Другим основанием потребности
в общении выступает врожденная потребность
во впечатлениях. Как уже отмечалось, другой
человек оказывается наиболее привлекательным
и информативным объектом в окружающем
младенца мире. Он сочетает в себе все
наиболее привлекательные физические
качества, что естественно притягивает
к себе внимание младенца.
Однако решающее значение для
возникновения потребности в общении
имеет отношение взрослого к ребенку. С первых минут жизни мать относится
к ребенку как к полноценной личности,
причем совершенно уникальной и очень
любимой. Она разговаривает с ним, как
будто он понимает ее слова, она одобряет
или порицает его действия, как будто он
совершает их осмысленно, она обращается
к нему, как к полноправному партнеру по
общению, авансом наделяя его действия
тем смыслом и значением, которого они
еще не имеют. Мать сама формирует общение
с малышом и устанавливает с ним практические
сигнальные связи. Она вслушивается в
звуки, издаваемые младенцем, и на многие
из них отвечает своими действиями. Всматриваясь
в хаотичные, импульсивные движения малыша,
мать отвечает на них как на обращения
к ней ребенка. В большинстве случаев новорожденный
не подает матери никаких ответных сигналов.
Но частое чередование движений младенца
и ответного поведения матери быстро приводит
к установлению действительной связи
между ними. Чем внимательнее мать наблюдает
за своим ребенком, чем она скорее и точнее
реагирует на его сигналы, тем быстрее
складывается между ними «сигнальная
связь» и тем эта связь прочнее. Однако
сначала такая связь имеет односторонний,
несимметричный характер: мать прилагает
для налаживания отношений с ребенком
значительные усилия, отдает ему все свои
силы и чувства, а малыш совершенно не
реагирует на них и, по-видимому, даже не
знает о ее существовании. Его крики и
гримаски никому не предназначаются. Сигналами
они становятся лишь потому, что их ловит
и «читает» мать.
Самую большую радость в первый
месяц жизни приносит матери улыбка малыша.
Лицо новорожденного находится в постоянном
движении, как будто
он гримасничает. Среди гримас новорожденного
есть такие, которые напоминают улыбку.
Однако эти ранние улыбки еще не совсем
человеческие: глаза малыша нередко закрыты
или глядят в сторону, губы лишь растягиваются
горизонтально, но совсем не размыкаются,
через доли секунды такая «улыбка» может
смениться нахмуриванием или зевотой.
Психологи называют такие улыбки «физиологическими»,
или «гастрическими» (желудочными). Но
и такую улыбку мать встречает столь щедро
и радостно, что это способствует ее поддержанию
и увеличению ее длительности.
Примерно в конце третьей недели
жизни новорожденного появляется первая
улыбка, которая сопровождается взглядом
и явно адресована взрослому. Сначала она
мимолетная и мгновенная, но очень скоро
младенец все чаще начинает улыбаться
матери сразу при ее появлении.
Первая улыбка младенца до сих
пор таит много загадок для психологов.
На первый взгляд кажется, что улыбка связана
с удовольствием: ребенок улыбается, потому
что ему хорошо. Однако это далеко не всегда
так. Человек не улыбается, когда он хорошо
поел или послушал хорошую музыку. Новорожденный
тоже в первые дни не выражает свое удовольствие
улыбкой. Почему же на третьей неделе жизни
он вдруг начинает улыбаться и что дает
ему эта улыбка? И почему ему вдруг становится
хорошо от простого присутствия другого
человека?
Многие исследователи пытались
выяснить, что вызывает улыбку младенца.
Некоторые из них связывают улыбку с радостью
от новых впечатлений. Однако тщательные
эксперименты не подтвердили такого предположения.
Эксперименты С. Ю. Мещеряковой показали,
что яркие игрушки или мелодичный звон
неваляшки вызывают у детей замирание,
двигательное оживление, но улыбка в этих
обстоятельствах у совсем маленьких детей
не появляется.
Существует точка зрения, согласно
которой младенец радуется взрослому,
потому что тот удовлетворяет все его
органические потребности. Взрослый как
бы выполняет роль «вторичного подкрепления»:
ребенок связывает его появление с пищей,
теплом и пр. Однако ребенок никогда не
улыбается бутылочке с молоком или теплому
одеялу, которые, казалось бы, еще ближе
связаны с физическим комфортом. Кроме
того, если ребенок испытывает сильный
физический дискомфорт, он скорее будет
кричать, чем улыбаться. Первая улыбка
младенца возникает как раз в тех ситуациях,
когда все его физические нужды уже удовлетворены.
Наблюдение дало возможность
сделать вывод о том, что впервые улыбку
вызывают улыбка, взгляд и голос матери.
Она возникает как ответ на ласковое обращение
другого человека, как своеобразное отражение
улыбки другого. Эта улыбка не просто выражает
удовольствие ребенка, а является способом
сообщить взрослому о своем удовлетворении.
Она является средством налаживания отношений
с окружающими людьми, или средством общения. В
отличие от физиологической улыбки, она
обращена конкретному человеку, и поэтому
ее можно назвать коммуникативной. Конечно,
криком младенец также подает сигналы
взрослым, но принципиальное отличие этих
двух сигналов заключается в том, что улыбка
связана не с примитивным органическим
дискомфортом, а с совершенно новым удовольствием—удовольствием
от соприкосновения с другим существом,
которое способно воспринять его и отнестись
к нему. Это стремление к другому является
уже не физиологическим, а духовным свойством
младенца.
Первая истинно человеческая,
или коммуникативная, улыбка появляется
в конце этапа новорожденности и знаменует
собой его завершение.
Заключение.
Таким образом, в момент рождения
,ребенок проходит некий рубеж, отделяющий
один мир от другого. В постнатальный период
происходит полное изменение жизни ребенка,
связанное с физическим отделением от
материнского организма: это новый этап
дыхания(включаются легкие ребенка), новый
способ питания, новые температурные условия
и т. д. Поэтому новорожденность с физиологической
точки зрения - переходный период, когда
происходит приспособление к внеутробному
образу жизни, становление собственных
систем жизнеобеспечения организма.
Для гармоничного развития
ребенка и формирования здоровой психики,
родителям стоит заранее подготовится
к появлению малыша на свет. Создать благоприятные
условия. Будущая мать должна избегать
стрессовых ситуаций, не давать воли отрицательным
эмоциям, стараться пребывать в хорошем
настроении; должна не забывать о том,
что пение, музыка, искусство, приятное
общение успокаивают ,приносят радость
и чувство внутренней свободы, которая
благотворно сказывается на развитие
ребенка.
После рождения ребенка, мать
всегда должна быть рядом с ним, дарить
ему свою любовь, заботу и ласку. Так как
основная деятельность ребенка в младенческом
возрасте- эмоциональное общение, необходимо
нежно и весело разговаривать с малышом,
петь ему песенки, рассказывать сказки.
Это сформирует у ребенка чувство доверия
к миру, будет способствовать поощрению
в его исследовательской деятельности,
что послужит основой для его гармоничного
развития.
Список литературы:
1.Валлон А. Психологическое
развитие ребенка. М., Просвящение,1997,с.24.
2.Воспитание малыша в
семье от рождения до трех
лет; Советы психолога Е.О. Смирнова,
Галигузова Л.Н., Авдеева Н.Н., Мещерякова
С.Ю., Ермолова Т.В., Дробинская А.О.-М.,АРКТИ,2004.-160
с.
3.Детская психология. Методические
указания Ефимкина Р.П. Новосибирск:
Научно–учебный центр психологии НГУ,1995
4.Смирнова Е.О.Детская психология.
М. :Владос, 2003.-368 с.
5.Туревская Е.И.Возрастная психология.
Тула,2002. Тульский государственный педагогический
университет им. Л.Н.Толстого.