце третьей недели жизни новорожденного появляется первая улыбка, которая сопровождается взглядом и явно адресована взрослому. Сначала она мимолетная и мгновенная, но очень скоро младенец все чаще начинает улыбаться матери сразу при ее появлении.

Первая улыбка младенца до сих пор таит много загадок для психологов. На первый взгляд кажется, что улыбка связана с удовольствием: ребенок улыбается, потому что ему хорошо. Однако это далеко не всегда так. Человек не улыбается, когда он хорошо поел или послушал хорошую музыку. Новорожденный тоже в первые дни не выражает свое удовольствие улыбкой. Почему же на третьей неделе жизни он вдруг начинает улыбаться и что дает ему эта улыбка? И почему ему вдруг становится хорошо от простого присутствия другого человека?

Многие исследователи пытались выяснить, что вызывает улыбку младенца. Некоторые из них связывают улыбку с радостью от новых впечатлений. Однако тщательные эксперименты не подтвердили такого предположения. Эксперименты С. Ю. Мещеряковой показали, что яркие игрушки или мелодичный звон неваляшки вызывают у детей замирание, двигательное оживление, но улыбка в этих обстоятельствах у совсем маленьких детей не появляется.

Существует точка зрения, согласно которой младенец радуется взрослому, потому что тот удовлетворяет все его органические потребности. Взрослый как бы выполняет роль «вторичного подкрепления»: ребенок связывает его появление с пищей, теплом и пр. Однако ребенок никогда не улыбается бутылочке с молоком или теплому одеялу, которые, казалось бы, еще ближе связаны с физическим комфортом. Кроме того, если ребенок испытывает сильный физический дискомфорт, он скорее будет кричать, чем улыбаться. Первая улыбка младенца возникает как раз в тех ситуациях, когда все его физические нужды уже удовлетворены.

Наблюдение дало возможность сделать вывод о том, что впервые улыбку вызывают улыбка, взгляд и голос матери. Она возникает как ответ на ласковое обращение другого человека, как своеобразное отражение улыбки другого. Эта улыбка не просто выражает удовольствие ребенка, а является способом сообщить взрослому о своем удовлетворении. Она является средством налаживания отношений с окружающими людьми, или средством общения. В отличие от физиологической улыбки, она обращена конкретному человеку, и поэтому ее можно назвать коммуникативной. Конечно, криком младенец также подает сигналы взрослым, но принципиальное отличие этих двух сигналов заключается в том, что улыбка связана не с примитивным органическим дискомфортом, а с совершенно новым удовольствием—удовольствием от соприкосновения с другим существом, которое способно воспринять его и отнестись к нему. Это стремление к другому является уже не физиологическим, а духовным свойством младенца.

Первая истинно человеческая, или коммуникативная, улыбка появляется в конце этапа новорожденности и знаменует собой его завершение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, в момент рождения ,ребенок проходит некий рубеж, отделяющий один мир от другого. В постнатальный период происходит полное изменение жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый этап дыхания(включаются легкие ребенка), новый способ питания, новые температурные условия и т. д.  Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения - переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Для гармоничного развития ребенка и формирования здоровой психики, родителям стоит заранее подготовится к появлению малыша на свет. Создать благоприятные условия. Будущая мать должна избегать стрессовых ситуаций, не давать воли отрицательным эмоциям, стараться пребывать в хорошем настроении; должна не забывать  о том, что пение, музыка, искусство, приятное общение успокаивают ,приносят радость и чувство внутренней свободы, которая благотворно сказывается на развитие ребенка.

После рождения ребенка, мать всегда должна быть рядом с ним, дарить ему свою любовь, заботу и ласку. Так как основная деятельность ребенка в младенческом возрасте- эмоциональное общение, необходимо нежно и весело разговаривать с малышом, петь ему  песенки, рассказывать сказки. Это сформирует у ребенка чувство доверия к миру, будет способствовать поощрению в его исследовательской деятельности, что послужит основой для его гармоничного развития.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Валлон А. Психологическое  развитие ребенка. М., Просвящение,1997,с.24.

2.Воспитание малыша в  семье от рождения до трех  лет; Советы психолога Е.О. Смирнова, Галигузова  Л.Н., Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В., Дробинская А.О.-М.,АРКТИ,2004.-160 с.

3.Детская психология. Методические  указания Ефимкина Р.П. Новосибирск: Научно–учебный центр психологии НГУ,1995

4.Смирнова Е.О.Детская психология. М. :Владос, 2003.-368 с.

5.Туревская Е.И.Возрастная психология. Тула,2002. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого.

 

 


Информация о работе Психологические характеристики новорожденного