Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:59, курсовая работа
Школа - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности. В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, прежде всего, интеллектуального развития, обеспечивающего возможность учиться.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1 Психологические особенности леворуких детей ………………………………….5
1.1 Понятие леворукости и причины ее возникновения…………………………5
1.2 Психологические особенности леворуких детей…………………………….9
2 Леворукость как психолого-педагогическая проблема…………………………13
3 Психологическая помощь педагога леворукому ребенку в школе……………18
Заключение……………………………………………………………………………...23
Глоссарий………………………………………………………………………………..25
Список использованных источников……………………………….........................26
Приложения…………………………………………………………………….............27
В общепринятом смысле к левшам относятся ребята, предпочитающие выполнять основные операции, а касательно школы это письмо, левой рукой. В предыдущей статье было показано, что группа левшей шире и не ограничивается леворукими детьми, объединяя также ребят со скрытым левшеством и амбидекстров (пишущих обеими руками). Однако эти дети очень неоднородны и по своим психофизиологическим особенностям. У обсуждаемой категории ребят чаще наблюдаются задержки и диспропорции формирования высших психических функций, при изучении математики, например, это проявляется при счете.
Но можно возразить, что в классе редко бывает больше двух левшей, а чаще - ни одного. Понятно, что переученные левши во внимание не принимаются, а бывают отнесены к "логопедическим" или просто глупым учащимся. Причем часто доказательство их хорошего интеллекта в виде мгновенного интуитивного решения задачи "со звездочкой" с выкрикиванием ответа вслух обращается против самого ученика, поскольку объяснить ход решения без соответствующего обучения ребенку бывает крайне трудно. Стоит ли овчинка выделки? При работе с какими детьми могут еще пригодиться иные методы обучения?
Но список категорий учащихся, которых лучше учить, используя иной, правополушарный, стиль обучения (ведь большинство общепринятых педагогических методик ориентировано на левополушарное восприятие), еще не полон. Почти половина сегодняшних первоклассников приходит в школу с несформированными до конца предпочтениями ведущего глаза или уха. И их тоже лучше обучать с учетом индивидуальных особенностей специализации полушарий.
Введение в начальном звене четырехлетнего обучения для детей начиная с шести с половиной лет привело в школу ребят, только начавших пользоваться в силу своих возрастных особенностей левым полушарием, вклад которого в психологическое функционирование пока невелик. Для этих малышей характерны эмоциональность, непроизвольность, а познавательная деятельность носит целостный и образный характер при сильных интуитивных началах. Многие учителя, работающие с такими классами, особенно по сложным учебникам, столкнулись с рядом трудностей, обусловленных именно перечисленными выше факторами9.
Безусловно, все перечисленные
группы учащихся нельзя огульно отнести
к правополушарным. Но в каждом классе
учатся дети без ярко выраженного
преобладания одного из полушарий (наиболее
приспособленные к существующем
На второй вопрос ответ очевиден: конечно же, учить надо учителям, тем более что они умеют это делать. Осталось признать существование подобной проблемы, необходимость ее решения и овладеть некоторыми новыми приемами обучения. Но учить придется и родителям, поскольку ребенку и дома нужна помощь. И хорошо, если мама придумывает свои способы объяснения, альтернативные школьным, а если нет?
Тому, как лучше учить, учитывая мозговую организацию познавательных процессов каждого ученика, посвящен весь цикл статей. Эти методы и приемы обучения, часто известные, помогли многим ребятам справиться со своими затруднениями.
И надо признать, что есть учителя, успешно обучающие учащихся с различными психофизиологическими возможностями. Их работа адаптирована ко всем стилям обучения, задания разноплановы, а созданная учебная ситуация стимулирует деятельность то одной, то другой части класса, что не может не сказаться на успешности каждого ученика. Поэтому использование разнообразных методов обучения только обогащает работу учителя.
Для обучения учащихся с ведущим правым полушарием не подходит сухое абстрактное последовательное изложение материала с неоднократным повторением. Их память непроизвольна и лучше запомнит яркий образ. Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому для постоянного участия в уроке требуется создание проблемной ситуации. Объяснение нового теоретического материала лучше проводить на практических заданиях, активно используя интонационные возможности речи и сопровождая зрительным подкреплением. Поскольку чтение правил в учебнике по сути ближе к изучению научного текста, то и воспринимается оно правым полушарием намного хуже художественного произведения, а, следовательно, и работе с учебником надо учить специально, равно как и пониманию условия задачи. Чтение задач часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания. Такой ребенок всегда идет от целого к частному, поэтому, вчитавшись в условие, он сначала должен представить ситуацию, а затем, последовательно решать эту конкретную задачу. Правополушарному школьнику намного легче справляться с заданиями, если это будут не отвлеченные номера в учебнике, а задания, например, по расшифровке загадок.
