Психологические особенности восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:51, реферат

Описание работы

Восприятие выступает как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явление. В данном реферате я расскажу о психологических особенностях восприятия, его свойствах и видах, т.к. восприятие играет важную роль в жизни человека и является очень сложным психологическим процессом.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Основные характеристики восприятия. 4
2.1. Основные свойства восприятия 5
2.2. Виды восприятия 10
3. Заключение 13
4. Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Психологические особенности восприятия.docx

— 23.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Введение          3

2. Основные характеристики  восприятия.    4

2.1. Основные  свойства восприятия   5

2.2. Виды восприятия     10

3. Заключение         13

4. Список литературы       14

 

Введение 

Исследования психофизиологов  показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим  значительной аналитико–синтетической  работы. Прежде всего, получаемая информация об объектах и явлениях окружающего  нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения  органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс  восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и  движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности) в субъективном пространстве формируется образ  восприятия, или перцептивный образ  объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными  от свойств ощущений, на основе которых  он строится. Восприятие выступает  как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явление.

В данном реферате я расскажу о психологических особенностях восприятия, его свойствах и видах, т.к. восприятие играет важную роль в  жизни человека и  является очень  сложным психологическим процессом.

 

Основные характеристики восприятия

Восприятие – это целостное  отображение предметов, ситуации, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей  на рецепторные поверхности органов  чувств.

В свою очередь, целостное  отражение предмета требует выделения  из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих признаков с  одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. На данном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков с прежними знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Если при таком сопоставлении гипотеза о предполагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т.е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определённой категории. Причём следует иметь в виду, что восприятие знакомых предметов, их узнавание происходит очень быстро, в то время как при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах.

В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности) в субъективном пространстве формируется образ  восприятия, или перцептивный образ  объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными  от свойств ощущений, на основе которых  он строится. Понятия «ощущение» и  «восприятие» взаимосвязаны между  собой, однако между ними существуют и коренные различия.

Восприятие включает в  себя ощущение и основывается на нём, но помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы ещё более  высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень  часто называют перцептивной системой человека.

Таким образом, образ восприятия — не просто совокупность ощущений хотя бы потому, что сами ощущения в  процессе построения этого образа могут  претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Образ восприятия, как  и ощущение, является чувственным  образом объекта, причем образом, который  возникает и существует при непосредственном присутствии как субъекта, так и самого объекта. Обладая собственными механизмами, восприятие строит образ объекта или опознает его вместе с процессами ощущения.

Восприятие как сложный  психологический процесс имеет  свои виды и свойства.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия, как познавательного психологического процесса, следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность, обобщенность.

Предметность – это  способность отражать объекты и  явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных  предметов. Следует отметить что предметность не является врожденным свойством восприятия.

Предметность как характеристика образа восприятия заключается в  том, что, до тех пор пока мы не зафиксировали взор на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все воспринимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получивший в психологии название феномена «фигуры и фона», он заключается в том, что элементы предметного образа объекта моментально структурируются и приобретают определенную, ограниченную форму, при этом предмет как бы слегка выступает вперед, оказывается на переднем, независимо от его удаленности, плане, а все остальные предметы сливаются в достаточно недифференцированное, неограниченное и располагающееся как бы вокруг и позади предмета поле. Объект воспринимается именно как определенный предмет, имеющий определенное местоположение в пространстве.

Феномен фигуры и фона хорошо иллюстрируется некоторыми так называемыми  двойственными изображениями, из которых  наиболее известно изображение вазы, образованной профилями двух лиц, обращенных друг к другу. Если сосредоточить  внимание на вазе, то исчезают лица, если на лицах, то — исчезает ваза. Предметность отчетливо проявляется также  в том, что если на чистом листе  нарисовать круг, то ограничивающая его  линия будет восприниматься как  принадлежащая скорее кругу, чем  окружающему его пространству.

Благодаря предметности восприятия, мы воспринимаем мир как пространство, наполненное отдельными вещами, несмотря на то что некоторые из них в  действительности могут и не иметь  четко очерченных границ и, следовательно не быть таковыми.

Целостность. В отличие  от ощущения, отражающего отдельные  свойства предмета, восприятие дает целостный  образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных  свойствах и качествах предмета. При изучении этого процесса было обнаружено, что восприятие стремится  организовать элементы таким образом, что это целое определяет значение элементов внутри него. Действие этого  механизма наглядно демонстрируется  на знаменитом двойственном изображении  «жены» и «тещи». В этом изображении  значение одних и тех же его  элементов зависит от значения, придаваемого всему изображению в целом. Одна и та же линия будет восприниматься либо как уродливый нос, либо как  изящный контур щеки и подбородка в зависимости от того, видим мы в данный момент в целом старуху  или молодую женщину.

С подобными эффектами  мы сталкиваемся и в повседневной практике, особенно в затрудненных условиях восприятия. В сумерках в  опасном месте остатки столба на двух опорах можно принять за человека, и тогда эти опоры  будут восприниматься как ноги замершего  в грозном ожидании злоумышленника. Таким образом целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущении и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течение  некоторого времени. Например, если человек  слушает какую–нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты ещё продолжают звучать  у него в сознании, когда поступает  информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т.е. воспринимает её структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основной для такого понимания – в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.

Константность. Константностью называется относительное постоянство  некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы  компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Источником константности  восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при  разных условиях обеспечивает постоянство  перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата. Таким  образом, свойства константности объясняется  тем, что восприятие представляет собой  своеобразное саморегулирующее действие, обладающее механизмом обратной связи  и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без константности  восприятия человек не смог бы ориентироваться  в бесконечно многообразном  и  изменчивом мире.

Предшествующий перцептивный опыт играет большое значение в процессе восприятия. Более того, особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности.

Апперцепция  - зависимость  восприятия от общего содержания нашей  психической жизни. Огромную роль в  апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая  практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти  какие-то эталоны, с помощью которых  можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для  того чтобы классифицировать то, что  воспринимаете, вы будете выдвигать  и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории  предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому  один и тот же предмет может  по-разному восприниматься различными людьми. Знания и опыт оказывают  значительное влияние на точность и  ясность восприятия.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком  задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкции и не замечает многих других конструктивных особенностей. Существенное место в апперцепции  занимают установки и эмоции, которые  могут изменять содержание восприятия. Так, мать спящего ребёнка может  не слышать шума улицы, но мгновенно  реагирует на любой звук, доносящийся  со стороны ребенка.

Осмысленность.  Восприятие человека теснейшим образом связанно с мышлением. Эта связь прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе, классу, связать его с определённым словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нём сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

Активность. Это свойство заключается в том, что в любой  момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время, как остальные  объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

Обобщенность. Обобщенность образа объекта при его восприятии заключается в том, что отображаемый единичный объект, сохраняя все свои индивидуальные особенности, вместе с  тем воспринимается в качестве представителя  класса объектов, однородных с ним  по каким-либо признакам. Воспринимаемый в данный момент объект немедленно относится воспринимающим к определенной категории предметов, при этом общие  свойства предметов этой категории  начинают определять восприятие данного  отдельного объекта, т. е. проецируются на него.

Механизмы обобщения, имеющие  место уже в процессе восприятия, в целом способствуют лучшему  приспособлению к среде, поскольку  позволяют мгновенно определить, с каким именно объектом мы имеем  дело, и построить свое поведение  в отношении него соответствующим  образом. Благодаря этим механизмам мы, например, редко путаем собаку с  кошкой, независимо от того, какими размерами  или формой обладает собака, и соответствующим  образом строим свое поведение.

Виды восприятия.

Опираясь на современную  психологическую литературу, можно  выделить несколько подходов к классификации  восприятия. В основе одной из классификаций  восприятия лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в  восприятии преобладающую роль, различают:

· зрительное,

· слуховое,

· осязательное,

· кинестетическое,

· обонятельное,

· вкусовое восприятие.

Обычно восприятие – результат  взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени  участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать  осязательное восприятие, в котором  участвуют тактильный и кинестетический  анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое, и кинестетическое восприятие.

Информация о работе Психологические особенности восприятия