Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:40, доклад
Вряд ли кому придет в голову оспаривать утверждение о том, что конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Иное дело - отношение к ним. Здесь диапазон мнений чрезвычайно широк. И хотя во многих случаях конфликтная ситуация доставляет трудные минуты, вследствие чего реакция немалого числа людей, прямо скажем, восторга не обнаруживает, имеет место и точка зрения Е. Мелибруды, полагающего, что «картина общества без межличностных конфликтов кажется чем-то чудовищным, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы и аутентичности».
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ СПО КСИТ № 29
ДОКЛАД
ПО ДИСЦЕПЛИНЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ТЕМА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА
БОГДАНОВ А.В.
Москва 2013
Конфликт сущность, подходы, последствия
Вряд ли кому придет в голову оспаривать утверждение о том, что конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Иное дело - отношение к ним. Здесь диапазон мнений чрезвычайно широк. И хотя во многих случаях конфликтная ситуация доставляет трудные минуты, вследствие чего реакция немалого числа людей, прямо скажем, восторга не обнаруживает, имеет место и точка зрения Е. Мелибруды, полагающего, что «картина общества без межличностных конфликтов кажется чем-то чудовищным, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы и аутентичности». Последствия конфликта могут быть самые разные: раскол или, напротив, сплочение коллектива, укрепление или ослабление позиции руководителя, выдвижение умелых посредников или поиск «козлов отпущения» и т. д. Прекрасно, когда люди выходят из конфликта, обогащенные новым пониманием жизни и себя, осознанием ценности человеческих отношений, но печально, когда итог конфликта - душевные раны и ожесточение.
Проблематика конфликта подверглась в психологии весьма значительной разработке, породив немало теоретических подходов и практических схем разрешения конфликтных ситуаций. «Конфликт» (в переводе с латинского-столкновение) означает противоборство между людьми, которые защищают свои интересы, отстаивают свои взгляды и привычки поведения, доказывают свою правоту, пытаются самоутвердиться в коллективе. Конфликт затрагивает положение человека в обществе, коллективе, его авторитет и личное достоинство. Он может возникнуть в результате препятствий в достижении личных или коллективных целей.
Если в основе конфликта лежит, как принято считать, противоречие, то к чему, спрашивается, оно ведет, к каким последствиям? Ответ дается двоякий: и к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива, личности.), и к деструктивным (например, к стагнации, развалу коллектива, личности.) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные — с позитивным знаком и деструктивные — с негативным знаком.
С учетом количества человек, участвующих в конфликте, можно различать парные конфликты, в которых действуют два человека (начальник — подчиненный, два сослуживца, и.т.д.), групповые, охватывающие несколько человек, межгрупповые конфликты и всеобщие конфликты, вовлекающие почти весь коллектив.
В зависимости
от психологического состояния
конфликтующих сторон
Наблюдаемые в
коллективах конфликты носят
служебный и неслужебный
Любой конфликт, будучи динамическим явлением, проходит следующие стадии: возникновение, существование конфликта, поиск средств устранения конфликта и его затухание.
Конфликт может
возникнуть либо стихийно, либо
по чьей-то инициативе. Возникнув,
он может сразу же угаснуть
(кратковременный конфликт), продолжаться
определенное время (
Конфликт, как правило, нарушает нормальное течение жизни коллектива. Вот почему весьма важно уметь предотвращать их, а если они все же возникли, то быстро и эффективно разрешать, стараясь при этом превращать их в мобилизующую, сплачивающую коллектив силу.
Психопрофилактика конфликтных ситуаций
В коллективах неизбежны разногласия, споры и даже конфликты, обусловленные различиями в понимании новых идей, методов и форм разрешения проблем и т. п.
В одном из коллективов было проведено социологическое исследование по выяснению причин конфликтов и неуважительных взаимоотношений. Выяснилось, что 13 процентов опрошенных основной причиной назвали непонимание и несовместимость характеров; 30 процентов заявили, что поводом для конфликта явилось плохое настроение; остальные в качестве причин эмоциональных срывов указали на такие качества, как грубость и вспыльчивость, неуравновешенность и зависть, беспринципность и лень, нечестность и эгоизм, тщеславие и болезненное самолюбие, нежелание и неумение понять другого.
На вопрос: «Часто ли вы вступаете в конфликт?» - ответы распределились следующим образом:
«никогда» — 42 процента опрошенных;
«очень редко» - 35. процентов;
«часто конфликтую» - 23 процента опрошенных.
Чтобы выяснить конкретного виновника межличностных конфликтов, был поставлен вопрос: «По чьей вине возникает конфликт?» Ответы были такими: «по моей собственной» - 34 процента; «по вине Других» - 30 процентов; «по обоюдной вине» - 25 процентов; «трудно сказать, по чьей вине происходят конфликты» -11 процентов, а чтобы определить, как долго они пребывают в конфликтной ситуации, был задан вопрос: «Как быстро вы успокаиваетесь после конфликта?» Выяснилось, что 30 процентов опрошенных успокаиваются сразу же, через несколько минут, а 10 процентов - только через несколько часов или на следующий день; 18 процентов испытывает неприятные переживания семь-восемь дней; 15 процентов ответило: «Через месяц восстанавливаю добрые отношения».
