Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:03, аттестационная работа
Нормальный человек – это человек, соответствующий в своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонение от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности – от акцентуаций до различного рода невротических состояний и деформаций личности.
Отклоняющееся или девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.
Психологические особенности особенности подростков с девиантным поведением и причины ухода их в асоциальные группы
Федосенко О. А.
Оценка любого поведения всегда предполагает сравнение его с какой – то нормой.
Существует несколько аспектов в понимании понятия «норма».
Норма – это
а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования;
б) исходное начало для сравнения данных;
в) отсутствие отклонений;
г) норма как описательная характеристика.
Нормальный человек – это
человек, соответствующий в своих
психических проявлениях
Отклоняющееся или девиантное поведение
– система поступков или
Психическое здоровье – это комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие смысла жизненной
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (№ 05 – 06 – 06509 а)
ориентации, поведения, аффекта, психосоматического состояния конкретной ситуации уровню и качеству развития конституциональных и возрастных особенностей.
Социальная норма –
Психическая норма – общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека [8].
Таким образом разведение основных понятий позволяет перейти к теме исследования.
Актуальность проблемы обусловлена спецификой процесса социализации в подростковом периоде. Основным механизмом взросления в этот период является присвоение
подростком различных
Современный этап характеризуется существенным усложнением общественных отношений. Количество и формы социальных связей претерпевают заметные изменения, повысилось разнообразие форм взаимодействия между людьми.
В данных условиях не всякий взрослый найдет сразу адекватный и эффективный способ взаимодействия с окружающей средой.
Перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи:
В основу классификации видов и форм девиантного поведения могут быть положены различные основания.
В зависимости от субъекта девиантное поведение может быть индивидуальным и групповым.
С точки зрения объекта, то есть того, какая норма нарушена, девиантное поведение подразделяется на следующие категории:
1) аномальное поведение,
2) асоциальное или антисоциальное поведение, то есть нарушающее какие – то социальные и культурные нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении [9].
По своей направленности девиантное поведение может быть направлено на себя, на других, на частную, государственную собственность и т.д.
Отклоняющееся поведение, не всегда связано с асоциальной мотивацией субъекта или его правовой некомпетентностью. Иногда оно сочетается с относительно хорошим знанием социальных норм. Это может говорить о несформированности операциональной стороны поведения человека, что свидетельствует о необходимости целенаправленного формирования нравственных привычек правомерного поведения. Данное положение особенно актуально для подростков, чье отклоняющееся поведение нередко служит средством самоутверждения, выражения протеста против реальной или кажущейся несправедливости взрослых [8].
В исследовании участвовало человек. Из них девочек, мальчиков. Средний возраст лет. Исследование проводилось в пределах Сахалинской области.
Основные методы исследования – анкетирование, карта личности дезадаптированных подростков (С.А.Беличева), беседа, индивидуальное консультирование, наблюдение, контент – анализ, анализ продуктов деятельности.
Подросток, имея ограниченный
запас социального опыта,
Усложняющим аспектом общественной жизни, способным привести к негативным последствиям, является возникновение огромного количества разнообразных демонстраций «успешных взрослых», которые далеки от эталонов для подражания.
Не владея процедурами перехода от детского поведения к взрослому, они пытаются найти такой путь, который сразу поможет им стать взрослыми.
Но так как подростков никто не обучает не только процедурам, но и внутреннему содержанию взрослости, а взрослые достаточно редко объясняют, либо демонстрируют, что быть взрослым – это уметь отвечать за свои действия.
Как правило, подростки выбирают наиболее атрибутивные и внешне представленные образцы «взрослости», а именно внешний облик и формы поведения (курение, нецензурная брань, употребление алкоголя, и наркотиков).
Примеряя на себя функции взрослого человека, подросток не имеет реальных представлений о роли взрослого, у него отсутствует социальный опыт в данном вопросе, недостаток знаний о необходимых качествах жизни в состоянии взрослости ведет к накоплению опыта поражений, неудач, что сказывается на формировании его эмоциональной сферы. Все вместе взятое приводит к появлению разного рода комплексов несостоятельности.
Формирование социального
Следует заметить, что в подростковом возрасте мотивация поведения, определяемая включенностью в группу, является особенно существенной
Любой опыт общения, будь он негативным или позитивным, одинаково важен для подростка, через него он расширяет свои знания, представления, отрабатывает поведенческий аспект, то есть становиться более уверенным в этом новом для него пространстве социальных связей.
Такое поведение обеспечивает вариативность, пластичность различных форм реагирования на социальные воздействия. Кроме того, данные заявления о своих возможностях, желаниях структурируют его собственную активность в социуме.
