Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:19, реферат
Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.
Это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека.
1. Понятие системы «человек-компьютер»
2. Особенности взаимодействия человека с компьютером
3. Психологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека с компьютером
Заключение
Список литературы
Содержание
1. Понятие системы «человек-компьютер»
2. Особенности взаимодействия человека с компьютером
3. Психологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека с компьютером
Заключение
Список литературы
1. Понятие системы «человек-компьютер»
В начале 70-х гг. психологическая
наука достаточно отчетливо дифференцировалась
на различные ее области. При этом
стало ясно, что нужна новая
наука, новая область прикладных
психологических исследований, которая
бы учитывала психологические
Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.
Во-первых, это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефоном, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т. п.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.
Следующее преимущество определяется способностью компьютеров взять на себя функции всех существующих средств массовой информации сразу, включая книги и музыкальные инструменты. Это означает, что человек получает возможность выбирать те виды средств массовой информации, через которые он хочет получать и передавать идеи. Такие конструкции и явления, как тексты, изображения, звуки и кино — почти недоступные в традиционных средствах массовой информации — становятся легко управляемыми самим человеком.
В-третьих, поскольку
информация может быть представлена
во многих различных аспектах, человеку
предоставляется возможность
В-четвертых, суть компьютерных расчетов состоит в построении динамической модели идеи посредством имитации условий. С помощью компьютера можно получить не просто статистические выкладки, а наглядные модели, которые описывают и проверяют противоречащие друг другу теории. Обеспечение возможности более ясного “видения” мира становится все более реальным сегодня и является столь же революционным продвижением вперед, как переход человека от простой житейской мудрости к овладению языком, математикой, наукой.
Пятое преимущество состоит в том, что компьютеры можно наделить мышлением. Способность компьютера к построению моделей позволяет ему соперничать с человеческим разумом.
Эти пять преимуществ представляют собой могущественную информационную среду, центральным инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом действия — человек. В рамках этой системы реализуется взаимодействие двух инстанций — человека и компьютера — противоположных по своей сущности, по способу и целям существования. Однако, как показывает опыт нескольких последних десятилетий, это взаимодействие стало органичным, взаимно обогащающим и развивающим [20].
Жизнедеятельность современного человека теперь реализуется на путях все более активного общения с техническими устройствами; если раньше они являлись как бы продолжением человеческих рук и способствовали усилению его физических потенций, то возникновение компьютера резко изменило положение: он играет роль сотрудника, совместно выполняющего сложную интеллектуальную работу. Это ведет к формированию качественно другого отношения к компьютеру, нежели к технике. Создаются условия, в которых строятся связи человека и компьютера, напоминающие достаточно ярко эмоционально окрашенные отношения партнеров и соперников [12].
Стремление постоянно
использовать компьютер для решения
все более широкого круга задач
имеет серьезное значение, так
как позволяет человеку успешно
использовать огромные возможности
машины. Компьютер позволяет резко
увеличить эффективность и каче
Человек потенциально готов жить и работать в качественно новой
информационной среде, адекватно воспринимать
ее реалии и, более того, успешно развивать
ее. Таким образом, это изменяет не только
условия жизни человека, но и его самого.
Однако эти изменения носят противоречивый
характер, что связано со многими весьма
разноплановыми факторами, например, с
необходимостью выделения значительных
ресурсов общества, с неизбежной и нередко
болезненной ломкой различных структур
(социально-экономических, производственно-
Один из самых серьезных моментов, который необходимо учитывать в первую очередь, — возможное негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей, особенно детей и подростков [3].
Кроме того, сейчас, в эпоху резкого возрастания роли компьютерной техники, проблема сохранения самобытности человеческой личности приобретает особую важность как в сфере теоретического осмысливания места человека в современном обществе, так и в связи с назревшей необходимостью новых подходов к воспитанию человека [21].
Существует опасение,
что компьютеризация
Рассуждая о перспективных задачах развития информационных технологий, Ф. Блэкслер [10] ставит в чем-то риторический вопрос: какова роль психолога при внедрении новых информационных технологий (ИТ)? Если раньше акцент делался на адаптацию машин к пользователю, то в настоящее время выдвигаются новые задачи: более широкое раскрытие потенциала новых информационных технологий в выборе направлений развития организации; разработка критериев действия систем, где в центре - человек и его потребности: разработка технологий, позволяющих преодолевать "консерватизм" в организации труда [10, с. 336-353].
При этом обозначились и новые сложности при разработке и внедрении ИТ (на основе переоценки дел в области ИТ): поскольку власть и контроль внутри каждой организации распределены неравномерно, то у разных групп - разные возможности использовать новые ИТ в своих корыстных целях (например, многие пользователи хуже ориентируются в области компьютерных технологий, чем проектировщики, а цели у них разные, таким образом возможен обман - типа "недоделанная система"…); необходимо смещение акцентов от чисто психологических и антропологических подходов к социокультурным, т.е. расширение контекста внедрения и использования новых технологий [20].
По мнению ряда авторов, перспективным представляется деятельностный подход к разработке систем "человек - компьютер". В частности, "и человек, и компьютер могут рассматриваться как некоторые преобразователи "действий", связанных с восприятием, сознанием и движением. Следовательно, при проектировании систем "человек - компьютер" необходимо выделить форму взаимодействия между двумя работающими подсистемами" [11, с. 354].
