Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:51, реферат
Восприятие выступает как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явление. В данном реферате я расскажу о психологических особенностях восприятия, его свойствах и видах, т.к. восприятие играет важную роль в жизни человека и является очень сложным психологическим процессом.
1. Введение 3
2. Основные характеристики восприятия. 4
2.1. Основные свойства восприятия 5
2.2. Виды восприятия 10
3. Заключение 13
4. Список литературы 14
Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:
· восприятие пространства,
· восприятие времени,
· восприятие пространства.
Восприятие пространства.
С усложнением образа окружающего
мира его пространственные характеристики
приобретают еще большее
В слуховом пространстве восприятия точность определения местоположения источника звука, т. е. его локализация, в отличие от локализации ощущения, которое еще не имеет определенных координат, обеспечивается совмещением слухового пространства со зрительным и помещением источника в зрительную систему отсчета. Лучше всего местоположение источника звука определяется при его расположении справа или слева, поэтому для более точного определения его местоположения нужно слегка повернуть голову в другую сторону. Точность местоположения источника звука наихудшая, если источник располагается в плоскости, перпендикулярно пересекающей середину воображаемой линии, соединяющей зрачки глаз. Существует еще одна интересная закономерность: когда источник звука невидим, имеется тенденция высокие звуки помещать в верхней части пространства, а низкие — в нижней.
Восприятие времени. В
отличие от ощущений в образе восприятия
субъекту дано не только представление
о времени как таковом, но и
представление о его
Восприятие движения. Физическое
движение и восприятие движения —
не одно и то же. Мы можем воспринимать
движение там, где его в действительности
нет. Так возникает, например, иллюзорное
движение луны за облаками. Отражение
движения в восприятии является следствием
такой же прецептивнои деятельности,
связанной с переработкой наличных
раздражений в процессе взаимодействия
с объектами, как и отражение
пространственных характеристик. В
восприятии движения важную роль также
играет выделение фигуры из фона —
при логической возможности воспринимается
движение того объекта, который является
в восприятии фигурой, а то, что
воспринимается как фон, остается неподвижным.
Механизмы восприятия, обеспечивающие
адекватное восприятие движения, могут
приводить к возникновению
Основным принципом,
регулирующим восприятие
Заключение
На основе всего, выше изложенного
можно сделать вывод, что восприятие
– это очень сложный
Восприятие предметного мира является прежде всего результатом взаимодействия различных анализаторов. Однако восприятие можно рассматривать также как продукт взаимодействия различных познавательных процессов. В создании целостного чувственного образа объекта при непосредственном воздействии его на органы чувств принимают участие и ощущение, и мышление, и эмоции, и память. Ощущения сливаются с фигурой, имеющей форму, которая является результатом деятельности собственно процессов восприятия; далее, посредством процесса категоризации, лежащего в основе мышления, фигура (сцена, событие) соотносится с определенным классом объектов (обобщенность образа); опознание фигуры, в свою очередь, невозможно без процессов памяти; восприятие к тому же всегда в той или иной мере эмоционально окрашено, при этом степень эмоциональной окраски связана с мотивацией.
Психологическая основа восприятия
ещё более усложняется тем, что
оно тесно связанно с двигательной
деятельностью, с эмоциональными переживаниями,
разнообразными мыслительными процессами.
Более того восприятие ещё и во
многом зависит от особенностей личности
наши знания, интересы, привычные установки,
эмоциональное отношение к
Список литературы
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер.,2002.
2. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Общие основы психологии. – М.: Владос 1998.
3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.
– СПб.: Питер., 2000
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер., 1999.