Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:41, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение различий в развитии личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Расмотреть основные характеристики дошкольного возраста.
2. Расскрыть понятие агрессии и её развитие в детском возрасте.
3. Расскрыть проблему тревожности в детском возрасте.
4. Рассмотреть особенности развитие личности детей в полных и неполных семьях.
5. Провести эксперментальное исследование, направленное на определение различий в психологических характристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.
6. Сделать соответствующие выводы.
Введение 2
Глава 1. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 5
1.1. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей 5
1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях 9
Глава 2. Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей 20
2.1. Организация исследования 20
2.2 Результаты четырех этапов исследования 31
2.3 Анализ полученных данных 35
2.4 Выводы исследования 37
Глава 3. Практические рекомендации 39
Заключение 41
Список литературы 44
Приложения
Источники формирования неполных семей:
Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. Статистика свидетельствует, что только за 2002 год в городе Ижевске расторгнуто 3682, что на 715 больше, чем за 2001 год. Процент разводов к числу заключенных браков составил 82,2%.
Накопленная
исследователями
В связи с изменением моральных норм в области взаимоотношений полов, распространением добрачных связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к брачному партнеру увеличивается число детей, рожденных вне брака.
В настоящее
время спектр неполных семей пополняется,
помимо названных выше, семьями фактически
раздельно проживающих
Проблемы неполных семей.
Семья выполняет следующие функции:
Понятно, что в монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.
Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, педагогические, медицинские и психологические.
Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей [45 c. 54].
Так как, чаще всего, главой такой семьи является женщина, то стоит обратить внимание на политику занятости в стране в настоящее время. Сегодня идет вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания ребенка/детей чаще побуждают женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие [11 c. 125].
Необходимость
ухода за ребенком в отсутствие помощи
со стороны, разрушение сферы бытовых
услуг не позволяют женщине проявить
себя в профессиональной сфере: решающее
значение на их выбор и формирования
поведения оказывает
Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.
Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным [12 c. 22].
В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: «отец + мать + дети»; основная причина - чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания.
Следующая
социальная характеристика, которая
требует внимания общества к неполной
семье с несовершеннолетними
детьми, связана с качеством здоровья
последних. Ученые-педиатры, исследующие
уровень здоровья детей, приходят к
неутешительному выводу: дети из неполных
семей значительно чаще подвержены
острым и хроническим заболеваниям.
Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять
функции материального
В неполной семье оставшемуся родителю нетрудно создать у ребенка негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, оставшаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что все мужчины плохие.
Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо.
Так как
дети в неполной семье не могут
наблюдать отношения между
Однако все эти проблемы разрешимы. Женщина - мать вполне может иметь адекватную, принимающую установку по отношению к мужчинам и быть достаточно зрелой, чтобы не создавать у детей негативного представления о них. Она может помочь своим детям установить добрые и близкие отношения со взрослыми мужчинами, которых она знает и уважает.
Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьезнейшей проблемой, заласканные матерью или убедившись в том, что в обществе главенствуют женщины они начинают чувствовать, что мужчины – ничтожество [29 c. 130].
Девочка в неполной семье тоже может получить искаженное представление об отношениях между мужчинами и женщинами. Она или готова на роль прислуги - дает все и ничего не получает или чувствует, что может все делать самостоятельно и быть совершенно независимой.
В России сейчас более 72 миллионов семей. Среди семей более 11% неполных. В неполных семьях ежегодно остаются более полумиллиона детей. В силу своего состава неполная семья занимает особое положение, а ее влияние на развитие личности ребенка в разных возрастах изучена недостаточно. Актуальной является и проблема развития мальчиков и девочек в неполной семье. Воспитательная ситуация в такой семье отличается особой сложностью и своеобразием. В основном, в литературе рассматриваются вопросы, связанные с переживаниями ребенка во время развода родителей и послеразводный кризис, и очень мало работ об отсроченном влиянии распада семьи на развитие ребенка.
Объектом исследования являются дети младшего, среднего и старшего школьного возраста из разных типов семей, а предмет исследования - личностная сфера ребенка [10 c. 29].
Экспериментальная часть исследования проводилась в 2002-2003 в детском саду г. Перми, в качестве испытуемых выступали дети трех возрастных групп в количестве 81 человек. Для изучения личностных особенностей детей использовался личностный опросник Кеттелла, для изучения самооценки детей младшего школьного возраста методика Дембо-Рубинштейна, а для детей среднего и старшего школьного возраста методика Ковалева. Методика А. Прихожан использовалась для изучения личностной тревожности и методика Рокича для изучения ценностных ориентации.
Наибольшее влияние на взаимосвязи показателей свойств личности по Кеттеллу в группах мальчиков неполная семья оказывает в младшем школьном возрасте, к старшему школьному возрасту это влияние постепенно снижается. Чем мальчики младшего школьного возраста из неполных семей общительнее, тем они ответственнее, настойчивее в достижении цели, смелее, активнее и у них ниже самоконтроль; чем они смелее, тем ответственнее и расслабленнее и чем спокойнее, тем напряженнее [20 c. 48].
Структура семьи оказывает большее влияние на взаимосвязи показателей свойств личности по Кеттеллу у девочек в среднем школьном возрасте. Так, все девочки среднего школьного возраста из полных и неполных семей, чем они общительнее, тем смелее, активнее, более склонны к риску, и чем тревожнее, тем напряженнее.
Анализ показателей свойств личности по Кеттеллу с показателями самооценки позволили выявить достоверные связи только в группах детей обоего пола младшего и среднего дошкольного возраста. Таким образом, чем мальчики младшего дошкольного возраста из неполных семей ответственнее, тем лучше считают свой характер, чем смелее, тем выше оценивают свой ум. Чем девочки среднего дошкольного возраста из неполных семей чувствительнее, тем выше у них самооценка.
Полная семья оказывает большое влияние на взаимосвязь свойств личности и тревожности у девочек в среднем школьном возрасте, и это влияние почти исчезает к старшему дошкольному возрасту. В неполной семье у девочек это не выявлено, как и в группах мальчиков из полных и неполных семей [36 c. 48].
Неполная семья оказывает различное влияние на ценностные ориентации мальчиков и девочек среднего и старшего школьного возраста. Так мальчики среднего школьного возраста из неполных семей ценят здоровье и любовь, девочки - здоровье и жизненную мудрость. Дети этого возраста из неполных семей наименее значимой целью в жизни считают творчество; мальчики и девочки старшего школьного возраста из неполных семей наиболее значимыми целями в жизни считают здоровье и любовь, а менее значимыми - счастье других, творчество, красоту природы и искусства.
Полученные в исследовании результаты позволяют сформулировать рекомендации для практических психологов. В своей работе с детьми, воспитывающимися одним родителем, психолог должен обратить внимание на младших школьников и подростков, поскольку полученные результаты свидетельствуют о том, что именно в младшем и среднем школьном возрасте неполная семья оказывает большее влияние на индивидуальность ребенка. Необходимо учитывать, что постразводная семья оказывает различные влияния на мальчиков и девочек. Учитывая выявленные у детей из неполных семей тревожность, низкую самооценку, коррекционная работа может быть направлена на снижение тревожности и повышение самооценки и уверенности в себе. Работа с девочками из неполных семей может быть направлена на развитие абстрактных форм мышления, поскольку они отличаются меньшей степенью сформированности интеллектуальных функций, преобладанием конкретных форм мышления [22 c. 49].
Информация о работе Психологические особенности личности детей из полных и неполных семей