Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:19, реферат

Описание работы

Новая информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют развитие современного общества и человека.
Это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека.

Содержание работы

1. Понятие системы «человек-компьютер»
2. Особенности взаимодействия человека с компьютером
3. Психологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека с компьютером
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Однако, "какой загадочной или сложной ни кажется некоторым  ЭВМ, очень многие научились ею пользоваться" [19, с.66]. "Особенность ЭВМ как раз и заключается в том, что они опосредствуют деятельность, уже опосредствованную "психическими орудиями" и тем самым частично разгружают человека от последних"[19, с.158]. При этом каждая категория пользователей располагает, как правило, своим языком обращения к ЭВМ и работы на ней. Таким образом, пользователь - это любой человек, который использует ЭВМ для решения своих задач и достижения своих целей [12].

Общим для всех пользователей  ЭВМ является то, что их деятельность осуществляется в диалоге с компьютером. Различают 4 основных типа диалогов:

1. Система руководит;  пользователь вынужден выбирать;

2. Система руководит;  пользователь в ответах свободен;

3. Пользователь руководит;  пользователь вынужден выбирать;

4. Пользователь руководит; пользователь свободен в ответах.

При этом диалоги, происходящие под руководством пользователя (3-4), используются для узкого круга задач, ориентированных на профессиональных пользователей. А для пользователей - непрофессионалов используются диалоги, руководимые ЭВМ [4].

В литературе различают 5 уровней квалификации пользователей. Причем эти уровни могут выступать  и в качестве индивидуального  развития компьютерной грамотности.

I этап - "этап созерцания". Если человек в период первого  знакомства с ЭВМ испытывает положительно окрашенные состояния и чувства (восхищение, интерес, радость, удивление и т.д.), то этот первоначальный мотивационный импульс необходим для перехода на следующий этап. Если же подобного рода впечатления не происходят, дальнейшего вхождения человека в компьютерный мир не происходит (например, существует страх перед компьютером или психологический барьер).

II этап характеризуется  спонтанной активностью по включению  машины в свою интеллектуальную  деятельность, т.е. все, что интересно человеку, он пытается сделать с помощью ЭВМ. При этом должна сохраняться "адекватность ЭВМ".

III этап - "постижение  внутренней красоты" ЭВМ. На  этом этапе, научившись программировать  на 1-2 языках, умея решать с помощью  ЭВМ собственные задачи, понимая  в общих чертах принципы работы компьютера, пользователь начинает ценить те средства, которые дает данный компьютер и данное программное обеспечение. Пользователь этого уровня является уже профессионалом.

IV этап - уровень разработчиков  сложных программ, в том числе системного уровня (характеризуется ощущением полноты власти над любым компьютером, что порождает чувство профессионализма).

V этап характеризуется  способностью к постановке научно-исследовательской  задачи в терминах машинных  способов решений.

Кроме того, как отмечено И.М.Пучковой [17], уровни и классификация пользователей ЭВМ по содержанию профессиональных задач соотносится с соответствующей психологической структурой профессиональной деятельности, при этом дифференциальный подход к пользователям ЭВМ возможен через оценку индивидуального стиля решения компьютеризированных задач.

В отечественной и  зарубежной литературе обычно различают 5 типов пользователей (хотя у разных авторов они называются по-разному  и каждый автор вкладывает в данное понятие свой смысл) [17, c. 155].

У отечественных авторов  встречается следующая градация: Системные программисты являются разработчиками операционных (программных) систем, трансляторов и других системных программ. Прикладные программисты составляют программы  для решения специальных задач на языках высокого уровня и занимаются их отладкой и документацией. Программирующие пользователи, не являющиеся профессиональными программистами, составляют программы, необходимые им для решения своих профессиональных задач. Их часто еще называют конечными пользователями. Непрограммирующие пользователи используют уже готовые программные продукты, которые рассчитаны на отсутствие у них навыков программирования. К наивным (или случайным) относят тех пользователей, которые впервые сталкиваются с ЭВМ. Причем, если раньше готовые программы были рассчитаны на программирующих пользователей, то сейчас существуют программные комплексы, которые могут обслуживать и наивных пользователей.

Первые два типа, как  правило, рассматриваются как профессиональные пользователи (хотя их и различают по целям работы с ЭВМ, а, следовательно, и по характеру и особенностям деятельности). Для системных программистов компьютер - предмет деятельности, либо средство и условие деятельности, для прикладных программистов - инструмент для решения профессиональных задач. При всем при этом конечного пользователя (специалиста в своей области, решающего профессиональные задачи), отличают от оператора, управляющего работой как самой ЭВМ, так и сложной автоматизированной системы, и программиста, обеспечивающего возможность решения тех или иных задач машиной [22, c. 155].

 

3. Психологические проблемы, возникающие при взаимодействии человека с компьютером

 

Можно выделить следующие  основные проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами:

1. Гигиенические, медицинские  проблемы, связанные с вредным  воздействием компьютера на организм  и нервную систему человека. С  одной стороны, постоянно раздаются  грозные предупреждения о недопустимости  длительной работы с компьютером  и т.п. С другой стороны, разработчики компьютерных систем постоянно совершенствуют средства защиты организма пользователей.

2. Высокая цена сбоев  и ошибок при эксплуатации  ЭВМ. Эта проблема усугубляется  распространением "хакерских"  шуток, когда ради баловства  и самоутверждения разрабатываются все новые и новые "компьютерные вирусы", способные выводить из строя компьютерные системы целых организаций (включая оборонные системы). Эта проблема уже выводит нас в область этики.

