Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 12:32, реферат
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и неписанные) по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе.
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения 4
Глава 2. Классические теории девиантного поведения 8
Глава 3. Источники девиантного поведения 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Выполнил:
VI курс
группа ЯПЗ-07/Пс
Проверил:
г. Якутск
2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения 4
Глава 2. Классические теории девиантного поведения 8
Глава 3. Источники девиантного поведения 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Введение
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и неписанные) по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, я имею в виду, что может быть разное количество индивидов попадающих под определение "девианты". Также может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.
Каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Отклонение в поведении является естественным условием развития человека, и в этом заключается актуальность его изучения.
Целью данной работы является раскрытие понятия девиантное поведение, его виды, теории и источники.
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения
Чтобы приступить к анализу концепций, необходимо сначала дать понятие термину "девиантное поведение". Девиантное поведение (от лат. deviation - отклонение) - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. То есть, все действия, противоречащие традиционно принятым в том или ином обществе правилам поведения. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Процесс социализации (процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
1. Культурные и психические отклонения.
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Естественно, что личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически вполне нормальные, совершают весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
2. Индивидуальные и групповые отклонения.
Индивидуальные - когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Групповое отклонение рассматривается как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.
3. Первичное и вторичное отклонения.
Под первичным отклонением
подразумевается отклоняющееся
поведение личности, которое в
целом соответствует культурным
нормам, принятым в обществе. В данном
случае совершаемые индивидом
4. Культурно одобряемые отклонения.
Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям:
Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности.
Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
Неясно, почему люди становятся высокомотивированными. Очевидно, что одна из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии. Влияние внешних условий в соединении с групповым влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности.
Личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности. Личностные качества - это, безусловно, важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый важный. Не случайно многие великие личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.
Счастливый случай может способствовать проявлению способностей человека в определенных видах деятельности. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
5. Культурно осуждаемые отклонения.
Большинство обществ поддерживает
и вознаграждает социальные отклонения,
проявляемые в форме
Глава 2. Классические теории девиантного поведения
Классическими теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.
Сторонники биологической
теории девиации рассматривают отклонение
поведения от принятой в обществе
социальной нормы в связи с
биологическим складом
Особое место среди
биологических теорий занимает эволюционный
подход, основанный на предложенных Чарльзом
Дарвином законах естественного
отбора и наследственности. Сторонники
эволюционного подхода
В психологических и
С точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот механизм нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок все равно будет овладевать ролями, но уже не социальными, а антисоциальными, например: вор, наркоман, хулиган, драчун и другими, которые характеризуются определенными атрибутами.
Освоение роли будет происходить
в несколько этапов. Вначале ребенок
получает определенные сведения о данной
роли, ее правах и обязанностях, узнает
разнообразные формы
Затем идет проигрывание выбранной
для себя роли. Здесь очень важно
получить одобрение товарищей, чтобы
почувствовать себя в этой роли комфортно.
От реакции окружающих во многом зависит,
будет ли противоправный поступок усилен
вниманием, одобрением, похвалой сверстников,
либо не получит такого подкрепления
и подвергнется осуждению. В этом
случае вероятность повторного проявления
подобного противоправного
Последним этапом принятия роли является закрепление за собой выбранной роли, например, "козла отпущения", "тайного мстителя", "грубияна" и других на психологическом (когда ребенок точно знает, какие эмоции сопровождают данную роль и каким образом надо их регулировать) и межличностном (когда выстраиваются определенные типы взаимоотношений между детьми, играющими разные роли, подобно тому как актеры играют в одном спектакле) уровнях.
Немаловажным элементом
социальных отклонений является отношение
самой личности к совершенным
ею нарушениям. В большинстве своем
это отношение носит
Информация о работе Психологические ообенности девиантного поведения