Психологические методы управления конфликтами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить роль психологических методов в управлении конфликтами на предприятии.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
• определить понятие конфликта и его типы;
• рассмотреть причины и последствия конфликта;
• изучить методы управления конфликтом;
• выяснить необходимость проведения антиконфликтных тренинго.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и типы конфликта 5
1.2 Причины конфликта 9
1.3 Управление конфликтной ситуацией 12
Выводы по первому разделу 17
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПОСРЕДСТВОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
2.1 Антиконфликтные тренинги 19
2.2 Диагностика уровня конфликтности 26
Выводы по второму разделу 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

КУРС.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

2.Напористость 3 | 30%

3.Обидчивость 4 | 40%

4.Неуступчивость 5 | 50%

5.Бескомпромиссность 8 | 80%

6.Мстительность 8 | 80%

7.Нетерпимость к мнению  других 0 | 0%

8.Подозрительность 4 | 40%

9.Позитивная агрессивность 8 | 40%

10.Негативная агрессивность 8 | 40%

11.Конфликтность 21 | 52.5%

 

Кугаткина Галина

1.Вспыльчивость 6 | 60%

2.Напористость 4 | 40%

3.Обидчивость 6 | 60%

4.Неуступчивость 7 | 70%

5.Бескомпромиссность 8 | 80%

6.Мстительность 5 | 50%

7.Нетерпимость к мнению  других 2 | 20%

8.Подозрительность 3 | 30%

9.Позитивная агрессивность 11 | 55%

10.Негативная агрессивность 7 | 35%

11.Конфликтность 21 | 52.5%

 

Баранова Евгения

1.Вспыльчивость 8 | 80%

2.Напористость 7 | 70%

3.Обидчивость 3 | 30%

4.Неуступчивость 6 | 60%

5.Бескомпромиссность 7 | 70%

6.Мстительность 5 | 50%

7.Нетерпимость к мнению других 3 | 30%

8.Подозрительность 4 | 40%

9.Позитивная агрессивность 13 | 65%

10.Негативная агрессивность 8 | 40%

11.Конфликтность 22 | 55%

 

Прокофьева Екатерина

1.Вспыльчивость 5 | 50%

2.Напористость 4 | 40%

3.Обидчивость 4 | 40%

4.Неуступчивость 6 | 60%

5.Бескомпромиссность 7 | 70%

6.Мстительность 3 | 30%

7.Нетерпимость к мнению  других 1 | 10%

8.Подозрительность 2 | 20%

9.Позитивная агрессивность 10 | 50%

10.Негативная агрессивность 4 | 20%

11.Конфликтность 20 | 50%

 

Архипова Елена

1.Вспыльчивость 4 | 40%

2.Напористость 3 | 30%

3.Обидчивость 5 | 50%

4.Неуступчивость 3 | 30%

5.Бескомпромиссность 6 | 60%

6.Мстительность 2 | 20%

7.Нетерпимость к мнению  других 5 | 50%

8.Подозрительность 5 | 50%

9.Позитивная агрессивность 6 | 30%

10.Негативная агрессивность 7 | 35%

11.Конфликтность 20 | 50%

 

Из результатов проведённого тестирования мы видим, что конфликтность всех сотрудников данного отдела не ниже 50%. Это значит, что может конфликт может возникнуть легко, и чтобы его последствия были положительными нужно им правильно управлять, например, посредством проведения тренингов.

 

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ:

Изучить конфликт и научиться управлять им можно посредством проведения тренингов в организации.

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Исследования показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного.

Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Частью тренингов выступает тестирование. Одной из наиболее интересных является методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Протестировав сотрудников договорного отдела компании ООО «Виза Конкорд Авиа», мы заметили, что конфликтность всех сотрудников данного отдела не ниже 50%. Это значит, что может конфликт может возникнуть легко, и чтобы его последствия были положительными нужно им правильно управлять, например, посредством проведения тренингов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворённости, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Для того, чтобы разработать эффективный метод управления конфликтом, необходимо провести тщательную классификацию его типов, выявив, таким образом, отличительные черты и особенности каждого типа. Принято выделять четыре основных типа конфликта:

    • внутриличностный конфликт;
    • межличностный конфликт;
    • конфликт между личностью и группой;
    • межгрупповой конфликт.