Принципиальное отличие системы "человек - машина" (СЧМ) и системы "человек - компьютер" (ЧКС) в том, что возможности компьютера позволяют решать такие "когнитивные задачи", как интерпретация, анализ, решение подпроблем и др. Главное при этом - оптимальное распределение функций между человеком-оператором и компьютером (с учетом их возможностей). Цель разработки - "получение целостной оптимально действующей системы, даже если это предполагает не самое удачное выполнение компьютером отдельных подзадач" [11, с. 356].
2. Особенности взаимодействия человека с компьютером
Человеко-компьютерное взаимодействие получило развитие в контексте разнонаправленных научных векторов (компьютерная графика, инженерная психология, эргономика, теория организации, когнитивная наука, информатика и многие др.)
Началом эргономической фазы человеко-компьютерного взаимодействия можно считать диссертацию Сазерленда (Sutherland, 1963), которая определила развитие компьютерной графики как науки.
Также проблематика производимых человеком операций за компьютером была естественным продолжением классических целей инженерной психологии, за исключением того что новые проблемы имели существенный когнитивный, коммуникационный и интерактивный характер ранее не рассматриваемый в инженерной психологии и способствовали продвижению таким образом инженерной психологии в этом направлении [24].
Эргономические исследования также подчёркивали связь условий работы с явлениями, вызывающими напряжение (стресс), такими как рутинная работа, сидячее положение, зрительное восприятие визуальных образов на дисплеях и многими другими, до этого не рассматриваемые как взаимосвязанные [23].
Наконец, вопрос: «как использование
компьютерной техники вписывается
в проектирование технологии производства?»
вывел взаимодействие с компьютерами
на уровень эффективной
В СССР институционализация этого научного направления началась с 1958 года с обзоров американских работ в журнале «Вопросы психологии».
Понятие "деятельность" является одним из фундаментальных понятий в психологии. Компьютеризация приводит к преобразованию традиционных и возникновению новых видов человеческой деятельности и привносит в психологию деятельности ряд новых задач. Деятельность, опосредствованная ЭВМ, выступает как специальный вид деятельности [26].
Применительно к человеку как к элементу системы "человек - ЭВМ" используют два определения: оператор и пользователь. Начиная с 30 по 80-е гг. в центре внимания психологов, ориентированных на проблему "человек и техника", был только оператор. За последние двадцать лет всё большую значимость приобретают исследования деятельности пользователей ЭВМ. Однако попытки однозначно развести понятия "пользователь" и "оператор" вряд ли можно признать успешными. Четкого разделения этих понятий не существует [17].
Понятие "пользователь" сравнительно молодое, пришло из английского одновременно с появлением персональных ЭВМ. В переводе "user" - человек или юридическое лицо, применяющее вычислительную систему или программное средство [19]. То есть, пользователь - это любой человек, который использует ЭВМ для достижения своих целей [2]. Понятие "модель пользователя" (user model) было введено впервые в 1974 г. Институтом информатики при конгрессе США. На сегодняшний день данное понятие видоизменилось: под моделью пользователя понимается "системное представление о пользователе", т.е. "совокупность основных характеристик потенциальных пользователей вычислительной системы, которые важно учитывать при подборе индивидуальной диалоговой структуры" [23, с.92].
Оператор же - человек, осуществляющий трудовую деятельность, в основе которой лежит взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления. В АСУ любой служащий фактически является оператором, от производительности труда которого зависит производительность всей АСУ [12]. Поэтому пользователя отличают от оператора, управляющего работой как самой ЭВМ, так и сложной автоматизированной системы [8].
Том Лав, психолог фирмы General Elektric, занимавшийся методами усовершенствования производства программ, назвал этот союз психологии и вычислительных систем психологией программирования. Это наука о действиях человека, работающего с вычислительными и информационными системами, предметом исследования которой являются всевозможные способы использования человеком ЭВМ, но основной упор в ней делается на разработку программного обеспечения, проектирования интерфейса. В рамках этой науки Б. Шнейдерманом было высказано мнение о необходимости исследования психологических особенностей пользователей ЭВМ. Однако ограниченность "психологии программирования" состоит в том, что она сводится к изучению отдельных действий человека вне охвата целостной деятельности [14].
Более широкий взгляд на проблему взаимодействия человека и ЭВМ предложила отечественная психологическая наука. Возникло новое мощное направление - психология компьютеризации, методологической основой которого явилась выдвинутая O. K. Тихомировым концепция преобразования мыслительной деятельности человека, опосредствованной компьютерами и другими средствами информатики. Им было отмечено, что "психологическое исследование деятельности человека в режиме диалога с ЭВМ должно, прежде всего, опираться на общепсихологическую теорию деятельности и основывающиеся на этой теории психологические исследования творческого мышления" [24, с.9]. То есть, более всего выражены связи проблемы изучения систем "человек - компьютер" в общей психологии.
В начале эры компьютеров с вычислительными системами работали только специалисты. На сегодняшний день круг пользователей значительно расширился. Пользователь непосредственно общается с ЭВМ через дисплей, при этом взаимодействие пользователя с компьютером опосредствовано специальными программами операционной системы или прикладных автоматизированных систем, которые представляют пользователям достаточно удобные средства для общения с ЭВМ в виде простых специальных языков. Пользователь может непосредственно вводить данные в ЭВМ, менять их значение, поручать машине проведение тех или иных расчетов. При этом он действительно ведет диалог с ЭВМ, общается с ней, т.к. не только он запрашивает у машины те или иные сведения, но и она ставит перед ним встречные вопросы. Кроме того, современные операционные системы могут обслуживать одновременно несколько пользователей, работающих с различных терминалов [19, с.56-57].
Информация о работе Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером