Психологические корни жестокости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Жестокость наряду с алкоголизмом и наркоманией постепенно становится нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Наблюдается рост жестокости в семье и молодежной субкультуре. Дети становятся членами различных неформальных групп, таких, как панки, эмо, скинхеды, готы и т.д. Психологи отмечают, что молодые люди под влиянием такого "узкоспециализированного" коллектива деградируют, причем порой до такой степени, что начинают представлять опасность для других людей, не поддерживающих их взгляды и идеологию.
Именно подросток становится чаще всего жертвой насилия, так как он пребывает на границе между двумя мирами - миром детей и миром взрослых. При этом ни один из миров не принимает подростка как полноправного участника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...........3
1. Влияние семьи на личность и поведение несовершеннолетних: проблематика появления жестокости.………………………………………………................................5
2. Антисоциальное поведение в детском и подростковом возрасте, приводящих к жестокости…………………………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................17

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Юридический факультет 

 

Кафедра уголовно-правовых дисциплин  

 

 

Психологические корни  жестокости.

 

Контрольная работа

по дисциплине  «Юридическая психология»

 

 

 

 

Выполнил 

студент группы ЮЗ-400

Почтарёва Т.М.

 

Проверил

Преподаватель

Симонова С.С.

 

 

 

 

 

Волгоград

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...........3

1. Влияние семьи на личность и поведение несовершеннолетних: проблематика появления жестокости.………………………………………………................................5

2. Антисоциальное поведение в детском и подростковом возрасте, приводящих к жестокости…………………………………………………………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Жестокость (в юридическом смысле) это особо брутальные способы совершения преступлений, для обозначения определенных свойств характера преступления.

Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся  в определенных действиях, вербальном поведении (причинение мучений словами) или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных.

Жестокость может быть сознательной и неосознанной, поэтому встает вопрос о соотнесении ее с эго и  с бессознательным.

Жестокость может проявляться  в отношении людей и животных, причем широко известны случаи расщепления, сосуществования жестокости по отношению к людям и сентиментальности по отношению к животным. Жестокость придает определенную окраску изнасилованиям, хулиганским действиям, нанесению тяжких телесных повреждений, доведению до самоубийства, оставлению в опасности и др.

Парадоксальным является сочетание  распространенности и устойчивости жестокости с ее неодобрением большинством населения, так же если она проявляется в рамках формально санкционированных действий. Под жестокостью как личностной чертой следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания.

Влечение к жестокости распространенно  настолько широко, что рассматривается почти как норма. Ницше считал его именно нормой и полагал, что оргии жестокости выступают в качестве фундаментального фактора в истории всего человеческого рода. Подобного рода извращенные влечения, связанные с сексуальной сферой, известны как садизм и мазохизм.

Жестокость наряду с  алкоголизмом и наркоманией постепенно становится нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Наблюдается  рост жестокости в семье и молодежной субкультуре. Дети становятся членами различных неформальных групп, таких, как панки, эмо, скинхеды, готы и т.д. Психологи отмечают, что молодые люди под влиянием такого "узкоспециализированного" коллектива деградируют, причем порой до такой степени, что начинают представлять опасность для других людей, не поддерживающих их взгляды и идеологию.

Именно подросток становится чаще всего жертвой насилия, так как  он пребывает на границе между  двумя мирами - миром детей и  миром взрослых. При этом ни один из миров не принимает подростка  как полноправного участника. У возникающих в подобных случаях у подростков осложненных форм поведения две причины: особенности социальной ситуации развития и индивидуальные особенности.

В первом случае это трудное детство, насилие в семье, жестокое обращение  с подростком, проживание в неблагополучных семьях, вплоть до криминальных, нахождение в чужом социальном окружении, во втором - внушаемость, нарушение привязанностей, заниженная или завышенная самооценка, склонность к алкоголизму, воровству и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Влияние семьи на личность и поведение несовершеннолетних: проблематика появления жестокости.

Часто можно услышать от родителей, что дети стали жестокими и агрессивными. Учителя озабочены тем, что в школе ребята зачастую отстаивают свою позицию с помощью насилия, устраивают разборки, которые заканчиваются жестоким избиением друг друга. Бьют безжалостно, и ни у кого не возникает желания заступиться за того, кто слабее.

К проявлению жестокости у детей приводят условия семейного воспитания. Подражание взрослым, безысходность, страх перед жестокостью окружающего мира и самых близких людей — родителей.