У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются:

    • ограниченность ресурсов, которые надо делить;
    • распределение ресурсов;
    • взаимозависимость задач;
    • различия в целях;
    • различия в представлениях и ценностях;
    • неудовлетворительные коммуникации.

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

1. Структурные методы.

  • Разъяснение требований к работе.
  • Координационные и интеграционные механизмы.
  • Общеорганизационные комплексные цели.
  • Структура системы вознаграждений.

2. Межличностные стили  разрешения конфликтов.

  • Уклонение.
  • Сглаживание.
  • Принуждение.
  • Компромисс.
  • Решение проблемы.

Изучить конфликт и научиться управлять им можно посредством проведения тренингов в организации.

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Исследования показывают, что до 90 % выученного на тренинге материала постепенно забывается, и сотрудники применяют лишь 10-20 % из полученного. Причины этого различны: оправдались ли ожидания участников, соответствовал ли тренинг реальной потребности в обучении, поддерживаются ли изменения в компании после тренинга и т. д.

Посттренинговое сопровождение — это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Итак, существует множество разнообразных тренингов. Например, «Конфликтология и управление конфликтом». По завершении тренинга участники смогут:

  • Рационально оценивать природу своих отношений в любой социальной группе. Понимать, почему партнеры по социальному взаимодействию дорожат этими отношениями, что следует делать, чтобы повысить свою ценность для группы, и при каких условиях качество отношений может ухудшиться.
  • Управлять своим поведением и поведением партнеров так, чтобы не допустить вхождения отношений в кризисную фазу. Если же кризис все-таки наступил (анализ запоздал), то уметь исправить ситуацию, препятствуя развитию конфликта и последующему разрыву отношений.
  • Избавиться от ложных стереотипов, таких, например, как неизбежность конфликтов между представителями различных социальных групп, организаций, между начальниками и подчиненными, мужчинами и женщинами, родителями и детьми и т.д. Научиться руководствоваться в жизни объективными правилами, ведущими к успеху.

Таким образом, не возникает сомнений в необходимости проведения тренингов.

Частью тренингов выступает тестирование. Одной из наиболее интересных является методика «Личностная агрессивность и конфликтность». Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Протестировав сотрудников договорного отдела компании ООО «Виза Конкорд Авиа», мы заметили, что конфликтность всех сотрудников данного отдела не ниже 50%. Это значит, что может конфликт может возникнуть легко, и чтобы его последствия были положительными нужно им правильно управлять, например, посредством проведения тренингов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

«Личностная агрессивность и конфликтность»

 

Методика предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик.

Испытуемому предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением в карте опроса в соответствующем квадратике нужно поставить знак «+» («Да»), при несогласии – знак «-» («Нет»).
Тестовый материал

  1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  2. В спорах я всегда стараюсь захватить инициативу.
  3. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не уступлю.
  5. Я стараюсь делать все, чтобы избежать напряженности в отношениях.
  6. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то я про себя накликаю обидчику всякие несчастья.
  7. Я часто злюсь, когда мне возражают.
  8. Я думаю, что за моей спиной обо мне говорят плохо.
  9. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  10. Мнение, что нападение – лучшая защита, правильное.
  11. Обстоятельства почти всегда благоприятнее складываются для других, чем для меня.
  12. Если мне не нравится установленное правило, я стараюсь его не выполнять.
  13. Я стараюсь найти такое решение спорного вопроса, которое удовлетворило бы всех.
  14. Я считаю, что добро эффективнее мести.
  15. Каждый человек имеет право на свое мнение.
  16. Я верю в честность намерений большинства людей.
  17. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  18. В споре я часто перебиваю собеседника, навязывая ему мою точку зрения.
  19. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
  20. Если кто-то корчит из себя важную персону, я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Я предлагаю, как правило, среднюю позицию.
  22. Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
  23. Если я все обдумал, то я не нуждаюсь в советах других.
  24. С людьми, которые со мной любезнее, чем я мог ожидать, я держусь настороженно.
  25. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
  26. Я считаю бестактным не давать высказаться в споре другой стороне.
  27. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих.
  28. Я не люблю поддаваться в игре даже с детьми.
  29. В споре я стараюсь найти то, что устроит обе стороны.
  30. Я уважаю людей, которые не помнят зла.
  31. Утверждение: «Ум – хорошо, а два – лучше» – справедливо.
  32. Утверждение: «Не обманешь – не проживешь» тоже справедливо.
  33. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
  34. Я могу внимательно и до конца выслушать аргументы спорящего со мной.
  35. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
  36. Если в очереди кто-то пытается доказать, что он стоит впереди меня, я ему не уступаю.
  37. Я стараюсь избегать обострения отношений.
  38. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
  39. Я не считаю, что я глупее других, поэтому их мнение мне не указ.
  40. Я осуждаю недоверчивых людей.
  41. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.
  42. Я всегда убежденно отстаиваю свою правоту.
  43. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они злые.
  44. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение важного для всех вопроса.
  45. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  46. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и действую в соответствии с этим.
  47. Я часто обращаюсь к коллегам, чтобы узнать их мнение.
  48. Если меня хвалят, значит, этим людям от меня что-то нужно.
  49. В конфликтной ситуации я хорошо владею собой.
  50. Мои близкие часто обижаются на меня за то, что в разговоре с ними я им рта не даю раскрыть.
  51. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
  52. Ведя переговоры со старшим по должности, я стараюсь ему не возражать.
  53. В решении любой проблемы я предпочитаю золотую середину.
  54. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
  55. Я не думаю, что руководитель должен считаться с мнением подчиненных, ведь отвечать за все ему.
  56. Я часто боюсь подвохов со стороны других людей.
  57. Меня не возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
  58. Когда я разговариваю с кем-то, меня так и подмывает скорее изложить свое мнение.
  59. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  60. Я всегда стараюсь выйти из вагона раньше других.
  61. Вряд ли можно найти такое решение, которое бы всех удовлетворило.
  62. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
  63. Я не люблю, когда другие лезут ко мне с советами.
  64. Я подозреваю, что многие поддерживают со мной знакомство из корысти.
  65. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
  66. При игре в шахматы или настольный теннис я больше люблю атаковать, чем защищаться.
  67. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
  68. Для меня не имеет большого значения, чья точка зрения в споре окажется правильной – моя или чужая.
  69. Компромисс не всегда является лучшим разрешением спора.
  70. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
  71. Я считаю, что лучше посоветоваться с другими, чем принимать решение одному.
  72. Я сомневаюсь в искренности слов большинства людей.
  73. Обычно меня трудно вывести из себя.
  74. Если я вижу недостатки у других, я не стесняюсь их критиковать.
  75. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
  76. Будь я на базаре продавцом, я не стал бы уступать в цене за свой товар.
  77. Пойти на компромисс – значит показать свою слабость.
  78. Справедливо ли мнение, что если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
  79. Я не чувствую себя ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
  80. Я никогда не подозреваю людей в нечестности.

 

Ключ к тесту

Вспыльчивость

  • Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;
  • Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.

Напористость, наступательность

  • Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;
  • Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.

Обидчивость

  • Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;
  • Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.

Неуступчивость

  • Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;
  • Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.

Бескомпромиссность

  • Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;
  • Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77

Мстительность

  • Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;
  • Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.

Нетерпимость к мнению других

  • Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;
  • Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.

Подозрительность

  • Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;
  • Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.

Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.

Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта.

Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.

Обработка результатов теста

За каждый ответ «Да» или «Нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов. Выраженность качества определяется в % от количества набранных баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Информация о работе Психологические методы управления конфликтами на предприятии