Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Разработать план экспериментального исследования направленный на изучение психологические особенностей людей употребляющих наркотические вещества..
3. Провести экспериментальное исследование, с использованием комплекса психодиагностических методик.
4. Провести сравнительный анализ психологических особенностей людей употребляющих и не употребляющих наркотики.
5. Определить психологические особенности людей употребляющими наркотики.

Файлы: 1 файл

Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества.rtf

— 439.89 Кб (Скачать файл)

Т.И. Букановская изучала эмоциональные переживания у больных опийной наркоманией в различных ситуациях. Она обнаружила у них снижение уровня мотивационной деятельности. Однако в состоянии наркотической интоксикации происходит значительная активация мотивационной деятельности, проявляющаяся в переживании интереса; осуществлении безболезненного переживания горя-страдания [19, c.161]. Актуальность последнего для больных наркоманией определяется высокой напряженностью аффекта, низкой способностью к переживанию, наличием эмоций гнева-отвращения (протеста-неприятия). Высказано предположение, что защитная роль опийной интоксикации заключается в том, что она позволяет пережить эмоциональное состояние горя-страдания на качественно ином уровне, дающем чувство удовлетворения (приятия).

Приведенный портрет наркомана периода взросления дает представление о всей сложности проблем, с которыми он неизбежно сталкивается при отказе от употребления наркотиков. Нам не известны случаи, когда эти проблемы были эффективно решены наркоманами без интенсивной внешней поддержки. Вот почему так необходимы специализированные центры для лечения наркомании, укомплектованные опытными специалистами.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1 Этапы экспериментальной работы

 

Исследование включало все основные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. -- 2-е изд., доп. -- СПб.: Питер, 2002. С. 78--85.].

1) Первичная постановка проблемы:

- определение темы, цели и задач;

- выбор предмета, объекта и метода исследования;

- постановка психологической гипотезы.

2) Работа с научной литературой:

- работа с научной литературой, ознакомление с данными, полученными в других психологических исследованиях на тему: проблемы наркозависимости в рамках основных психологических направлений; виды наркотической зависимости и методы ее лечения; предпосылки к наркозависимости и психологический портрет личности наркомана;

- поиск определений базовых понятий;

- составление библиографии по тематике исследования.

3) Уточнение гипотезы и определение переменных:

- окончательное определение экспериментальной гипотезы.

4) Выбор экспериментального инструмента:

- подбор психодиагностических методик для определения психологических особенностей людей склонных к наркотическим веществам.

5) Планирование экспериментального исследования:

- выбор экспериментального плана;

6) Отбор и распределение испытуемых в соответствии с выбранным экспериментальным планом.

7) Проведение эксперимента:

- выбор места и времени проведения диагностики участников.

- проведение психологической диагностики и сбора данных в контрольной и экспериментальной группе;

8) Первичная обработка данных:

- составление таблиц; анализ полученной информации и его преобразование;

9) Статическая обработка:

- выбор соответствующих методов математико-статистической обработки полученных данных - в нашем случае t-критерий Стьюдента для зависимых и независимых групп.

- преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую;

- проведение статистической обработки полученных данных.

10) Интерпретация результатов и выводы:

- заключение о проделанной работе, выводы о полученных результатах, практические рекомендации.

 

2.2 Характеристика базы и выборки исследования

 

Настоящее исследование проводилось на базе бесплатного Центра Социальной Реабилитации для наркозависимых и алкоголиков «Новая жизнь», находящийся по адресу пос. Преображенка, Ленинградская область, Кингисеппский район.

В исследовании принимали участие 20 человек употребляющих наркотические вещества и находящихся на лечении в центре реабилитации, возраст респондентов 21-27 лет. Все респонденты употребляли наркотические вещества, входящие в разряд наиболее тяжелых опиумных, таких как героин и морфин. Стаж употребления наркотическими препаратами составляет от 2 до 4 лет. Из респондентов употребляющих наркотические вещества была сформирована экспериментальная группа нашего исследования.

Так же в исследовании принимали участие 20 человек не употребляющие наркотические вещества, возраст респондентов 21-27 лет. Из данных респондентов была сформирована контрольная группа нашего исследования.

Экспериментальное исследование проводилось в период с декабря 2009 года по апрель 2010 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная база исследования и выборка позволяют нам организовать и провести экспериментальное исследование.

 

2.3 Методы и методики исследования

 

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был применен ряд методов:

- теоретический анализ научной литературы по социологии, девиантологии, психологии индивидуальных различий по проблеме исследования влияния психологических особенностей лиц употребляющих наркотические вещества;

- эмпирические - психодиагностические методы;

- сравнительный анализ;

- методы математико-статистической обработки результатов исследования: t-критерий Стьюдента для независимых групп.

Психодиагностические методы:

Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»

Цель: изучение отношения испытуемого к себе, к другим людям, к труду, к будущему, к прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, к порядкам и т.д. Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. В этом состоит коренное отличие терминов "акцентуация" и "психопатия". При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.

Оснащение: Инструкция к методике, Рабочий бланк - анкета, содержит 164 вопроса. Все они делятся на 9 шкал опросника: экстраверсия-интраверсия, эксплозитивная форма, психастеническая форма, шизоидная форма, истероидная форма, шкала направленности, шкала надежности, шкала нервно-психической неустойчивости.

Инструкция: "В этом опроснике содержатся утверждения, касающиеся вашего здоровья, взглядов, интереса, характера и др. Если Вы решите, что согласны с данными утверждениями, то на регистрационном бланке, соответственно номеру утверждения, поставьте "+". Если с ним не согласны, то поставьте знак "-".

Порядок работы: обследование проводится либо индивидуально, либо в группе. Перед проведением исследователь зачитывает инструкцию, спрашивает, всё ли понятно, при необходимости дает разъяснения. Испытуемым раздаются рабочие бланки - анкеты с вопросами. Им необходимо внимательно прочесть все вопросы и ответить на них «Да» или «Нет».

Обработка и подсчет осуществляется путем суммирования выбранных испытуемым утверждений по каждой шкале. Каждое совпадение с ключом засчитывается как один балл. Затем полученная сумма баллов интерпретируется. Степень выраженности черт характера оценивается по 9-балльной шкале. Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными - 2 и 8 баллов, заостренными - 3 и 7 баллов.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

Цель: изучить склонность личности к риску.

Оснащение: инструкция к методике, Рабочий бланк - анкета, содержит 25 вопросов.

Инструкция: Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

2 балла - полностью согласен, полное “да”;.

1 балл - больше “да”, чем “нет”;

0 баллов - ни “да”, ни “нет”, нечто среднее;

Порядок работы: обследование проводится либо индивидуально, либо в группе. Перед проведением исследователь зачитывает инструкцию, спрашивает, всё ли понятно, при необходимости дает разъяснения. Испытуемым раздаются рабочие бланки - анкеты с вопросами.

Обработка результатов: общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы, свидетельствуют о склонности к риску. Значения теста: от -50 до +50 баллов.

Результат. Меньше -30 баллов: слишком осторожны; от -10 до +10 баллов: средние значения; свыше +20 баллов: склонны к риску.

Опросник мотивации достижения Мехрабиана

М. Ш. Магомед - Эминов (модификация А. Мехрабиана)

Цель: Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности - стремления к успеху и избегания неудачи. Выясняется, какой из двух мотивов у человека доминирует. Тест имеет две формы - мужскую (а) и женскую (б).

Оснащение: инструкция к опроснику. Рабочий бланк опросника, в зависимости от пола респондента - форма А или форма Б. Ключ к обработке полученных результатов.

Инструкция: Перед вами -- ряд утверждений, касающихся мыслей, чувств и действий человека в тех ситуациях жизни, где он может добиться успеха или избежать неудачи. Прочтя каждое утверждение опросника, выразите степень своего согласия или несогласия с ним, воспользовавшись следующей шкалой:

+3 -- полностью согласен

+2 -- согласен

+1 -- скорее согласен, чем не согласен

0 -- трудно сказать, и да, и нет

-1 -- скорее не согласен, чем согласен

-2 -- не согласен

-3 -- полностью не согласен.

Свои оценки необходимо ставить в баллах по данной шкале вместе с соответствующим знаком на рабочем бланке рядом с порядковым номером суждения».

Порядок работы: Мы использовали опросник только в мужском варианте (форма А) - 32 вопроса, т.к. все наши респонденты мужчины. На каждый вопрос респондент должен выразить степень своего согласия или несогласия с ним, воспользовавшись определенной шкалой описанной в инструкции. Обследование проводится в группе или индивидуально. Перед проведением исследователь зачитывает инструкцию, спрашивает, всё ли понятно, при необходимости дает разъяснения. Испытуемым раздаются рабочие бланки - анкеты с суждениями.

Обработка и подсчет результатов: В соответствии с представленными в приложении ключами оценки, данные испытуемыми по каждому из суждений опросника, переводятся в баллы. Далее определяется сумма баллов, набранных испытуемым по всему опроснику, и на ее основе определяют, какая мотивация доминирует у испытуемого.

Если эта сумма оказалась в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успехов у данного испытуемого доминирует стремление к успеху.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то делают вывод о доминировании стремления избегать неудачи.

И, наконец, если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя (Приложение 10).

Тест реактивной и личностной тревожности

(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Назначение методики: Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Оснащение и порядок работы: Инструкция к опроснику. Рабочий бланк опросника состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность. Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией. Испытуемым предлагается заполнить обе части теста, выбрав предлагаемые ответы в рабочем бланке, основываясь на своем самочувствии. Обследование проводится в группе или индивидуально.

Обработка и подсчет результатов: Определение показателей ситуативной и личностной тревожности производится путем соотнесения полученных результатов испытуемого с ключом теста. Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам. При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более -- высокая тревожность.

Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

Цель: предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения

Оснащение: инструкция к тесту, рабочий бланк отражающий признаки состояния и шкалы выражающие их степень выраженности. Ключ к обработке полученных результатов.

Инструкция: необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «Самочувствие хорошее» и «Самочувствие плохое» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие -- выше среднего, а цифра три -- соответствует прекрасному самочувствию.

Информация о работе Психологические особенности людей, употребляющих наркотические вещества