Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 06:03, контрольная работа
Основанием уголовной ответственности обязательно является вина, т.е. личная причастность лица, совершившего противоправное общественно опасное деяние, осознающего последствия такого деяния. Закон различает следующие формы вины.
Умышленная — когда лицо осознает степень опасности совершенных им общественно опасных действий или бездействия и сознательно желает их наступления.
Введение
1. Психологический анализ преступного поведения при различных формах вины
2. Психологическая структура преступного действия
3. Психологические предпосылки преступного поведения
4. Мотивация преступного поведения
Заключение
Список литературы
Таким образом, непосредственной психологической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою потребность вопреки и в ущерб общественным интересам.
С точки зрения социального содержания и значения потребности можно разделить на:
жизненно
необходимые, обеспечивающие
нормальные, социально одобряемые (приобретение знаний, общение, самовыражение, стандартные бытовые условия);
В деформированные — искаженные за счет гипертрофирования жизненно необходимых нормальных потребностей;
извращенные, антисоциальные потребности, удовлетворение которых объективно противоречит как общественным интересам, так и подлинным интересам личности (пьянство, сексуальный разврат, наркомания, проституция и пр.).
Сами
по себе общественно опасны и наиболее
чреваты совершением
Чтобы удовлетворить
осознанную как интерес потребность,
индивид осмысливает имеющиеся
для этого объективные
Например,
всякий человек в большей или
меньшей мере испытывает потребность
в самовыражении и
Из сказанного следует, что важным направлением профилактики преступлений являются надлежащее нравственное формирование личности, выработка у каждого индивида социально оправданных потребностей, умения регулировать и согласовывать их с общественными интересами, подчинять требованиям социальной необходимости.
Таким образом, нравственные свойства человека, влияющие на совершение им конкретного поступка, не даны ему от рождения и не возникают неожиданно, а складываются на протяжении всей предшествующей жизни индивида, под влиянием совокупности условий, в которых эта жизнь протекает. От того, какими окажутся эти условия, с чем и с кем сталкивается индивид на своем жизненном пути, зависит формирование его как личности. Здесь, конечно, много случайного, но в этой случайности проявляется определенная закономерность, состоящая в том, что пока в социальной действительности сохраняются условия, способные питать и поддерживать индивидуалистическое сознание и различные нравственные пороки, лежащие в основе преступного поведения, некоторые лица становятся их носителями. Задача состоит в том, чтобы устранить подобные условия или максимально ограничить их отрицательное воздействие, обеспечив тем самым формирование высоконравственной личности, неспособной совершить преступление.
На нравственное формирование личности влияют различные типы (виды) социальной микросреды: семейно-бытовая; учебно-воспитательная; воинская; спортивная; религиозная и т.д. На конкретном их рассмотрении мы останавливаться не будем, так как их подробное изучение должно быть вам предложено другими учебными дисциплинами (социологией, педагогикой, психологией и пр.). Отметим лишь то, что влияние всех этих типов социальной микросреды на личность осуществляется по различным направлениям и каналам, ибо личность взаимодействует с различными типами социальной микросреды, а они взаимодействуют между собой. Это взаимодействие может характеризоваться разными отношениями:
положительное влияние одного типа может дополняться • и приумножаться таким же влиянием другого типа микросреды; отрицательное влияние одного типа усугубляется отрицательным влиянием другого;
И отрицательное влияние одного типа может нейтрализоваться или компенсироваться положительным влиянием другого типа микросреды;
положительное влияние одного типа может нейтрализоваться или даже сводиться на нет отрицательным влиянием другого типа.
3.Психологические предпосылки преступного поведения
Общение
— это специфическая система
межличностного взаимодействия. Отчуждение
в социально-психологическом
Остановимся на понятиях отчуждения и дезадаптации и на соотношении этих явлений. Дезадаптацию можно определить как неприспособленность индивида к социальной среде в результате несовпадения целей и ценностных ориентации группы и личности, как неспособность человека в силу различных причин усвоить групповые нормы и групповую культуру вообще. В широком смысле преступное поведение в целом может быть названо дезадаптивным. В узком смысле дезадаптивны систематическое бродяжничество, тунеядство, длительное ведение антиобщественного образа жизни преступниками-рецидивистами, при котором совершение имущественных преступлений выступает способом его обеспечения, и т. д. Отчуждение, охватывая важные стороны жизни человека, предшествует дезадаптации и выступает в качестве его причины.
Дезадаптация может быть охарактеризована и как состояние личности, в том числе вызванное расстройствами психической деятельности. В таком аспекте она близка к отчужденности — определенной личностной позиции по отношению к окружающему миру. Отчуждение в целом можно трактовать как родовое понятие по отношению к дезадаптации и отчужденности. Поэтому мы будем рассматривать дезадаптацию как частную проблему отчуждения.
Можно выделить
несколько групп
Кроме того, отчуждение на раннем этапе индивидуальной жизни, если семья не включила ребенка «через себя», через свою эмоциональную жизнь в структуру общества, может закрепиться в личности и стать в дальнейшем причиной ее социально-психологической изоляции от семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии соответствующего воспитания это может привести к дезадаптивиому противоправному поведению и во многом объясняет длительный рецидив преступлений. Наконец, отчуждение личности от социальной среды может сформировать в целом негативное отношение к ней и ее ценностям, ощущение враждебности окружающего мира и как результат ответную агрессию в качестве способа защиты от нападения (чаще всего воображаемого), что лежит в основе мотивации многих тяжких преступлений против личности. С другой стороны, восприятие среды как враждебной, чуждой или безразличной затрудняет профилактику преступлений, исправление и перевоспитание преступников, поскольку в таких случаях ценности среды, выраженные в ее нормах, не усваиваются.
Изоляция субъекта от нормальных контактов в микросреде обычно приводит к тому, что он ищет признания среди себе подобных. Это выражается в разрыве или значительном ослаблении связей с семьей, трудовым коллективом и уходе в первичные группы антиобщественной направленности. Здесь проявляется одна из главных причин существования групповой преступности, особенно если рассматривать группу не просто как объединение тех, кто помогает друг другу совершать преступления, но и как общность, в которой личность получает возможность самовыражения, признание и поддержку. Отчужденным в данном случае выступает не только отдельный человек, но и группа, куда он входит, в психологии которой неизбежно присутствуют черты отчужденности, свойственные ее отдельным членам. Отметим, что групповое сопротивление позитивной среде может быть более упорным, чем сопротивление отдельных людей.
Вместе с тем непринятие индивида в группу или «изгнание» из нее способны породить отчуждение или его усугубить, что в свою очередь может вызвать криминогенные последствия. С другой стороны, чрезмерная привязанность только к данной группе, решительное предпочтение ее иной среде, также свидетельствуя об определенной социально-психологической изоляции, существенно заслоняют индивиду окружающий мир. Это имеет криминогенные последствия, особенно в случаях, когда утрата связи с группой, представляющей ведущий адаптирующий фактор, может привести (или приводит) к глубоким психическим травмам (например, такие ситуации способны стимулировать корыстные преступления ради непомерных материальных запросов семьи, а также когда группа совершает правонарушения и в качестве «платы» за членство в ней выступают противоправные действия).
Коренная проблема психологического отчуждения личности преступника — его причины. Их можно установить, если исходить из того, что «весь жизненный путь индивидуума в конечном счете определяет содержание подавляющего большинства его поступков». Особое внимание в данном контексте должен привлекать период детства, поскольку исследования показывают, что отчуждение обычно начинается в родительской семье. Поэтому нельзя не согласиться с И. И. Карпецом, что «истоки антиобщественного поведения преступника вообще и рецидивиста в частности следует искать в начале его жизненного пути, там, где начиналось его формирование как личности, как социального существа. Это прежде всего относится к семье и первому микросоциальному его окружению. Данное обстоятельство относится к любому правонарушителю, и от него нельзя никуда уйти при объяснении причин как преступности в целом, так и применительно к конкретным личностям».
Основами предупреждения криминогенного отчуждения личности являются совершенствование социалистического образа жизни, всемерная, в том числе психологическая помощь семье и ее укрепление, улучшение внесемейного воспитания детей, особенно тех, которые остались без надзора родителей. В необходимых случаях это должно сочетаться со специальными криминологическими мероприятиями, прежде всего в отношении семьи.
Предупреждение
криминогенного психологического отчуждения
личности представляет значительную сложность,
так как оно детерминировано
преимущественно неформальными, интимными
отношениями, главным образом в
семье. Они чаще всего скрыты, их
обнаружение связано с
Итак, исследователи
выделяют следующие аспекты отчуждения
личности, значимые для понимания
социально-психологических
1) Отчуждение
затрудняет усвоение человеком
социальных норм, регулирующих поведение.
Поскольку эти нормы не
2) Отчуждение
личности в раннем детском
возрасте вследствие
3) Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.
4) Отчуждение
человека, изоляция от социально-
Информация о работе Психологические особенности преступного поведения и личности преступника