Психологические особенности авторитарного стиля управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.

Работа менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.

Содержание работы

Содержание:

Введение

1. Общая информация о стилях руководителя 3

1.2 Психологические особенности 7

1.3 Авторитарный стиль 9

1.4 Современные концепции управления 13

1.5 Модификация авторитарного стиля 14

Заключение 17

Список литературы 19

Приложение 21

Файлы: 1 файл

курсовая 2012.docx

— 57.37 Кб (Скачать файл)

Психологические особенности авторитарного  стиля управления организации 

      Содержание:

Введение

1.   Общая информация о стилях руководителя     3

1.2 Психологические  особенности       7 

1.3 Авторитарный стиль        9

1.4 Современные концепции управления                          13

1.5 Модификация авторитарного стиля                14

Заключение          17

Список литературы         19

Приложение                                                                                                              21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

1 Общая информация  о стилях руководителя 

Умение руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в  течение жизни, приобретая для этого  необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.

Работа менеджера  представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток  на выбор стиля руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности  прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую  направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение  в пространстве и времени зависит  как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует  с большой осторожностью и  на высоком профессиональном уровне.

Пожалуй, сегодня  нет более трудной профессии, чем профессия руководителя, она  является комплексной, потому что требует  от человека владения многими и разными  занятиями и навыками. Менеджер должен знать, пусть немного, но обо всем - от секретов маркетинга до хитростей  финансовой науки, от методов организации  современных производств до тайников человеческой психологии. Руководитель призван уделять большое внимание перспективным вопросам, мыслить  масштабно, глубже других осознавать новые  потребности и задачи, разрабатывать  и указывать пути и средства повышения эффективной деятельности групп, обладать чувством нового. Он должен уметь претворять в жизнь свои убеждения, планы и замыслы. 

Современные условия предъявляют повышенные требования к руководителю, его деятельность весьма сложна и многообразна. В его обязанности входит следующее:- умение уделять большое внимание социальным, моральным, этическим проблемам; уметь правильно планировать и организовывать работу аппарата управления, распределять обязанности, права, устанавливать меру ответственности подчиненных, создавать сплоченный, эффективно работающий коллектив; разрабатывать пути и методы повышения творческой инициативы сотрудников, учитывать индивидуальные способности, интересы, психологические особенности людей, принимать активное участие в укреплении отношений сотрудничества и взаимопомощи.

Данная работа посвящена повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются  основные стили руководства, которые  применяют в своей практике руководители, а также психологические проблемы руководства, которые возникают  при работе с подчиненными. Эта  проблема актуальна в данный момент, так как сейчас особое внимание стало  уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными. 
 
 

Краткая характеристика «одномерных» стилей управления, предложенная отечественным исследователем Э. Старобинским, дана в табл. 1. 

     Таблица 1. Характеристика стилей руководства

Параметры взаимодействия руководителя Авторитарный (директивный) стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Приемы  принятие решений Единолично решает все вопросы Принимая решение, советуется Ждет указания руководства  или отдает инициативу в руки подчиненных
Способ  доведения Приказывает, распоряжается Предлагает, просит Просит, упрашивает
Приемы  распределения ответственность Берет на себя или  перекладывает на конкретного исполнителя Распределяет ответственность  в соответствии с должностью Снимает с себя всякую ответственность
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных  работников, старается от них избавиться Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
Отношение к недостатку собственных знаний Все знает и умеет, гипертрофированное самомнение Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
Стиль общения Жестко формальный, не общительный Дружески настроен, любит общаться Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускает фамильярное  обращение
Характер  отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль Мягок, покладист, иногда легковерен
Отношение к дисциплине Приверженец формальной жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание  основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Постоянно использует разные стимулы Использует поощрение  чаще, чем наказание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Психологические особенности 

В науке приняты  два понятия - лидер и руководитель. Руководство - это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач. 

Лидерство - это неформальное положение «звезды» в коллективе: умение человека влиять на коллектив  в системе межличностных отношений, основанных на чувстве симпатии или  антипатии, принятия или непринятия и т.д. Руководитель - это официальное  признание профессиональных и организаторских  заслуг человека. 

Руководитель - это  должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерскими качествами. Однако руководитель не становится лидером  только благодаря этим качествам. 

Изучение учеными-психологами  психологических качеств, обеспечивающих эффективность руководства, позволило  выделить следующие необходимые  качества и черты личности: доминантность (умение влиять на подчиненных), уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность (способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект), стремление к достижению целей и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, но не авантюрный), готовность брать на себя ответственность в решении проблем, честность, верность обещаниям и гарантиям. 

Анализируя авторитарный стиль руководства, автор Б.З. Зельдович  особо отмечает, что авторитарный стиль характеризуется преобладанием  единоличных способов управления, применением  административных средств воздействия на подчиненных. Руководитель, как правило, привержен к преувеличению роли административных методов. Он самовластно решает большинство вопросов жизни коллектива без предварительного обсуждения с членами коллектива, сознательно ограничивает контакты с подчиненными. Автократ считает лишним, ненужным информировать подчиненных о состоянии дел в коллективе. 

В производственной деятельности не всегда можно сразу  распознать руководителя данного стиля  управления. Такие руководители довольно умны, энергичны, обладают симпатичной  внешностью и личным обаянием, нередко  добиваются значительных успехов в  производственной деятельности. Однако если присмотреться, то можно заметить, что им свойственно умение делить подчиненных на любимчиков и неугодных. Как правило, автократы благосклонны к подхалимам и щедро раздают им обещания: кому пообещают повышение в должности, кому — повышенный оклад, кому — престижную зарубежную командировку и т. п. Для руководителя-автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Подводя итог сказанному, хочется отметить, что применение подобного стиля управления, хотя и обеспечивает в ряде случаев высокую производительность, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде. Излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, в большинстве случаев уничтожают стимулы к работе. 
 
 
 
 
 
 

1.3 Авторитарный стиль

Теоретической основой авторитарного стиля  управления и его «эксплуататорской» и «благожелательной» разновидностей являются теории «X» и «Y» Дугласа Мак-Грегора. 

«Эксплуататорский»  авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным  и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы и  берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как и когда делать, а в  качестве основной формы стимулирования использует наказание. 

Если руководитель принимает решение в одиночку, а потом просто доводит его  до подчиненных, то они воспринимают это решение, как явное извне  и критически обсуждают, даже когда  оно действительно удачное. Выполняется  такое решение с оговорками и  безразлично. Сотрудники, как правило, радуются любой ошибке руководителя, находя в ней подтверждение своему негативному мнению о нем. В результате подчиненные привыкают быть исполнителями  чужой воли, закрепляя в своем  сознании стереотип «наше дело маленькое». 

Для руководителя все это тоже не проходит без потерь, поскольку он оказывается в положении  виновника, отвечающего за все ошибки, не видящего и не знающего, где и  как они были допущены. Подчиненные  же, хотя многое знают и замечают, но помалкивают, или, получая от этого  моральное удовлетворение, или считая, что его все равно не перевоспитать. Руководитель понимает сложившуюся  ситуацию, однако бессилен обвинить окружающих в допущенных промахах, так как подчиненные не участвовали в выработке решения. Так формируется своеобразный замкнутый круг, который рано или поздно приводит к развитию в организации или подразделении неблагоприятного морально-психологического климата и созданию почвы для развития производственных конфликтов. 

Следовательно, при эксплуататорско-авторитарном стиле руководства цена ошибок двойная: с одной стороны, экономические потери, а с другой — психологические травмы. 

При более  мягкой «благожелательной» разновидности  авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, по-отечески, интересуется при принятии решений их мнением. Но даже в случае обоснованности высказанного мнения может  поступить по-своему, делая это  зачастую демонстративно, чем значительно  ухудшает морально-психологический  климат в коллективе. При принятии решений он может учитывать отдельные  мнения сотрудников и дает определенную самостоятельность, однако под строгим  контролем, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы  и строго выполняются все требования инструкции. 

Угрозы наказания, хотя и присутствуют, но не преобладают. 

Претензии авторитарного руководителя на компетенцию  во всех вопросах порождают хаос и в конечном счете влияют на эффективность работы. Такой начальник парализует работу своего аппарата. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Подчиненные зависят от него, но и он, как известно, во многом зависит от них. Недовольные подчиненные могут его подвести или дезинформировать. 

Специальные исследования показали, что хотя в  условиях авторитарного стиля руководства  можно выполнить в количественном отношении больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой, же порядок ниже. Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты. 

Таким образом, основой авторитарного стиля  является сосредоточение всей власти и ответственности в руках  руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Последнее обстоятельство играет двоякую роль в возможности достижения эффективности. 

С одной стороны, авторитарный стиль управления проявляется  в порядке, срочности выполнения задания и возможности предсказать  результат в условиях максимальной концентрации всех видов ресурсов. С другой — формируются тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует необходимая обратная связь. 

      Характерные формы внешнего проявления:

  • авторитарному руководителю чаще присущи суровое выражение лица;
  • резкий неприветливый, приказной тон;
  • отделение себя от группы.
 

Организационная эффективность: в авторитарно руководимых  группах производительность немного  выше, чем в демократических коллективах. Однако при отсутствии или смене  руководства она падает, а нередко  прерывается и сам трудовой процесс. В таких группах выше напряжение между членами коллектива, чаще и  острее конфликты, меньше интерес к  труду и удовлетворенность работой, отсутствует подлинная сплоченность. Все это снижает трудовые достижения авторитарно руководимых групп.

Информация о работе Психологические особенности авторитарного стиля управления организации