В классе же помимо правополушарных
учащихся находятся и левополушарные,
которым абстрактное
Конечно, вызывают опасение дети с так называемыми трудностями в обучении, однако использование теории поэтапного формирования умственных действий наряду с другими приемами позволит успешно справиться с программой и им. Однако обучать неуспешного ребенка без помощи родителей фактически невозможно, поэтому необходимо привлечь их внимание к ряду очень важных вопросов. Хочется обратиться именно к родителям, главным сподвижникам и соратникам учителя. Если мама не понимает трудностей своего ребенка и не верит в него, то что же ему делать? Попробуем разобраться.
Сначала надо правильно квалифицировать все трудности ребенка, а они могут быть как у правши, так и у левши. А ведь отставания в учебе встречаются у вполне здоровых детей, но с индивидуальными темпами развития. Задача окружающих ребенка педагогов, родителей и, конечно, психологов – своевременно помочь. Только тогда можно добиться положительного результата, пусть не сразу, но это даст возможность полноценно формировать познавательную сферу и личность малыша.
Если раньше многие трудности
ребят были часто необъяснимы, то
сегодня они исследованы и
существуют универсальные подходы
и направления нейропсихологиче
Профессионально проведенное нейропсихологическое обследование выявит объективные причины трудностей ребенка и как минимум поможет наметить пути коррекции. Правда, это только первый этап, но дорогу осилит идущий!
Психологи предостерегают отчаявшихся родителей от такого радикального шага, как смена ведущей руки. В данной ситуации рука – это отражение мозговой организации психологической деятельности человека! Переучивание может привести к торможению высших психических функций, причем последствия могут проявиться не сразу, но бороться с ними придется опять бедному ребенку. Вопросы переучивания решаются только со специалистами, причем положительное решение может быть принято только в том случае, если переученный левша пользовался правой рукой лишь до начала систематических занятий письмом или, в крайнем случае, в первые дни обучения. Но даже такой шаг удается не всегда.
Навязанное извне «правшество» может оказаться сильнее, ведь переучивание производилось в период формирования двигательных функций и уже оказалось вплетенным в сложную систему распределения функций между полушариями. Поэтому родители не имеют права действовать на свой страх и риск при любых кажущихся им безапелляционными аргументах, поскольку рискуют они не своим здоровьем, а психическим и физическим здоровьем другого человека, пусть и их собственного ребенка.
Если же малыш еще не ходит в школу, но многие операции выполняет левой рукой или же есть настораживающие факторы в виде перечисленных трудностей в овладении первыми учебными премудростями, то можно самостоятельно перед консультацией со специалистом попытаться определить ведущие руку, глаз и ухо по специальным методикам, опубликованным, например, в книге М.М. Безруких и М.Г. Князевой "Если ваш ребенок – левша" или в одноименной книге М.Макарьева. Однако хочется предостеречь от самонадеянности тех родителей, чьи дети не могут пока остановиться на выборе руки, по крайней мере, для письма. В данном случае, бывает, ошибаются и психологи.
В школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.
Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.
У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.
Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.
Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям - для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.
Уделив левше чуть больше внимания, взамен получим уверенного в своих силах ребенка, который испытал успех на уроках. А это не так уж и мало.
Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое - преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только "ведущую" руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
№ п\п |
Понятие |
Определение |
1 |
Аутизм |
(от греч. autos — “сам”) равнодушие к социальным контактам, уход в себя, в мир внутренних переживаний. |
2 |
Грегор Иоганн Мендель |
австрийский биолог и ботаник, сыгравший огромную роль в развитии представления о наследственности. Открытие им закономерностей наследования моногенных признаков (Законы Менделя) стало первым шагом на пути к современной генетике. |
3 |
Леворукость |
это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга. |
4 |
Левша |
человек, предпочтительно пользующийся левой рукой |
5 |
Майк Корбаллис |
новозеландский физиолог, в 1980 году выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. |
7 |
Методология педагогики |
система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы. |
8 |
Область Вернике |
зона коры головного мозга, участвующая в работе с информацией, связанной с речью. |
9 |
Центр Брока |
участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга Поля Брока, открывшего его в 1865 году. |
10 |
Школа |
это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности. |
Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе