Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………..2
1. Понятие личности…………………………………………………………………3
2. Свойства личности………………………………………………………………..5
2.2. темперамента…………………………………………………………………..5
2.3. Характер…………………………………………………………………………10
2.4. Связь характера с темпераментом………………………………..14
4. Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………………16
Введение.
Исследование психологических
особенностей личности актуально,
потому что, в основе личности
лежит ее структура. Связь и
взаимодействие относительно устойчивых
компонентов (сторон) личности: темперамента
и характера, способности человека
определяют его успехи в различных
видах деятельности. От темперамента
зависят реакции человека на
окружающий мир - других людей, обстоятельства
жизни. Характер человека определяет
его поступки в отношении других
людей.
Личность представляет
собой во многом жизненно устойчивое
образование. Устойчивость личности
заключается в последовательности
и предсказуемости ее поведения,
в закономерности ее поступков.
Но следует учитывать, что поведение
личности в отдельных ситуациях
довольно вариативно.
1.Определение личности.
Различные определения понятия
личность:
· Личность
- совокупность общественных отношений,
реализующихся в многообразных деятельностях
(Леонтьев).
· Личность
- совокупность внутренних условий, через
которые преломляются все внешние воздействия
(Рубинштейн).
· Личность
- общественный индивид, объект и субъект
социальных отношений и исторического
процесса, проявляющий себя в общении,
в деятельности, в поведении (Ганзен).
· Понятие
личности обозначает человеческого индивида
как члена общества, обобщает интегрированные
в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
· Личность
- субъект общественного поведения и коммуникации
(Б.Г. Ананьев).
· Личность
- человек как общественный индивидуум,
субъект познания и объективного преобразования
мира, разумное существо, обладающее речью
и способное к трудовой деятельности (А.В.
Петровский).
· Личность
- человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
· Личность
есть формирующуюся в течение жизни совокупность
индивидуальных психологических особенностей,
которые определяют своеобразное для
данного человека отношение к себе, обществу
и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
В
широком плане личность человека
является интегральной целостностью
биогенных, социогенных и психогенных
элементов.
Биологическая
основа личности охватывает нервную
систему, систему желез, процессы
обмена веществ (голод, жажда, половой
импульс) половые различия, анатомические
особенности, процессы созревания
и развития организма.
Социальное
«измерение» личности обусловливается
влиянием культуры и структуры общностей,
в которых человек был воспитан и в которых
он участвует. Важнейшими социогенными
слагаемыми личности являются социальные
роли, выполняемые ею в различных общностях
(семье, школе, группе ровесников), а также
субъективное «Я», то есть созданное под
влиянием воздействия других представление
о собственной особе, и отраженное «Я»,
то есть комплекс представлений о себе,
созданных из представлений других людей
о нас самих.
В
современной психологии нет единого
понимания личности. Однако большинство
исследователей считает, что личность
есть прижизненно формирующаяся
и индивидуально своеобразная
совокупность черт, определяющих образ
(стиль) мышления данного человека, строй
ее чувств и поведения.
В
основе личности лежит ее структура
- связь и взаимодействие относительно
устойчивых компонентов (сторон) личности:
темперамента, характера, волевых качеств,
эмоций и мотивации.
От
темперамента зависят реакции
человека на окружающий мир - других
людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер
человека определяет его поступки в отношении
других людей. Волевые качества характеризуют
стремление человека к достижению поставленных
целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно,
переживания людей и побуждения к деятельности
и общению.
Направленность
и устойчивость личности. Практически
никто из исследователей не возражает
против того, что ведущим компонентом
структуры личности, ее системообразующим
свойством (признаком, качеством) является
направленность — система устойчивых
мотивов (доминирующих потребностей, интересов,
склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения
и т. д.), определяющая поведение личности
в изменяющихся внешних условиях.
Направленность
оказывает организующее влияние
не только на компоненты структуры
личности (например, на нежелательные
черты темперамента), и на психические
состояния (например, преодоление отрицательных
психических состояний с помощью положительно
доминирующей мотивации) и познавательные,
эмоциональные, волевые психические процессы
(в частности, высокая мотивация в развитии
процессов мышления имеет не меньше значение,
чем способности).
Направленность
наряду с доминирующими мотивами
имеет и иные формы протекания:
ценностные ориентации, привязанности,
симпатии (антипатии), вкусы, склонности
и др. Она проявляется не только
в различных формах, но и в
различных сферах жизнедеятельности
человека. Например, можно говорить о направленности
морально-политической (либеральной или
консервативной), профессиональной («гуманитарной»
или «технической») и бытовой (человек
для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).
Направленность
личности характеризуется уровнем
зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью
и действенностью.
Большинство психологов
полагает, что человек личностью
не рождается, а становится. Однако
в современной психологии нет
единой теории формирования и развития
личности. Правильнее, видимо, считать,
что личность не просто результаты биологического
созревания или матрица специфических
условий жизни, но субъект активного взаимодействия
со средой, в процессе которого индивид
постепенно приобретает (или не приобретает)
личностные черты.
Личность
представляет собой во многом
жизненно устойчивое образование.
Устойчивость
личности заключается в последовательности
и предсказуемости ее поведения, в закономерности
ее поступков. Но следует учитывать, что
поведение личности в отдельных ситуациях
довольно вариативно.
В тех
свойствах, которые были приобретены,
а не заложены с рождения (темперамент,
задатки), личность менее устойчива, что
позволяет ей адаптироваться к различным
жизненным обстоятельствам, к изменяющимся
социальным
условиям. Модификация взглядов, установок,
ценностных ориентации и т. д. в таких условиях
является положительным свойством личности,
показателем ее развития. Типичным примером
этого является изменение ценностных
ориентации личности в современный период,
в период перехода России к рыночной экономике.
2. Свойства личности.
Выделяют
следующие свойства личности: способности,
темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация.
Рассмотрим
из них темперамент и характер
как наиболее интересные и
важные свойства.
2.1 Темперамент.
Темперамент — проявление типа нервной системы
в деятельности человека, индивидуально-психологические
особенности личности, в которых проявляется
подвижность его нервных процессов, сила,
уравновешенность.
Создателем учения о темпераментах
считается древнегреческий врач Гиппократ
(VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются
соотношением 4 основных “соков организма”
— крови, флегмы, желтой желчи и черной
желчи, — входящих в его состав. Исходя
из его учения, самый знаменитый после
Гиппократа врач античности Клавдий Гален
(II в. до н.э.) разработал первую типологию
темпераментов, которую он изложил в известном
трактате “De temperamentum” (лат. “соразмерность”,
“правильная мера”). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания
в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты,
которые и в наше время пользуются широкой
известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).
Возникали самые различные
типологии темпераментов. Наибольший
интерес представляют те из
них, в которых свойства темперамента,
понимаемые как наследственные
или врожденные, связывались с
индивидуальными различиями в
особенностях телосложения. Эти
типологии получили название
конституциональных типологий. Среди
них можно выделить типологии
Э. Кречмера, У. Шелдона и др. Основной недостаток
подобных теорий состоит в том, что в них
недооценивается, а иногда просто открыто
игнорируется роль среды и социальных
условий в формировании психологических
свойств индивида.
На самом деле, давно
известна зависимость протекания
психических процессов и поведения
человека от функционирования
нервной системы, выполняющей доминирующую
и управляющую роль в организме.
Теория связи некоторых общих
свойств нервных процессов с
типами темперамента была предложена
И. П. Павловым и получила развитие
в работах его последователей.
Каждый человек имеет
вполне определенный тип нервной
системы, проявления которого, т.е. особенности
темперамента, составляют важную
сторону индивидуально психологических
различий. Конкретные проявления
типа темперамента многообразны.
Они не только заметны во
внешней манере поведения, но
словно пронизывают все стороны
психики, существенно проявляясь
в познавательной деятельности,
сфере чувств, побуждениях и действиях
человека, а также в характере
умственной работы, особенностях
речи и т. п.
Для
составления психологических характеристик
традиционных 4 типов обычно выделяются
следующие основные свойства темперамента:
- Сензитивность определяется тем, какова наименьшая
сила внешних воздействий, необходимая
для возникновения какой-либо психологической
реакции.
- Реактивность характеризуется степенью непроизвольности
реакций на внешние или внутренние воздействия
одинаковой силы (критическое замечание,
обидное слово, резкий тон — даже звук).
- Активность свидетельствует о том, насколько
интенсивно (энергично) человек воздействует
на внешний мир и преодолевает препятствия
в достижении целей (настойчивость, целенаправленность,
сосредоточение внимания).
- Соотношение реактивности и
активности определяет, от чего в большей
степени зависит деятельность человека:
от случайных внешних или внутренних обстоятельств
(настроения, случайные события) или от
целей, намерений, убеждений.
- Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько
легко и гибко приспосабливается человек
к внешним воздействиям (пластичность)
или насколько инертно и костно его поведение.
- Темп реакций характеризует скорость протекания
различных психических реакций и процессов,
темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
- Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно
зависят реакции и деятельность человека
— от внешних впечатлении, возникающих
в данный момент (экстраверт), или от образов,
представлений и мыслей, связанных с прошлым
и будущим (интроверт).
- Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько
слабое воздействие необходимо для возникновения
эмоциональной реакции и с какой скоростью
она возникает.
Учитывая все перечисленные
свойства, Я. Стреляу дает следующие психологические
характеристики основных классических
типов темперамента:
1. Сангвиник - человек с повышенной
реактивностью, но при этом активность
и реактивность у него уравновешены. Он
живо, возбужденно откликается на все,
что привлекает его внимание, обладает
живой мимикой и выразительными движениями.
По незначительному поводу он громко хохочет,
а несущественный факт может сильно его
рассердить. По его лицу легко угадать
его настроение, отношение к предмету
или человеку. У него высокий порог чувствительности,
поэтому он не замечает очень слабых звуков
и световых раздражителей. Обладая повышенной
активность, и будучи очень энергичным
и работоспособным, он активно принимается
за новое дело и может долго работать,
не утомляясь. Способен быстро сосредоточится,
дисциплинирован, при желании может сдерживать
проявление своих чувств и непроизвольные
реакции. Ему присущи быстрые движения,
гибкость ума, находчивость, быстрый темп
речи, быстрое включение в новую работу.
Высокая пластичность проявляется в изменчивости
чувств, настроений, интересов, стремлений.
Сангвиник легко сходится с новыми людьми,
быстро привыкает к новым требованиям
и обстановке. Без усилий не только переключается
с одной работы на другую, но и в большей
степени откликается на внешние впечатления,
чем на субъективные образы и представления
о прошлом и будущем, экстраверт.