Оценки, получаемые со стороны взрослых, зачастую провоцируют подростка на закрепление за собой только определенных форм поведения, возможно не всегда удачных.
Тем самым подросток лишается право выбора.
Расширение зоны самостоятельности, опора только на имеющийся опыт отношений предыдущего этапа развития, не всегда полных и адекватных представлений о мире взрослых придает этому периоду неустойчивую характеристику.
Какие эталоны
и образцы поведения
На ценностно
– смысловые аспекты жизни
подростка воздействие идет
Другой момент воздействия касается запроса на успешного человека, он затрагивает и мотивационную сферу подростка, начинает запускать программу - любыми средствами добиться признания, даже за счет другого человека. В таких случаях процесс самореализации и компенсации собственной неполноценности идет путем копирования «успешного поведения» лиц с идентичными внешними признаками (вплоть до правонарушений). Таким образом, подросток, испытывающий в жизни затруднения – социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, отсутствие самореализации, боязнь быть непризнанным в группе и т. д. – начинает сравнивать себя с транслируемыми образами СМИ.
Механизмы следования за готовыми формами поведения и образами, которые преподносятся зачастую однобоко, фрагментарно, позволяют быть причастными к тем группам, которые уже заявлены в обществе и механизм конформизма вступает в действие. Это соглашение подростка принять действительность в тех формах, которые представлены средой, они обеспечивают признание его, но не дают вариантов другого поведения. Конформное поведение демонстрирует невозможность или нежелание изменить свой образ, задает поведение подчиненности тем условиям, в которых оказался подросток.
В отечественной социальной психологии различают внутреннюю и внешнюю конформность. Внутренняя конформность – это результат искреннего убеждения,, а внешняя – результат осознанного компромисса. Проблемы, связанные с неумением сопротивляться давлению других людей или агрессии достаточно часто заявляют о себе в подростковом возрасте. На основе результатов анкетирования, были выявлены группы подростков для которых характерны следующие признаки конформного, неуверенного в себе поведения: они не имеют навыков отстаивания своей позиции, они постоянно находятся в конфликте выбора между собственными желаниями и желанием быть в группе. Этот внутренний конфликт легко улавливается собеседником и под влиянием уговоров, угроз, шантажа подросток поступает так, как хотят другие, а не он. Это действие оставляет чувство неудовлетворенности собой и ситуацией, что заставляет подростка постоянно держать под контролем любые проявления собственной строптивости. В этом случае у подростка нет представлений о правах личности: право выбора, право на ошибку. Они являются своеобразной группой, которые, оказавших в асоциальной группировки, готовы поддерживать те права, которые четко определены и задают определенный фактор «справедливости».
Вторую группу составляют подростки
для которых зависимое
Исследование показало, что существует отработанная система вовлечения подростков в наркозависимость. В этой модели используются стандартные способы манипулирования, сопротивляться которым подростка никто не учит. Недооценивается влияние роли ситуации на подростков.
Теоретические беседы, морализирование, угрозы не могут сформировать у подростка уверенного в себе поведения, но не агрессивного.
У подростков отсутствует четкость
понятий настойчивость и
Присвоение образцов поведения проходит через механизм самоидентификации. Самоидентификация это уподобление, отождествление себя с каким – либо другим субъектом, группой, образом [7].
Возраст 13 – 14 лет характеризуется появлением своеобразного «чувства взрослости». Подросток как бы проецирует оценку окружающих, особенно взрослых, на себя, на свое поведение в тех или иных ситуациях. Под влиянием суждений о нем других людей формируется его самосознание, причем самосознание отличается ярко выраженным противоречием между стремлением познать себя и реальными возможностями это сделать, что также является одной из причин противоречивого развития личности подростка.
Подростковый возраст
Как правило, первые приемы алкоголя, токсических и наркотических средств указывают на начало аддиктивного поведения. Постепенно подросток останавливается на каком – то конкретном препарате.
Особенностью формирующегося аддиктивного поведения является существование этапа так называемой групповой психической зависимости (Личко А.Е.) от соответствующего вещества. Только в «своей» компании подросток принимает тот или иной препарат, а за ее пределами подобное злоупотребление не возникает.
Среди факторов, способствующих или препятствующих переходу аддиктивного поведения в болезнь, следует выделить следующие: доступность вещества для подростка, «мода» на него, влияние группы сверстников; наличие или отсутствие индивидуальной непереносимости или, напротив, устойчивость к избранному препарату.
Указанные нарушения существенным
образом затрудняют процесс обучения
подростка. Это особенно выражено у
детей, которые живут в «
Согласно представлениям американских исследователей, расстройство в виде деструктивного (разрушительного) поведения характеризует поведение с нарушением принятых в обществе норм, то есть попрание прав других людей, нарушения, характерных для данного возраста социальных норм или правил.