«К сожалению, родительские чувства не отличаются стабильностью. Мы ярко выражаем свои эмоции, их проявления разнообразны. Наряду с благородными порывами и чистыми помыслами, порой обнаруживаются “бездны” и “помойные ямы”. Тайное становится явным: долго скрываемые любовь или ненависть прорываются в актах насилия, агрессии, ярости, отчаяния, и, как парадокс, на этом фоне иногда факелами вспыхивают радость, терпимость и преданность нашим детям.»1

Чувства детей по отношению  к нам выражаются подобным же образом: в адрес родителей нередко  несутся проклятия и угрозы. К  сожалению, провоцируем это мы сами. И дети, придя в ярость, готовы послать нас “куда подальше”.

К сожалению, агрессивное  или даже злобное настроение не оставляет  как детей, так и взрослых. Молодые  матери зачастую со стыдом и обеспокоенностью признаются в наличии жестоких мыслей: им порой хочется выкинуть в окно орущего младенца, или они испытывают чувство злорадства при неудаче собственного ребёнка.

Родители, как правило, быстро подавляют в себе подобные желания и гасят возникший  импульс. Они, прежде чем покинуть детскую, несколько раз удостоверятся  в том, что окно закрыто. Однако факт остаётся фактом: подобные желания всплывают постоянно. Широта эмоционального диапазона была и остаётся доминантной в отношениях родителей и детей.

Рассмотрим, какие жизненные  факторы, влияя на ребёнка, заставляют его проявлять жестокость и агрессию по отношению к сверстникам и близким людям.

Такими факторами могут  быть как демонстрация жестокости, агрессии в средствах массовой информации, так и конфликтные отношения  в семье: проблемы между супругами, во взаимоотношении родителей и  детей, чрезмерная занятость родителей, искаженные способы воспитания — игнорирование ребёнка родителями, жестокое, чрезмерно требовательное и холодное отношение. Иногда, наоборот, чрезмерная опека, затаскивание, вседозволенность, противоречивость требований и поводов для поощрения и наказания, несоответствие высказываемых родителями принципов чести, совести, достоинства с их реальными поступками. Проблемы, возникающие в отношениях родителей и детей,— тяжкое бремя, требующее массу затрат как умственной, так и психической энергии, и могут быть сравнимы только с непомерно тяжёлой работой.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребёнка, стремятся  стать для него образцом.

«Для усиления воспитательного эффекта наказание должно следовать непосредственно за совершенным поступком и быть справедливым, но не жестоким (очень суровое наказание может вызвать у ребёнка страх или озлобленность). Оно более эффективно в том случае, если проступок, за который ребёнок наказан, разумно ему объяснен. Мы должны помнить о том, что любое физическое воздействие формирует у несформировавшейся личности убеждение: Я тоже могу действовать силой, когда меня что-то не устроит.» 2

По разным данным не менее 50% детей испытывают физическое насилие со стороны ближайших родственников. Ребёнок открыт миру с рождения, он ещё беспомощен, и взрослый для него — опора в хаосе внешних переживаний, которые самому ребёнку ещё невозможно структурировать. В ходе развития идёт становление внутреннего мира, построение аутентичных связей с самим собой и окружающей средой.

«Если это становление затруднено или связь со своим миром теряется, то появляются психологические, эмоциональные, психосоматические проблемы. Как правило, они возникают у подростка в связи с переживанием им тяжёлой жизненной ситуации или жестокого обращения взрослых. В таких случаях ребёнок может быть замкнутым, отгороженным от реальности, жить в своём придуманном внутреннем мире. Или же, наоборот, становится жестоким по отношению к сверстникам, неуправляемым, грубит родителям. В школе начинают жаловаться на успеваемость, плохую дисциплину, проявление жестокости и агрессии в отношениях с одноклассниками.»3

Почему это происходит с ребёнком да потому что он не чувствует  любви, понимания со стороны родителей, что часто приводит к душевной травме. Порой из-за наших повседневных забот мы бываем невнимательными к нему. Часто, когда он делится с нами своими проблемами, мы не слушаем его, либо только киваем головой в знак согласия или же поддакиваем, не вникая в смысл того, о чем говорит ребёнок, стараемся побыстрее отмахнуться от него, считаем, что его проблемы что родители эмоционально холодны, не понимают его страданий.

Либо же, наоборот, мы стараемся постоянно направлять ребёнка, боимся, что он вдруг не так что-то сделает, следим за каждым его шагом. Подросток при этом испытывает избыток родительской любви, у него нет свободы, от чего страдает уникальность его личности, ведь в данный момент родители не учитывают желания и потребности ребёнка. Часто мы пытаемся втиснусь его в определённые рамки, которые нам представляются идеалом. А это может привести к внутреннему противоречию, и начинает срабатывать психологическая защита, которая может проявиться в агрессии.

Таким образом, ребёнок  стремится защитить себя, свой внутренний мир, потому что он не знает других способов защиты, если взрослые его не слышат или не хотят слышать, если их не интересуют проблемы и переживания сына или дочери, и ни у кого из близких нет понимания.

 

 

2. Антисоциальное поведение в детском и подростковом возрасте, приводящих к жестокости.

 

Существуют варианты антисоциального поведения, в которых  доминирует "неожиданная", "немотивированная" агрессия. В этих случаях тяжесть  агрессивных действий не соответствует  вызвавшему их поводу. Ничтожная конфликтная ситуация неожиданно вызывает разрушительные действия с элементами садизма. Сообщения о подобных случаях регулярно встречаются в средствах массовой информации. Работники правоохранительных органов затрудняются объяснить мотивы таких действий, тем более что совершают их часто дети и подростки.

Проблемы антисоциального поведения  принято рассматривать с трех основных позиций: юридической, психологической  и психиатрической. Юридический  подход охватывает все случаи нарушения  социальных норм, допустимых границ поведения. Эти нарушения могут быть как временные, ситуационные, так и длительные, систематические. Основная часть всех преступлений, конечно, связана с конфликтами, корыстными мотивами, которые можно обнаружить, "объяснить". Психические расстройства определяют только часть всех преступлений, констатированных согласно юридическому критерию.

Психологи, рассматривая антисоциальность, выделяют в ней признаки "экстернализированного  поведения". Эти признаки следующие: импульсивность, сверхактивность, агрессивность, делинквентность (т.е. расстройство поведения с криминальной составляющей). Выделяются два основных паттерна: нарушение общественных правил (делинквентность) и деструктивное поведение (агрессивность).

Наконец, взгляд психиатров на генез, структуру и динамику антисоциального поведения сосредоточен на психических расстройствах. В современной психиатрической классификации есть рубрика "расстройства социального поведения". Психическая патология проявляется длительно существующими симптомами, которые систематически, регулярно возникают в отношениях с окружающими, определяют особенности поведения индивида.

«Психиатрический диагноз дополняют анализы показателей ЭЭГ, данные генетического исследования, уровня гормонов. Например, у подростков, предрасположенных к агрессии, понижен уровень кортизола. У людей, склонных к насилию, процессы возбуждения/торможения в центральной нервной системе смещены в сторону повышенной активации (в норме между ними существует баланс). Важную роль в генезисе антисоциального поведения играют семейная обстановка, влияние школы, средств массовой информации, компьютерных игр и т.д. Но все эти факторы - биохимические, нейробиологические, социальные - не являются основными. Они создают риск, вскрывают предрасположенность к агрессивности. При этом ни одна теория преступного поведения не может объяснить мотивов большинства антисоциальных проявлений.»4

В настоящее время  в психиатрии принята следующая, "линейная" схема формирования расстройств поведения. Все начинается с гиперактивности: ребенок в раннем возрасте избыточно подвижен, неусидчив, часто плачет, кричит. Затем наступают оппозиционные реакции - он протестует, отказывается выполнять требования взрослых, делает все "назло". Потом он уходит из дома, знакомится с компанией сверстников, все чаще проявляет негативизм, агрессию и, наконец, совершает преступление. Как правило, лечение начинается на последних этапах, когда видны устоявшиеся формы антисоциального поведения. И такое лечение представляет трудную задачу. Успех "позднего" вмешательства, как правило, кратковременный, неполный. Уже сформированные паттерны агрессивного поведения через какое-то время вновь "берут свое". Другое дело, если вмешательство осуществляется на самых ранних стадиях процесса формирования агрессивных проявлений, в раннем детстве, когда, как сказал поэт, "еще все впереди, еще все возможно". Чем раньше начато лечение, тем вероятнее его положительный результат, тем выше успех профилактики антисоциального поведения

Информация о работе Психологические корни жестокости