Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:19, реферат
Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.
Это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека.
1. Понятие системы «человек-компьютер»
2. Особенности взаимодействия человека с компьютером
3. Психологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека с компьютером
Заключение
Список литературы
Однако, "какой загадочной или сложной ни кажется некоторым ЭВМ, очень многие научились ею пользоваться" [19, с.66]. "Особенность ЭВМ как раз и заключается в том, что они опосредствуют деятельность, уже опосредствованную "психическими орудиями" и тем самым частично разгружают человека от последних"[19, с.158]. При этом каждая категория пользователей располагает, как правило, своим языком обращения к ЭВМ и работы на ней. Таким образом, пользователь - это любой человек, который использует ЭВМ для решения своих задач и достижения своих целей [12].
Общим для всех пользователей ЭВМ является то, что их деятельность осуществляется в диалоге с компьютером. Различают 4 основных типа диалогов:
1. Система руководит;
пользователь вынужден
2. Система руководит;
пользователь в ответах
3. Пользователь руководит;
пользователь вынужден
4. Пользователь руководит; пользователь свободен в ответах.
При этом диалоги, происходящие под руководством пользователя (3-4), используются для узкого круга задач, ориентированных на профессиональных пользователей. А для пользователей - непрофессионалов используются диалоги, руководимые ЭВМ [4].
В литературе различают 5 уровней квалификации пользователей. Причем эти уровни могут выступать и в качестве индивидуального развития компьютерной грамотности.
I этап - "этап созерцания". Если человек в период первого знакомства с ЭВМ испытывает положительно окрашенные состояния и чувства (восхищение, интерес, радость, удивление и т.д.), то этот первоначальный мотивационный импульс необходим для перехода на следующий этап. Если же подобного рода впечатления не происходят, дальнейшего вхождения человека в компьютерный мир не происходит (например, существует страх перед компьютером или психологический барьер).
II этап характеризуется
спонтанной активностью по
III этап - "постижение
внутренней красоты" ЭВМ. На
этом этапе, научившись
IV этап - уровень разработчиков сложных программ, в том числе системного уровня (характеризуется ощущением полноты власти над любым компьютером, что порождает чувство профессионализма).
V этап характеризуется
способностью к постановке
Кроме того, как отмечено И.М.Пучковой [17], уровни и классификация пользователей ЭВМ по содержанию профессиональных задач соотносится с соответствующей психологической структурой профессиональной деятельности, при этом дифференциальный подход к пользователям ЭВМ возможен через оценку индивидуального стиля решения компьютеризированных задач.
В отечественной и зарубежной литературе обычно различают 5 типов пользователей (хотя у разных авторов они называются по-разному и каждый автор вкладывает в данное понятие свой смысл) [17, c. 155].
У отечественных авторов
встречается следующая
Первые два типа, как
правило, рассматриваются как
3. Психологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека с компьютером
Можно выделить следующие основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами:
1. Гигиенические, медицинские
проблемы, связанные с вредным
воздействием компьютера на
2. Высокая цена сбоев
и ошибок при эксплуатации
ЭВМ. Эта проблема
3. Быстрая смена поколений ЭВМ, вызывающая необходимость постоянного поиска более совершенных компьютеров и программ. "Уважающие себя пользователи" просто обречены тратить все больше сил, времени и денег ради того, чтобы не отставать от "прогресса". Парадокс ситуации в том, что нередко важнейшим ориентиром компаний - производителей компьютеров является постоянное "придерживание" своих новинок для того, чтобы "держать цену" и заставлять хорошенько раскошеливаться потребителей своей продукции в лучших традициях "рыночной экономики".
4. Сложности ремонта и обслуживания компьютерной техники. В условиях РФ это выражается в том, что большинство фирм, торгующих компьютерами, часто не способны обеспечить качественный и недорогой ремонт продаваемой техники. "Лучше купите новый компьютер, чем ремонтировать имеющийся…", - эту фразу все еще можно услышать в салонах и мастерских. Дело доходит до того, что иногда отремонтировать компьютер могут даже школьники-старшеклассники, тогда как в "престижных салонах" уровень квалификации пока еще достаточно низок. Все поднаторели лишь на спекуляции компьютерами. Хотя, слава Богу, даже в РФ здесь есть и исключения…
5. Тотальное проникновение
ЭВМ в частную жизнь человека.
Любой уважающий себя "пользователь"
рано или поздно подключается
к глобальным компьютерным
6. Компьютеризация человеческого
мышления, ограниченность компьютера
ведет и к ограниченности
Рассматривая последнюю проблему, связанную с компьютеризацией человеческого мышления, В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают: "Наука сблизилась с техникой и отдалилась от человека. Это относится даже к естествознанию, даже к психологии, в которой возобладали технократические ориентации. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как винтик, как звено, как агента, как компонент технической или социотехнической системы, а не как субъекта деятельности" [5, с. 214].
Рассматривая проблемы взаимодействия человека с компьютером, различные авторы в конце 70-х - начале 80-х гг. нередко выстраивали достаточно пессимистические прогнозы. Но нередко последующий опыт эксплуатации компьютерных систем во многом эти прогнозы опровергал. В частности, Ф. Блэкслер обозначает следующие типичные опасения относительно эксплуатации компьютеров [10, с. 337-338]: рост безработицы (машины вытесняют человека); страх перед усилением централизации во многих организациях; снижение требований к квалифицированной работе; рост сопротивления новым технология. В конце 70-х - начале 80-х гг. эти прогнозы считались правдоподобными. Но "к счастью, все рассмотренные прогнозы в основном не оправдались (хотя некоторые тенденции по росту безработицы, снижению требований к квалификации и др. имели место)", - пишет Ф. Блэкслер [10, с. 340].
Взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не простое общение человека с техникой, а активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством накопленного веками человеческого опыта. Компьютер — это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и адвокат.
Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность.
Рассмотрение философских и социальных аспектов, связанных с компьютером, может оказать влияние и на сам способ освоения мира человеком и помочь конкретному человеку сориентироваться в этом мире и найти все необходимое для реализации своей индивидуальности.
Заключение
В наше время компьютер участвует почти во всех сферах человеческой деятельности. Будучи значально изобретённым только для математических вычеслений, теперь он выполняет множество задач, не связанных с вычислениями. Компьютером пользуются представители многих специальностей, без него нельзя представить множества учереждений.
Его могут освоить люди любого возраста, причём, в связи с всеобщей компьютеризацией, это необходимо для успешной учёбы и работы.
Даже не смотря на трудности с которыми сталкиваются пользователи при работе на компьютере, его продолжают использовать, его приобретают в дома, его покупают детям, потому что без компьютера в современном мире не обойтись.
Список литературы
Информация о работе Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером