Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:00, реферат
Проблема восприятия текста является одной из существенных проблем, от решения которой во многом зависит оптимальное функционирование многих видов массовой коммуникации.
Проблема восприятия учебного текста активно разрабатывалась в 60-ых – 70-ых годах XX века. Исследователи рассматривали как общетеоретические вопросы, так и прикладные аспекты данной проблемы. Предметом исследования были восприятие текстов разных функциональных стилей, механизмов вероятностного прогнозирования в процессе восприятия.
Введение
Основная часть
1) Текст и его свойства как предмет психологического исследования
История исследования проблемы восприятия текста
3) Соотношения восприятия и понимания учебного текста
4) Основные характеристики восприятия учебного текста
Заключение
Список используемой литературы
"Национальный исследовательский
университет
информационных технологий механики и
оптики"
Реферат
Психологические особенности восприятия учебного текста.
Студент группы № 1502
Кожуренко Майя
Санкт-Петербург, 2012г.
ПЛАН
1) Текст и его свойства как предмет психологического исследования
3) Соотношения восприятия и понимания учебного текста
4) Основные характеристики восприятия учебного текста
Проблема
восприятия текста является одной из
существенных проблем, от решения которой
во многом зависит оптимальное
Проблема восприятия учебного текста активно разрабатывалась в 60-ых – 70-ых годах XX века. Исследователи рассматривали как общетеоретические вопросы, так и прикладные аспекты данной проблемы. Предметом исследования были восприятие текстов разных функциональных стилей, механизмов вероятностного прогнозирования в процессе восприятия. Данная проблема формировалась как проблема восприятия информации: знаковой, текстовой, графической.
В последнее десятилетие представлены преимущественно работы, исследующие проблемы понимания учебного текста и его интерпретации. Восприятие текста является сложным многоплановым процессом, от которого зависит дальнейшая обработка текста. Кроме того, произошло изменение в отношении к чтению. По мнению С.А. Васильева, чтение заменяется поиском информации . Реципиент, получая огромное количество различной информации, вынужден быстро её обрабатывать. Часто при чтении реципиент не имеет возможности глубоко вчитываться в текст, но при этом он находит и получает нужную информацию. Таким образом проходит первичная обработка учебного текста, на что обращает внимание реципиент при восприятии учебного текста–это исследовательские вопросы, которые требуют специального изучения.
В последние десятилетия текст стал объектом активного изучения в языкознании, возникла так называемая лингвистика текста. Лингвистический подход ориентирован на выявление таких характеристик, которые можно назвать внутритекстовыми, поскольку они описывают способы внутренней организации структуры текста. В самом деле, выделены так называемые сверхфразовые единства, включающие последовательности предложений. Связность, цельность и семантическая завершенность рассматриваются как основные признаки текстовых единиц. Выделяются грамматические, лексические и интонационные средства, обеспечивающие основной текстообразующий признак — связность. К грамматическим средствам относят такие, как соотнесенность предложений по виду, времени и наклонению глаголов, их роду и числу. Лексические формы связи — это повтор отдельных значащих слов, употребление скоординированных местоимений, синонимических замен, соотносительных слов и т. п.
Восприятие текста – это, то явление, изучение которого относятся к числу классических проблем психологии – восприятие вообще. Язык отражает некоторые общие принципы восприятия мира, языковые категории, единицы указывают на ту содержательную информацию, которая становится продуктом человеческой обработки. Полученная в ходе предметно-познавательной деятельности, эта информация обретает в языковых формах своё отражение и свою фиксацию.
По мнению Л.В. Ширинкиной, понятие текста относится к числу интуитивно очевидных. Так, в исследованиях К. Бринкера испытуемым были предложены два ряда предложений. Одну последовательность они без сомнения посчитали текстом, а вторую отказались назвать текстом. В основе выбора лежал содержательно-тематический аспект: в первой последовательности предложения были объединены одной темой, во второй – общая для всех предложений тема отсутствовала.
Все попытки
дать научное определение текста
вызывают у многих исследователей трудности.
Текст исследуется разными
Существуют попытки дать наиболее универсальное определение текста. С.А. Васильев делит все тексты на вербальные и невербальные. Вербальный текст рассматривается как письменная фиксация звуковой речи, невербальный текст – как символистическая система записи. «Знаковая система должна быть описана в некотором метатексте, создаваемом средствами обычного естественного языка». Сложно построенными текстами являются «произведения кинематографа, включающие в себя такие различные по знаковой природе подтексты, как музыка, живая речь персонажей и дикторский или комментаторский текст, титры, которые принадлежат уже к метатексту.
Текст не может изучаться объективно, отстраненно – как изолированный от субъектов его порождения и восприятия. Текст, всегда находится в коммуникативной ситуации, в конкретном коммуникативном процессе.
Текст традиционно рассматривается в двух значениях – в узком и широком. В первом значении текст понимается как «последовательность предложений, слов (в семантике – знаков), построенная согласно правилам данного языка, данной языковой системы и образующая сообщение». В таком значении текст является объектом изучения лингвистов. Лингвистический подход ориентирован на выявление внутритекстовых характеристик, описывающих способы внутренней организации структуры текста. Во втором значении, с психологической точки зрения, на текст можно посмотреть гораздо шире. Под текстом можно понимать любой способ проявления мысли или переживания, любой поступок человека, то есть все, что может быть выражено им – от простого житейского события до гениального произведения искусства.
Таким образом,
одни авторы указывают на некоторую
статичность, пассивность текста, другие
же подчёркивают активность, динамичность
текста и его непосредственное участие
в человеческой деятельности. Следовательно,
в определениях текста может быть
либо представлен как некий
Среди характеристик теста исследователям выделяются коммуникативная направленность, информативность, завершённость, членимость, целостность, связность. В характеристиках отражаются как особенности самого текста, так и особенности реципиента. Характеристики текста такие, как коммуникативная направленность, информативность, менее чётко определены исследователями текста. Лучше всего изучены характеристики, идущие от самого текста как объекта восприятия: членимость, завершённость, целостность, связность. По мнению большинства исследователей, для восприятия текста важными характеристиками являются связность и целостность, в которых проявляются формальные (внешние) и содержательные (внутренние) признаки текста.
Изучение проблем восприятия текста в отечественной психологии началось в 20-е годы XX века. Но, как считает Л.Г. Жабицкая, начало активного научно-психологического изучения чтения художественной литературы было положено харьковской психологической школой, которая рассматривала восприятие художественной литературы «как акт творчества читателя, создающего новое произведения, для которого автор наметил лишь форму». Есть только форма, неподвижный образ, рождающий в читателе содержание из произведения. Л.Г. Жабицкая отмечает в качестве недостатка данного подхода одностороннее преувеличение роли читателя в создании художественной модели.
Л.В. Ширинкина выделила следующие критерии: доминирующий предмет исследований, определение места восприятия теста в исследованиях, решаемая в рамках исследований проблема, научная область, в которой проводилось преобладающее число исследований восприятия текста.
Данные
этапы были выделены в рамках исследований
отечественных лингвистов и психологов,
т.к. развитие отечественной и зарубежной
психолингвистики проходило автономно.
Одной из причин данной научной ситуации
является то, что в зарубежных исследованиях
восприятие текста рассматривается
как один из процессов обработки,
что затрудняет проведение параллелей.
Несмотря на это, анализ литературы, посвящённой
зарубежным исследованиям данной проблемы,
выявил схожие тенденции в изучении
текста. В зарубежной психолингвистике
до 60-ых годов доминировали исследования
слов и списков слов, подавляющее
большинство которых были ориентированы
на ассоциативные образования
Учебный текст определяется как логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания, отображающая явления и законы природы, общества и мышления.
При анализе литературы, посвящённой изучению учебного текста, Л.В. Ширинкина выделила проблему соотношения восприятия и понимания учебного текста.
Данная проблема по-разному решается в зависимости от подхода: психологического или лингвистического. При лингвистическом подходе понимание и восприятие учебного текста рассматриваются как составляющие единого процесса: понимание как результат восприятия, как регулятор восприятия; восприятия как особый вид понимания.
Понимание – результат восприятия. По мнению Л.В. Ширинкиной, восприятие учебного текста рассматривается как процесс приёма информации «снизу-вверх». Реципиент выделяет в тексте слова и определяет их значение. Благодаря законам грамматики, он постигает содержание, смысл вербального сообщения. Можно сделать вывод о том, что понимание рождается в ходе смыслового восприятия.
Сложность текста обусловлена разной степенью выраженности субъекта и предиката, а также иерархией связей между основными и вторичными субъектами и предикатами. Автор тонко, чётко и на многих учебных примерах анализирует виды текста, сложное переплетение его элементов, раскрывая истоки их возможного непонимания. Он доказывает, что в массовой практике еще плохо учат умению понимать текст, тем операциям, которые способны служить данной цели.
Процесс восприятия происходит поэтапно, т.е. от восприятия значения слова, словосочетания к восприятию учебного текста.
Понимание
учебного текста как результат осмысления
представляет собой уяснения различных
связей и отношений между объектами
и явлениями, описанными в тексте,
и объектами и явлениями
Понимание – регулятор восприятия. По мнению В.А. Артемьевой понимание учебного текста – процесс установления, раскрытия связей и отношений, посредством языковых форм. Понимания смыслового содержания текста, требует от читающего самых разнообразных мыслительных операций: сравнения и обобщения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и конкретизации и т.д. Это свидетельствует о том, что процесс понимания учебного текста – это сложная мыслительная деятельность, включающая и запоминание.
Взаимодействие компонентов смыслового восприятия приводит к пониманию содержательного текста. Таким образом, понимание рождается в ходе смыслового восприятия. Целостность содержания учебного текста, являющаяся необходимым условием понимания, достигается за счёт образования единства между сообщениями и уже известной информацией . Понимание определяет полноту воспринимаемой информации.
Граница между восприятием и пониманием речи оказываются нечёткой, процессы восприятия и понимания рассматриваются как составляющие единого целого.
И.И. Рубо выделяет в процессе чтения учебного текста 3 основных этапа: первичная обработка, информационный поиск, переработка информации. Внешняя организация теста является важным компонентом, так как она руководит действиями чтеца на этапе первичной обработки, цель чтения и гипотеза, лежащая в основе работы с текстом и соотносимая с его предметно-смысловым планом. Чтение представляется как сложная поисковая, информационная деятельность, в которой не выделяются процессы восприятия и понимания, а рассматривается единый процесс, направленный на приём и интерпретацию текстовой информации.
При изучении
теоретических и эмпирических исследований
учебного текста были выделены и описаны
лингвистический и
,
Особенности
учебного текста обусловлены, прежде всего,
тем, что он обслуживает особую сферу
– учебную и выступает
Информация о работе Психологические особенности восприятия учебного текста