Психологические особенности восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:51, реферат

Описание работы

Восприятие выступает как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явление. В данном реферате я расскажу о психологических особенностях восприятия, его свойствах и видах, т.к. восприятие играет важную роль в жизни человека и является очень сложным психологическим процессом.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Основные характеристики восприятия. 4
2.1. Основные свойства восприятия 5
2.2. Виды восприятия 10
3. Заключение 13
4. Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Психологические особенности восприятия.docx

— 23.34 Кб (Скачать файл)

Основой другого типа классификации  типов восприятия являются формы  существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

· восприятие пространства,

· восприятие времени,

· восприятие пространства.

 

Восприятие пространства. С усложнением образа окружающего  мира его пространственные характеристики приобретают еще большее значение по сравнению с их отражением на уровне ощущений. Возникновение образа объекта только и возможно при  дифференциации пространства с соответствующим  выделением в нем размеров, форм и взаимной удаленности составляющих его элементов. Любой объект имеет  какие-то пространственные характеристики, определяющие его форму, а форма  объекта в нашем мире является его наиболее устойчивой жизненно важной для субъекта характеристикой. В  повседневной жизни мы определяем принадлежность предмета к какой-то категории прежде всего по его форме.

В слуховом пространстве восприятия точность определения местоположения источника звука, т. е. его локализация, в отличие от локализации ощущения, которое еще не имеет определенных координат, обеспечивается совмещением  слухового пространства со зрительным и помещением источника в зрительную систему отсчета. Лучше всего  местоположение источника звука  определяется при его расположении справа или слева, поэтому для  более точного определения его  местоположения нужно слегка повернуть  голову в другую сторону. Точность местоположения источника звука наихудшая, если источник располагается в плоскости, перпендикулярно пересекающей середину воображаемой линии, соединяющей зрачки глаз. Существует еще одна интересная закономерность: когда источник звука  невидим, имеется тенденция высокие  звуки помещать в верхней части  пространства, а низкие — в нижней.

Восприятие времени. В  отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление  о времени как таковом, но и  представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, интервалы. На субъективную оценку длительности влияют многие факторы; окружающая среда, задача, стоящая перед  субъектом, возраст, мотивация, фармакологические  средства.

Восприятие движения. Физическое движение и восприятие движения —  не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительности нет. Так возникает, например, иллюзорное движение луны за облаками. Отражение  движения в восприятии является следствием такой же прецептивнои деятельности, связанной с переработкой наличных раздражений в процессе взаимодействия с объектами, как и отражение  пространственных характеристик. В  восприятии движения важную роль также  играет выделение фигуры из фона —  при логической возможности воспринимается движение того объекта, который является в восприятии фигурой, а то, что  воспринимается как фон, остается неподвижным. Механизмы восприятия, обеспечивающие адекватное восприятие движения, могут  приводить к возникновению ошибок — иллюзорному восприятию движения, так же как и механизмы восприятия пространственно-временных характеристик  среды — к возникновению пространственных иллюзий. Иллюзорное восприятие движения проявляется, в частности, в так называемом «фи-феномене» — например, в восприятии бегущей световой точки при последовательном включении лампочек, расположенных в ряд, а также в стробоскопическом эффекте, на основе которого построен кинематограф. Суть того и другого в принципе одна и та же — при последовательном предъявлении двух пространственно близко расположенных стимулов с интервалом от 30 до 60 мс они воспринимаются как один движущийся стимул.

 Основным принципом,  регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации  в объективной действительности  на основе всего прошлого опыта  человека.

 

Заключение

На основе всего, выше изложенного  можно сделать вывод, что восприятие – это очень сложный психологический  процесс, заключающийся в приёме и переработке человеком различной  информации, поступающей в мозг через  органы чувств, который завершается  формированием образа.

Восприятие предметного  мира является прежде всего результатом взаимодействия различных анализаторов. Однако восприятие можно рассматривать также как продукт взаимодействия различных познавательных процессов. В создании целостного чувственного образа объекта при непосредственном воздействии его на органы чувств принимают участие и ощущение, и мышление, и эмоции, и память. Ощущения сливаются с фигурой, имеющей форму, которая является результатом деятельности собственно процессов восприятия; далее, посредством процесса категоризации, лежащего в основе мышления, фигура (сцена, событие) соотносится с определенным классом объектов (обобщенность образа); опознание фигуры, в свою очередь, невозможно без процессов памяти; восприятие к тому же всегда в той или иной мере эмоционально окрашено, при этом степень эмоциональной окраски связана с мотивацией.

Психологическая основа восприятия ещё более усложняется тем, что  оно тесно связанно с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Более того восприятие ещё и во многом зависит от особенностей личности наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной  реальности.

 

 

Список литературы

 

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер.,2002. 

2. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Общие основы психологии. – М.: Владос 1998.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.

– СПб.: Питер., 2000

4.  Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. – СПб.: Питер., 1999.


Информация о работе Психологические особенности восприятия