Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:29, контрольная работа
ременной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования.
Введение
1.Понятие о внимании
2.Физиологические основы внимания
3.Виды внимания
4.Основные свойства внимания
5. Развитие процесса.
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РФ ГОУВПО ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РИПОДО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
«ПСИХИЧЕСКИЕ
И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.ВНИМАНИЕ.»
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА: Белицкая М.С.
ПРОВЕРИЛ ПЕДАГОГ:
г.Челябинск
2011 год
Содержание:
Введение
1.Понятие о внимании
2.Физиологические основы внимания
3.Виды внимания
4.Основные свойства внимания
5. Развитие процесса.
Список литературы
Введение.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Ни один психический
процесс не может протекать целенаправленно
и продуктивно, если человек не сосредоточит
своего внимания на том, что воспринимает
или делает. Мы можем смотреть на какой-либо
предмет и не замечать его или видеть очень
плохо. Занятый своими мыслями, человек
не слышит разговоров, которые ведутся
рядом с ним, хотя звуки голосов доходят
до его слухового аппарата. Мы можем не
почувствовать боли, если наше внимание
направленно на что-нибудь другое. Напротив,
глубоко сосредоточившись на каком-либо
предмете или деятельности, человек подмечает
все детали этого предмета и действует
очень продуктивно. А, фиксируя свое внимание
на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.
Что же такое внимание?
1. Понятие о внимании.
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.
Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо, однако направленность нашего внимания может меняться.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, который становится более ясным и отчетливым. Относительная значимость объекта существенно зависит от направленности интересов человека. Внимание является функцией интереса в большей или меньшей мере, именно по этому внимание связано с потребностями человека, с его стремлениями и желаниями, с направленностью, а также целями, которые он себе ставит в рамках конкретной деятельности и жизни в целом.
Внимание – один
из тех познавательных процессов, в
отношении сущности и права, на самостоятельное
рассмотрение которых среди психологов
до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают,
что как особого, независимого процесса
внимания не существует, что оно выступает
лишь как сторона или момент любого другого
психического процесса или деятельности
человека. Другие полагают, что внимание
представляет собой вполне независимое
психическое состояние человека, специфический
внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание можно определить как психофизиологический
процесс, состояние, характеризующее динамические
особенности познавательной деятельности.
Это процесс сознательного или бессознательного
отбора одной информации, поступающей
через органы чувств, и игнорирования
другой. В свою очередь, внимание в большой
мере зависит от характера деятельности,
в которую вовлечен человек, от ее значения
для данного человека, от особенностей
личности: потребностей, интересов, волевых
качеств, темперамента, характера. Значительную
роль играет настроение, а также физическое
состояние человека.
2. Физиологические основы внимания.
В коре больших полушарий мозга могут протекать два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это время находятся в состоянии торможения. Поэтому человек, сосредоточенный на чем-либо одном, может ничего другого в этот момент не замечать.
Деятельность невозбужденных участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Большое значение для появления внимания имеет так называемый ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды.
Способность настораживаться,
реагируя иногда на очень незначительное
изменение в окружающей среде, объясняется
наличием в больших полушариях мозга сети
нервных путей, соединяющих ретикулярную
формацию (совокупность структур головного
мозга, регулирующих уровень возбудимости)
с разными участками коры больших полушарий.
Нервные импульсы, идущие по этой сети,
возникают вместе с сигналами от органов
чувств и возбуждают кору, приводя ее в
состояние готовности реагировать на
ожидаемые дальнейшие раздражения. Таким
образом, ретикулярная формация вместе
с органами чувств обуславливает появление
ориентировочного рефлекса, являющегося
первичной физиологической основой внимания.
3. Виды внимания.
Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.
Оно нередко появляется у человека не только без всяких волевых усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.п. Поэтому данный вид внимания называют также непреднамеренным. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
Иногда непроизвольное
внимание может быть полезным, как
в работе, так и в быту, оно
дает нам возможность своевременно
выявить появление раздражителя
и принять необходимые меры, и
облегчает включение в
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, посторонний шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
Что же вызывает непроизвольное внимание? Тут имеется несколько причин:
1. Относительная сила раздражителя.
2. Неожиданность раздражителя.
3. Движущиеся предметы.
Французский психолог Т. Рибо
особенно выделял этот фактор,
он считал, что именно благодаря целенаправленной
активизации движений происходит концентрация
и усиление внимания на предмете.
4. Новизна раздражителя.
5. Контрастные предметы или явления.
6. Внутреннее состояние человека.
Иной характер имеет так называемое произвольное внимание. Оно определяется задачей сознательно выполняемой деятельности. Именно сознательно поставленная человеком - задача определяет, какие предметы или явления, какие их стороны, особенности, качества выделяются при выполнении деятельности, т. е. на что обращается в этом случае внимание. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов, поэтому его еще называют активным, преднамеренным, волевым. Произвольное внимание имеет свои характеристики. Целенаправленность произвольного внимания определяется задачами, которые ставит перед собой человек. Различают внешненаправленное внимание и внутренне внимание. Объектом первого являются окружающие объекты и явления, объектами второго – собственные мысли и переживания субъекта. По направленности на объект выделяют сенсорное, интеллектуальное и моторное внимание.
Организованность произвольного внимания проявляется в том, что человек сознательно готовится быть внимательным. Кроме того, для произвольного внимания характерна повышенная устойчивость.
Есть еще и третий
вид внимания - он заключается в
возвращении к непроизвольному
вниманию, когда человек как бы
«входит» в работу, начинает легко
сосредотачиваться на ней. Этот вид
внимания получил название послепроизвольного.
Это понятие было введено в употребление
советским психологом Н.Ф. Добрынининым.
Его ещё называют вторичным, так как оно
приходит на смену обычному произвольному
вниманию.
В этом случае волевое
усилие, поддерживавшее наше сосредоточение
на объекте внимания, заменяется интересом
к этому объекту. Длительные волевые усилия,
направленные на концентрацию внимания,
приводят к такому моменту, когда необходимость
в этих усилиях отпадает. В отличие от
непроизвольного внимания оно остается
связанным с целями и поддерживается именно
сознательными интересами. Послепроизвольное
внимание берет от произвольного внимания
способность к длительной сосредоточенности.
Для него характерна интенсивная напряженность
умственной деятельности. В результате,
при послепроизвольном внимании наблюдается
высокая производительность труда. Иногда
этот вид внимания называют творческим,
так как он сопровождает процесс подлинного увлечения
человека своей деятельностью.
4. Основные свойства внимания.
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:
1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием одного объекта и направление на него внимания. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений.
2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь объекте или действию. Устойчивое внимания сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительного длительного времени.
Если внимание неустойчиво,
то качество работы резко снижается. На
устойчивость внимания оказывают влияние
следующие факторы:
- усложнение объекта (сложные объекты
вызывают сложную активную мыслительную
деятельность, с чем связана длительность
сосредоточения);
- активность личности;
- эмоциональное состояние (под влиянием
сильных раздражителей может возникнуть
отвлечение внимания на посторонние объекты);
- отношение к деятельности; - темп деятельности (для
устойчивости внимания важно обеспечить
оптимальный темп работы
3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одновременно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность. Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Эта величина индивидуального меняющаяся.
4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.
Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
Рассматривая распределение
внимания, необходимо учитывать, что:
- трудность представляет совмещение двух
и более видов умственной деятельности;
- легче совмещать двигательную и умственную
деятельность;
- для успешного выполнения одновременно
двух видов деятельности один вид деятельности
должен быть доведен до автоматизма.
Информация о работе Психологические и познавательные процессы.Внимание