Психологические особенности особенности подростков с девиантным поведением и причины ухода их в асоциальные группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:03, аттестационная работа

Описание работы

Нормальный человек – это человек, соответствующий в своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонение от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности – от акцентуаций до различного рода невротических состояний и деформаций личности.
Отклоняющееся или девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.

Файлы: 1 файл

Психологические особенности подростков с девиантным поведением .doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Такие нарушения более серьезны, чем  просто ссоры и шалости  подростков, такие расстройства неоднородны  и включают,  в частности, нарушения  поведения в форме непокорности и непослушания или в виде гиперактивности  с дефицитом внимания.

Существенной особенностью таких  расстройств поведения, как непокорность и непослушание, является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, нередко направленное главным образом  против родителей и учителей.

Их поведение характеризуется  следующими проявлениями: нетерпимостью к указаниям взрослых, отказом от выполнения просьб, реакциями возмущения, сквернословием.

Расстройство поведения в виде непокорности и непослушания следует  отличать от нарушений поведения, наблюдаемых  на определенных стадиях нормального развития, в период возрастного кризиса, и от проявления расстройства  адаптации временного характера вследствие прочих причин. В отличие от этих состояний расстройство поведения в виде непокорности и непослушания в рамках диагностируемого деструктивного поведения сохраняются не менее шести месяцев и могут носить массовый характер [3].    

При обследовании подростков выделяют ряд поддерживающих условий девиаций поведения (психосоциальных стрессоров) [1].

Психосоциальные стрессоры семьи: длительный супружеский конфликт, конфликт между супругами в сфере воспитания, длительный период развода и связанное с ним напряжение, недостаточное использование внешних ресурсов для развития ребенка, враждебное или оскорбительное отношение к ребенку, неадекватный родительский контроль, неустойчивый стиль воспитания, требование жесткой дисциплины от ребенка, потеря значимого для подростка члена семьи, физическая или психическая болезнь одного из членов семьи, включая алкоголизм, наркоманию.

Психосоциальные стрессоры, связанные с обстоятельствами жизни: смена местожительства, пребывание в квартире чужих людей или частая смена людей с разными типами характера, низкий материальный уровень семьи.

Психосоциальные стрессоры, связанные  с особенностями ребенка: нарушение когнитивных функций, нарушение школьных навыков, неспособность к обучению в обычной школе из – за проявлений симптомов основного заболевания.

Согласно современной концепции  между полным здоровьем и инвалидностью  лежит широкий спектр переходных состояний. Психические расстройства у подростков встречаются в 15 – 20% случаев. При этом в двух случаях из пяти отмечаются такие расстройства, как тревога, и депрессия; еще в двух случаях – нарушение поведения и внимания, и лишь в одном случае из пяти встречается сочетание эмоциональных и поведенческих расстройств.

В переходном возрасте повышается частота  депрессивных расстройств, суицидальных попыток и завершенных суицидов. Зачастую пребывание подростка в  группе обеспечивает ему своеобразную переработку его переживаний о себе. Консолидация пессимистических и оптимистических позиций подростков в группе позволяет выравнивать общую картину их жизни в данный период.

Причинами ухода подростков в асоциальные  группировки связаны с криминализацией  подростковой субкультуры. Криминальная субкультура вторгается в культуру официальную, девальвирую ее нормы, насаждая в ней свои правила, ценности. Носителем норм культуры является язык. Сегодня он оказался исковерканным терминологией уголовного жаргона.

Нормы и ценности криминальной субкультуры учитывают возрастные особенности одиночества подростка как одного из элементов кризиса идентичности. Попадая в асоциальную группировку, подросток получает реальную физическую, психологическую, моральную и материальную защиту от притязаний окружающих. Это формирует в нем уверенность.

Включаясь в преступную среду несовершеннолетний получает возможность для самоутверждения, самореализации своего «Я», компенсации  предыдущих социальных неудач. Преступная среда реализует стремление подростка  к самостоятельности, развитию своих способностей, но уже в пределах обозначенных асоциальной группировкой.

В зависимости от типа группы у  подростка формируется отличительные  черты  девиантного поведения.

В случайной группе подросток испытывает чувство освобождения от социального контроля.

Ретристская группа предоставляет  подростку возможность бесцельного  время препровождения, сомнительные развлечения, токсикомания, наркомания.

Характерными особенностями агрессивной  группы является жесткая иерархическая  структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм.

Фактор справедливости, который  устанавливается в иерархии группировки, также является причиной достаточно привлекательной для подростка.

Процесс криминальной деятельности включает элементы социального и физического риска, что позволяет удовлетворять возрастное желание апробировать себя в запретной деятельности.

Отсутствие запретов на всякую информацию задает ощущение взрослости и вседозволенности, то есть мнимая свобода достаточно привлекательный объект для растущего человека.

Кроме того, в асоциальные группировки  втягиваются подростки с психическими аномалиями, для них характерна высокая  конформность, внушаемость поведения  их используют для поддержания порядка, для выполнения особых поручений. Они легко управляемы на основе механизмов заражения и подражания.

  Определенный интерес подростки  проявляют к «мифам», которые  задаются в группировках и  выполняют функцию своеобразных  ценностей.

К причинам ухода в асоциальнуюотносятся и материально – финансовые принуждения, насильственные, корыстные ситуации [10].

Кроме индивидуальных причин следует  отметить и социальные – социальная напряженность в обществе, правовой нигилизм, снижение культурного уровня, снижение психологического здоровья нации, криминализация социальных институтов, отношений, групп.

В асоциальной группе происходит нивелировка  личной ответственности, снижается  критичность по отношению к своим  поступкам.

Таким образом, рассмотрение социально  – психологических особенностей личности с отклоняющимся поведением позволяет выделить некоторые ее характеристики.

 Это стремление к приспособлению, это желание любой ценой удовлетворить  свои потребности. 

Это мода, то есть приверженность всякого  рода знакам, отличающихся от обыденных.

Это расхождение реальных поступков  и знаний норм, ценностей.

Это раздвоение убеждений

Следует принимать во внимание психологический  тип личности подростка, уровень  агрессивности, конфликтности, внушаемости, состояние мотивационно – ценностной сферы, несформированность социальных установок.

Присутствие в асоциальных группировках способствует повышению самоуважения.

 

Литература

 

1. Кулаков С. А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СПб.: Изд – во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство  «Союз», 2001 – 350 с.

2. Голик А. Н. Введение в педагогическую психиатрию: Учебное пособие. – М.: Изд – во УРАО, 2000. – 104 с.

3. Каплан Г. И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия: В 2 т./ Пер. с англ. М., 1994 Т. 2.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

5. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

6. Социология  молодежи /Под ред. В.Т.Лисовского. СПб., 1996.

7. Психология. Словарь. М., 1990.

8/ Основы  социально – психологической  теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов. Под общей ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.

9. Кон И. С. Психология ранней юности М.: Просвещение, 1989.

10. Пирожков  В. Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. Тверь: Приз, 1994.

11. Бэрон  Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер Ком, 1998.

12. Карвасарский  Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – Санкт Петербург: Питер, 1998.

13. Кондрашенко  В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. – Минск: Вышейшая школа, 1997.


Информация о работе Психологические особенности особенности подростков с девиантным поведением и причины ухода их в асоциальные группы