На вопрос: «Что вы предпринимаете для устранения конфликта?» - ответы были такими:
«Стараюсь предупредить ссору, а если она и происходит, то сразу же приношу свои извинения» (42 процента);
«Под любым предлогом ухожу от конфликта, проявляю выдержку» (25 процентов);
«Ничего не предпринимаю, пускаю все на самотек, плыву по течению» (33 процента).
Конфликт легче
предупредить, чем устранить. Предупреждать
конфликт - значит предупреждать
противоречия во
Главное - разграничить эгоистические устремления и деловые конфликты, сугубо личные и коллективные. Если конфликт возник из-за желания того или иного человека удовлетворить какие-то эгоистические устремления, то целесообразно решительно пресечь его действия. Если же в конфликте преследовались служебные, коллективные цели, то прилагаются усилия убедить стороны в том, что надо исходить, прежде всего, из интересов коллектива и дела.
Наиболее важными условиями разрешения деловых споров являются:
- взаимное стремление
выслушать оппонента, понять
- уважение точки зрения и мнения собеседника;
- умение тактично
опровергать высказанное
- умение спокойно
воспринимать критику и
- умение быстро и решительно признавать свои ошибки;
- на заключительной
стадии делового конфликта
Таким образом, знание основных условий разрешения деловых конфликтов может помочь оперативно устранить конфликты между людьми.
Выбор способа воздействия на конфликтующие стороны зависит от умения прогнозировать ход конфликтной ситуации и поведение в ней. Конфликт может прекращаться либо сразу, либо затухать постепенно, сопровождаться повышенной или пониженной эмоциональностью, видоизменяться или перерастать в новый конфликт. В каждом из этих случаев необходимо добивается полного примирения сторон с максимальным удовлетворением взаимных притязаний. Иногда конфликт можно прекратить путем взаимных уступок или устранением разногласий. Если конфликт затрагивает интересы коллектива, то целесообразно с помощью организованного мнения сообща осудить одного или обоих участников конфликта.
К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств его разрешения, а также управления им. Обратимся к некоторым из имеющихся в арсенале психолого-управленческой, науки разработок.
Предлагаемые материалы разбиты на две части: вначале речь пойдет о действиях самих участников конфликта, а затем - о роли посредника, которым, может быть и руководитель.
Считается, что конструктивное разрешение конфликтов зависит, как минимум, от четырех факторов:
1) адекватности восприятия конфликта
2) открытости и эффективности общения
3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества
4) определения существа конфликта.
Что касается адекватности восприятия конфликта, то имеется ввиду достаточно точная, не искаженная (по возможности, конечно) личными пристрастиями оценка, как собственных действий, намерений, позиции, так и поступков, намерений, позиции оппонентов. Получить такую оценку очень нелегко. В частности, трудно избежать влияния негативной установки в отношении противной стороны, обнаруживающегося в предвзятости оценки другого. Поэтому неторопливыми должны мы быть в своих оценках других людей, особенно если речь идет о конфликте с ними.
Следующий из упомянутых выше факторов конструктивного разрешения конфликтов - открытость и эффективность общения противодействующих сторон. Специалисты обращают внимание на такой существенный момент, связанный с его разрешением, как открытое обсуждение проблемы, в ходе которого стороны, не стесняясь и не сдерживая эмоций, честно высказывают свое понимание происходящего. Подобная конфронтация имеет катарсический эффект, уменьшающий вероятность поздних взрывов и скрытого возмущения. Кроме того, она способствует прекращению циркуляции всевозможных слухов. Нередко открытое выражение взглядов и чувств закладывает основу для построения в дальнейшем доверительных отношений между оппонентами.
Вместе с тем, каким бы острым ни было столкновение, оно должно решительно исключать проявления хамства.
Для того чтобы соперники смогли лучше разобраться в намерениях друг друга, стоит, эффективно использовать факторы и приемы, обеспечивающие более адекватное понимание их.
Если люди готовы к диалогу, если они открыты друг для друга, естественно, создается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Любая конфликтная ситуация проблемна, а значит, говоря о ее разрешении, мы должны иметь в виду решение проблемной ситуации. И поскольку в межличностном конфликте участвуют, по меньшей мере, двое, речь должна идти о групповом решении проблемы, а оно неизбежно требует сотрудничества участников взаимодействия.
И наконец, о последнем упомянутом выше факторе конструктивного разрешения конфликтов — определении существа конфликта. Для того чтобы суметь это сделать, участники конфликта должны согласовать свои представления о сложившейся ситуации и выработать определенную стратегию поведения. Предполагается, что их действия носят пошаговый характер, разворачиваясь в следующем направлении.
Шаг 1. Определение основной проблемы. На этом этапе необходимо четко уяснить, в чем, собственно, суть проблемы, приведшей к конфликту. Иными словами, определить основную, базовую его причину. При этом очень важно, чтобы противники хорошо осознавали своеобразие видения проблемы: как собственного, так и оппонента, имеющиеся здесь сходства и различия.
Шаг 2. Определение вторичных причин конфликта. Но даже адекватное осознание основной причины, вызывающей конфликт, не гарантирует нам в дальнейшем полное отсутствие межличностных осложнений. Они могут стимулировать те или иные элементы нашего поведения — своего рода вторичные причины конфликта.
Шаг 3. Поиск возможных путей разрешения конфликта. Он может быть выражен, в частности, следующими вопросами:
а) что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
б) что мог бы сделать для этого мой партнер?
Информация о работе Психологические и нравственные последствия конфликта