Психологические особенности восприятия учебного текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Проблема восприятия текста является одной из существенных проблем, от решения которой во многом зависит оптимальное функционирование многих видов массовой коммуникации.
Проблема восприятия учебного текста активно разрабатывалась в 60-ых – 70-ых годах XX века. Исследователи рассматривали как общетеоретические вопросы, так и прикладные аспекты данной проблемы. Предметом исследования были восприятие текстов разных функциональных стилей, механизмов вероятностного прогнозирования в процессе восприятия.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1) Текст и его свойства как предмет психологического исследования
История исследования проблемы восприятия текста
3) Соотношения восприятия и понимания учебного текста
4) Основные характеристики восприятия учебного текста
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

Важнейшей характеристикой учебного текста является его полифункциональность, предназначение хранить информацию, культурные коды, быть носителем общих и профессиональных знаний, воздействовать на сознание обучаемых, оказывать на них мотивационное воздействие, способствовать развитию их креативных качеств. Учебный текст – это воплощение способов деятельности, в процессе которой формируется сознание обучаемых.

Текст создается при возникновении определенной целеустановки и функционирует в определенных коммуникативных условиях. Учебный текст может включать в себя эмоционально воздействующие элементы (сравнения, метафоры, гиперболы), позволяющие снимать напряжение, способствующие фиксации прочитанного.

Исследуя  учебный текст, необходимо различать  специально составленные учебные тексты, которые призваны решать более узкие  и конкретные задачи, и учебные тексты, к которым можно отнести любой текст, используемый в учебном процессе независимо от того, является ли он аутентичным, методически обработанным или специально составленным, научным или публицистическим

Итак, учебный  текст предназначен для усвоения содержательной и учебной информации, это цельный и связанный материал, который обладает сообразной его характеристикам лексической структурой, семантикой. Это результат целенаправленной речевой деятельности, который становится связующим звеном между участниками коммуникации.

Учебный текст, как объект восприятия, имеет  следующие характеристики – завершённость, членимость, связность, целостность, полифункциональность

 

  1. Заключение

Текст как  объект исследования существует в различных  направлениях его изучения. Текст  рассматривается в содержательном и процессуальном плане, это находит  своё подтверждения в вопросах понимания  текста и рассматривается в рамках двух подходов: лингвистического и  психологического. В рамках лингвистического подхода текст изучается бессубъектно, а в рамках психологического подхода – рассматривается в процессе коммуникации, где важнейшим факторам являются особенности субъектов, порождающих и воспринимающих его.

Восприятие  учебного текста – самостоятельный  процесс, результатом которого является субъективный образ текста, зависящий  от реципиента.

При исследовании учебного текста используются методики, направленные на изучение процессов  восприятия и понимания текста, а  также свойств текста, влияющих на данные процессы: связность, целостность.

Учебный текст предназначен для усвоения содержательной и учебной информации, это цельный и связанный, актуализированный, дидактически организованный материал, который обладает сообразной его характеристикам лексической структурой, семантикой. Это результат целенаправленной речевой деятельности, который становится связующим звеном между участниками коммуникации.

Учебный текст, как объект восприятия, имеет  следующие характеристики – завершённость, членимость, связность, целостность, полифункциональность. Коммуникативная направленность, информативность – характеристики текста, выраженность которых зависит от особенностей реципиента, воспринимающего текст, они менее чётко определены исследователями текста.

 

 

  1. Используемая литература

 

  1. Запорожец, А.В. Восприятие и действие / Запорожец А.В. – М. : Просвещение, 1967. – 323 с.
  2. Апухин, В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста / В.Б. Апухин. – АНСССР. Ин-т языкознания. – М.: 1977. – 29 с.
  3. Божко, Н.М. Восприятие и оценка психолого-педагогических текстов разными категориями взрослых людей / Н.М Божко. – Л.: 1979. – 17с.
  4. www.wikipedia.org-свободная энциклопедия

Информация о работе Психологические особенности восприятия учебного текста