3. Быстрая смена поколений  ЭВМ, вызывающая необходимость постоянного поиска более совершенных компьютеров и программ. "Уважающие себя пользователи" просто обречены тратить все больше сил, времени и денег ради того, чтобы не отставать от "прогресса". Парадокс ситуации в том, что нередко важнейшим ориентиром компаний - производителей компьютеров является постоянное "придерживание" своих новинок для того, чтобы "держать цену" и заставлять хорошенько раскошеливаться потребителей своей продукции в лучших традициях "рыночной экономики".

4. Сложности ремонта и обслуживания компьютерной техники. В условиях РФ это выражается в том, что большинство фирм, торгующих компьютерами, часто не способны обеспечить качественный и недорогой ремонт продаваемой техники. "Лучше купите новый компьютер, чем ремонтировать имеющийся…", - эту фразу все еще можно услышать в салонах и мастерских. Дело доходит до того, что иногда отремонтировать компьютер могут даже школьники-старшеклассники, тогда как в "престижных салонах" уровень квалификации пока еще достаточно низок. Все поднаторели лишь на спекуляции компьютерами. Хотя, слава Богу, даже в РФ здесь есть и исключения…

5. Тотальное проникновение  ЭВМ в частную жизнь человека. Любой уважающий себя "пользователь" рано или поздно подключается  к глобальным компьютерным сетям.  И тогда все, что делается на компьютере, может стать известно заинтересованным людям. Заметим, что само понятие "сеть" нередко ассоциируется с понятием "паутина". Что позволяет более спокойно и даже оптимистично смотреть на данную проблему, так это то, что большинство "пользователей" просто никому не нужны (на каждого "пользователя" не напасешься сотрудников органов безопасности). Но как только человек начинает занимать видное место в обществе, на него легко можно собрать довольно "солидное" досье. Такие досье не снились даже писателям-фантастам, предупреждавшим еще совсем недавно об опасностях компьютеризации. Таким образом, проблема все-таки остается…[6].

6. Компьютеризация человеческого  мышления, ограниченность компьютера  ведет и к ограниченности человека-пользователя (формирование "технократического мышления" и "искусственной интеллигенции" - по В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунову).

Рассматривая последнюю  проблему, связанную с компьютеризацией человеческого мышления, В.П. Зинченко и Е.Б. Моргунов отмечают: "Наука  сблизилась с техникой и отдалилась от человека. Это относится даже к естествознанию, даже к психологии, в которой возобладали технократические ориентации. Техника пытается включить в себя науку о человеке, рассматривая его как винтик, как звено, как агента, как компонент технической или социотехнической системы, а не как субъекта деятельности" [5, с. 214].

Рассматривая проблемы взаимодействия человека с компьютером, различные авторы в конце 70-х - начале 80-х гг. нередко выстраивали достаточно пессимистические прогнозы. Но нередко последующий опыт эксплуатации компьютерных систем во многом эти прогнозы опровергал. В частности, Ф. Блэкслер обозначает следующие типичные опасения относительно эксплуатации компьютеров [10, с. 337-338]: рост безработицы (машины вытесняют человека); страх перед усилением централизации во многих организациях; снижение требований к квалифицированной работе; рост сопротивления новым технология. В конце 70-х - начале 80-х гг. эти прогнозы считались правдоподобными. Но "к счастью, все рассмотренные прогнозы в основном не оправдались (хотя некоторые тенденции по росту безработицы, снижению требований к квалификации и др. имели место)", - пишет Ф. Блэкслер [10, с. 340].

Взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не простое общение человека с техникой, а активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством накопленного веками человеческого опыта. Компьютер — это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и адвокат.

Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает  не только как мощное технологическое  средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность.

Рассмотрение философских  и социальных аспектов, связанных  с компьютером, может оказать  влияние и на сам способ освоения мира человеком и помочь конкретному  человеку сориентироваться в этом мире и найти все необходимое для реализации своей индивидуальности.

 

 

 Заключение

 

В наше время компьютер  участвует почти во всех сферах человеческой деятельности. Будучи значально изобретённым только для математических вычеслений, теперь он выполняет множество задач, не связанных с вычислениями. Компьютером пользуются представители многих специальностей, без него нельзя представить множества учереждений.

Его могут освоить  люди любого возраста, причём, в связи  с всеобщей компьютеризацией, это  необходимо для успешной учёбы и работы.

Даже не смотря на трудности  с которыми сталкиваются пользователи при работе на компьютере, его продолжают использовать, его приобретают в  дома, его покупают детям, потому что  без компьютера в современном  мире не обойтись.

 

 

Список литературы

 

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
  2. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. №1.
  3. Венда В.Ф. О законе взаимной адаптации человека и машины // Вестник АН СССР. 1985. № 1.
  4. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.
  5. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание / Философия образования для ХХI века / Под ред. Н.Н. Пахомова и Ю.Б. Тупталова. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992. С. 87-104.
  6. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  7. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979. 344 с.
  8. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.: Тривола, 1995. 480 с.
  9. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.:Политиздат, 1984. 320 с.
  10. Кей Элан К. Компьютеры, сети и система образования // В мире науки. 1991. № 11.
  11. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы. Хрестоматия. М.: Родикс, 1995. 448 с.
  12. Моисеев Н.Н. Компьютеризация, ее социальные последствия // Вопросы философии. 1987. № 9.

Информация о работе Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером