Психологические корни жестокости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Жестокость наряду с алкоголизмом и наркоманией постепенно становится нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Наблюдается рост жестокости в семье и молодежной субкультуре. Дети становятся членами различных неформальных групп, таких, как панки, эмо, скинхеды, готы и т.д. Психологи отмечают, что молодые люди под влиянием такого "узкоспециализированного" коллектива деградируют, причем порой до такой степени, что начинают представлять опасность для других людей, не поддерживающих их взгляды и идеологию.
Именно подросток становится чаще всего жертвой насилия, так как он пребывает на границе между двумя мирами - миром детей и миром взрослых. При этом ни один из миров не принимает подростка как полноправного участника.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...........3
1. Влияние семьи на личность и поведение несовершеннолетних: проблематика появления жестокости.………………………………………………................................5
2. Антисоциальное поведение в детском и подростковом возрасте, приводящих к жестокости…………………………………………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.........................17

Файлы: 1 файл

Юридическая психология.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Однако не всегда динамика формирования агрессии имеет четкую последовательность. Не всегда ранние агрессивные проявления замечаются и фиксируются указанные выше этапы формирования антисоциального поведения. Как мы уже говорили, существует так называемая немотивированная агрессия. Ее совершают подростки, не обнаруживавшие ранее каких-либо серьезных психических расстройств. Эти преступления непонятны, нелогичны и совершаются они с пугающей регулярностью. Какими мотивами, например, можно объяснить следующие случаи? 12-летний мальчик пытался задушить своего брата. Или когда два 11-летних мальчика сбросили из окна сверстника, который отказался отдать им свои конфеты.

Психиатры сталкиваются с насилием против беспомощных членов семьи. 13-летний подросток привязал к стулу свою бабку и заставил ее выпить бутылку постного масла. Он "объяснил" свой поступок желанием помочь бабке справиться с запором - та постоянно жаловалась на эту проблему, "всех доставала". Но разве можно принять подобное "объяснение" в качестве мотива его действий? При расспросе этого подростка он был слегка застенчив, корректен. На вопросы отвечал грамотно, сдержанно, словом, у него не выявлялось признаков душевной болезни.

Приведенные выше примеры  бессмысленной жестокости детей  столь непонятны, неоправданны, что  их трудно назвать просто расстройствами поведения. Слишком уж велико несоответствие психологического мотива, "толчка" и самой агрессивной реакции. Мы не знаем истинных причин такого поведения, которое приводит в недоумение даже видавших виды работников правоохранительных органов.

В своей фундаментальной  работе "Бред" М.И. Рыбальский пишет, что ни одна из теорий причинности  патологических нарушений человеческой психики не подтверждается в инструментальных исследованиях, таких как энцефалограмма, компьютерная томография и т.д. Биоэлектрические явления, регистрируемые, в частности, на ЭЭГ (a, b, g, Q-волны), нельзя рассматривать в качестве энергетической базы мыслительного процесса; они не имеют прямого отношения к его основным функциям - сознанию и мышлению. Иначе говоря, мы не можем на основе исследований мозга спрогнозировать, каким будет поведение, какова будет сила агрессии, жестокости и антисоциальности.

«На трудности, связанные с неоднозначностью таких понятий, как вина, осознание вины, свобода или несвобода воли, управление поступками и т.д., указывали многие известные психиатры. Стоящий на позициях агностицизма K. Schneider считал невозможным понять механизм влияния разума и интеллекта на поступки, обусловленные "игрой силы влечений", и, следовательно, нельзя делать заключение о степени свободы воли. Есть поступки, которые не поддаются позитивистской логике. Они не выводятся из ситуации, не связаны напрямую с характерологическими особенностями человека. В формировании этих поступков участвует особый вид энергии. Ранее этот феномен описывал З. Фрейд, введя термин "психическая энергия". В психиатрии он не имеет официального статуса, хотя нередко используется в исследованиях. Это нечто нематериальное, точнее, то, что сегодня мы не можем назвать материальным. Не можем в силу недостаточной пока способности приборов фиксировать данные процессы в центральной нервной системе.»5

Именно такие характеристики имеет и так называемая гомоинтеллектуальная энергия. По мнению М.И. Рыбальского, должен существовать пока еще не зафиксированный  объективно вид психической энергии, который он предложил называть гомоинтеллектуальной (homo - человек, intellectis - рассудок, разум). Гомоинтеллектуальная энергия "продуцируется неизвестными нам структурами головного мозга". Мы ее не можем зафиксировать, но она присутствует в психике и определяет наше поведение. Неожиданные поступки возникают вдруг у человека, который до этого "хорошо" себя вел. Он совершает агрессию или суицид. В то же время мы встречаемся с тем, что тяжелый психопат не идет на преступление в ситуации, когда он "обязан" его совершить. Что-то останавливает психопата. Есть непознанная часть психики, которая и определяет параметры агрессивного, криминального поведения.

Фрейд пытался объяснять  поведение, используя понятие психической  энергии. Он распространял на нее законы механики. Уровень нервно-психического возбуждения, по Фрейду, зависит от количественного соотношения "вводимой" и "выводимой" энергии. Блокирование ее выхода может привести к повышению агрессивного возбуждения, подобно давлению воды в плотине. В частности, энергия полового влечения, встречая препятствие, увеличивает свой потенциал. Фрейд рассматривал агрессивность как способ преодоления блокады полового влечения ("либидо"). Когда нормального выхода скопившейся энергии либидо нет, она "выходит" наружу с помощью и в форме агрессии.

«В подростковом периоде агрессивная энергия скапливается при подавлении полового влечения. Когда искусственно сдерживается нормальный ход полового созревания, появляются искусственные препятствия сексуальным интересам, энергия либидо не получает адекватного пути выхода. Создается резервуар неиспользованной психической энергии. Она выходит наружу "с помощью" агрессии. Многочисленные примеры "из жизни "маньяков", людей, совершивших неоправданные убийства, тут как нельзя кстати. Препятствия на пути любовного чувства вызывают усиление агрессивной энергии. Не получившие тепла, любви люди мстят за свою ущербность. Их неиспользованная энергия либидо расходуется в агрессивных, садистских актах. Как говорится, от любви до ненависти один шаг.»6

Таким образом, жестокость, как это ни парадоксально, является выражением инстинкта жизни. Она  призвана прорвать плотину и освободить организм от гнета накопившейся нереализованной  энергии. Этот инстинкт вывода избытка  психической энергии Фрейд назвал "Танатосом" - инстинктом разрушения. Он "выводит" наружу избыток нереализованной психической энергии, "на ходу" превращая ее в агрессию. Если этого не происходит, психическая энергия разрушает индивида изнутри. Ей некуда деваться, и она начинает разрушать свое вместилище - психику человека. Поэтому существует эгоистическая "мудрость": лучше разрядиться в гневе, снять напряжение с помощью злобы и агрессии, жестоко обращения в адрес окружающих, чем повредить свое здоровье.

Итак, мы видим одно из возможных объяснений немотивированной, неоправданной жесткости. Оно связано с законами циркуляции психической энергии. Препятствия на пути движения либидо создают напряжение аффекта. Выход этого напряжения может быть осуществлен с помощью агрессии.

Этот молодой человек  родился от тяжелых, затяжных родов, во время которых имели место  признаки асфиксии. Именно в этот момент произошло накопление мощного потенциала нереализованной энергии стресса, которая "выстрелила" спустя много  лет, в ситуации правонарушения. Отсюда - его немотивированность, внезапность, сильный садизм. В представленном примере мы видим факторы риска агрессивного поведения в виде трудных, затяжных родов, кислородного голодания плода. Накопленная в этот период энергия определяет повышенное возбуждение и готовность к агрессии.

Еще один важный фактор, провоцирующий неоправданную жестокость, - личностный кризис. Он сопровождается разладом личности, чувством одиночества и оторванности от мира. С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступления огромно. В группе исчезают мучительные поиски своего Я. Все просто и ясно. Есть цель, лидер, структура, иерархия. Группы часто агрессивны. Повинуясь законам группы, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой. Они обретают уверенность, пропадает мучительный разлад с самим собой. Мы видим, как в толпе теряется ощущение самости. Группа становится единым потоком, мгновенно подчиняясь командам агрессивного толка. Возникают преступления, определяемые иррациональными, лишенными адекватной связи с ситуацией мотивами.

Девушка отомстила своей  подруге за "измену". Подруга в присутствии группы подростков назвала ее проституткой. Девушка вынашивала идею мести два месяца. Потом она подговорила двух подростков помочь ей осуществить месть. Они пригласили потерпевшую в лес, на "пикник". Там они заставили ее вырыть себе могилу. Включили музыку, зажгли свечи. После этого нанесли ей множество ударов лопатой по голове и закопали.

В приведенных выше примерах жесткость носит немотивированный, неожиданный характер. В подобных случаях мотивы агрессивных действий не вытекают из ситуации, "непонятны" с точки зрения бытовой логики. Это могут быть агрессивные действия с необычной жестокостью. Случаются преступления, в основе которых лежит необъяснимая трансформация мотива: психологически понятная реакция вдруг превращается в жестокий садизм ("трансформированная" агрессия). Во всех подобных примерах трудно установить четкую связь с психической патологией, хотя преступные действия представляются явно аномальными.

Конечно, непонятность и  неожиданность этих преступлений нельзя абсолютизировать. Нельзя сказать, что нет вовсе никаких предикторов их совершения. Но они выражены незначительно, часто скрыты, их трудно зафиксировать. Можно уверенно говорить только о факторах риска, "готовности" к немотивированной агрессии, на которые следует обратить внимание. Во-первых, факторы наследственности: алкоголизм и депрессии у родственников. Эти расстройства свидетельствуют о генетически обусловленной нестабильности эмоций, патологии влечений, импульсивности. Все названные феномены провоцируют агрессию. Следующая группа факторов - тяжелая беременность, отягощенная явлениями токсикоза, угрозой выкидыша. Мы говорили уже о теории Грофа, о влиянии переживаний плода в родовой период, о том огромном стрессе, который он испытывает во время тяжелых, затяжных родов, со стимуляцией, ручным выдавливанием. Энергия этого стресса составляет основу последующей неожиданной агрессии. Препятствия на пути энергии либидо (сексуальности) в младенчестве, нарушения ее циркуляции в ходе полового созревания также создают риск повышенной агрессивности.

Болезни, влияющие на головной мозг ребенка (травмы, инфекции), усиливают  дисбаланс торможения/возбуждения  в сторону возбуждения. Эти дети легко "заводятся", взвинчиваются, склонны к импульсивности, несоразмерности  агрессивного ответа. Строгое, жестокое, бездушное воспитание - один из весомых факторов риска появления садизма у подростков. Явления личностного кризиса, нестабильность собственного Я, "растворение" в агрессивной группе - еще один кластер повышенной готовности к немотивированной агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Повышенная жестокость является одной из острых проблем, которая формируется на ранней стадии становления личности, характера, манеры поведения, отношения к окружающим.

В последние годы научный интерес в работах российских и зарубежных учёных к проблемам детской и подростковой жестокости существенно возрос. Так как увеличивается число детей, склонных к жестоким действиям в дошкольном возрасте и как следствие, отклоняющееся поведение и нарастающая волна детской преступности в подростковом возрасте.

Для ранней профилактики антисоциального поведения обнаружение  приведенных выше факторов крайне важно. Оно позволяет своевременно предпринять  необходимые меры (медикаментозную  коррекцию органического поражения головного мозга, повышенной возбудимости, семейное консультирование и терапию, обучение навыкам воспитания, разрешения конфликтов и т.д.).

Профилактика и коррекция жесткости детей и подростков основывается на создание программ, проведение массовых и индивидуальных тренингов среди родителей, детей, подростков обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: Учеб./ Г.Э. Бреслав. – СПб: Речь, 2004. – 160 с.
  2. Буторина Н.Е. Многоосевая система классификации болезней и диагностика наркологических заболеваний у детей и подростков [Текст]/ Н.Е. Буторина, Г.Г. Буторин, С.А. Макаров // Вопросы наркологии. – 2002. - № 2.
  3. Ениколопов С.Н. Психология враждебности в медицине и психиатрии [Текст]/ С.Н. Еникополов // Терапия психических расстройств. – 2007. - № 1
  4. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика [Текст]: Учеб./ С.Н. Можгинский. – М.: Когито-центр, 2006. – 179 стр.
  5. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст]: Учеб. пособие/ под редакцией Платоновой Н.М. – СПб.: Речь, 2006 – 336 стр.
  6. Рыбальский М.И. Бред [Текст]: Учеб./ М.И. Рыбальский. – М.: Медицина, 1993, – 368 стр.

1 Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности, Учеб – 2004.

2 Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков, Учеб. пособие – 2006.

3 Ениколопов С.Н. Психология враждебности в медицине и психиатрии //  Терапия психических расстройств. – 2007. - № 1.

4 Рыбальский М.И. Бред , Учеб. – 1993.

5 Рыбальский М.И. Бред, Учеб. –  1993.

6 Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика, Учеб. – 2006.




Информация о работе Психологические корни жестокости