Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:55, реферат
Виды лжи (универсальные):
1.Активная ложь – умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, её демонстрация и сокрытие истины);
2. Пассивная ложь – умолчание информации (полное или частичное);
3. Осознаваемая ложь – сознательное искажение фактов, соответствующее реальной действительности (например, ложь во спасение);
4. Неосознаваемая ложь – неосознанное искажение фактических событий, ввиду различных эмоциональных состояний;
5. Патологическая ложь – выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие от лжи, лжёт ради самой лжи.
Психологические проблемы лжи
Психология лжи, которая много лет разрабатывается на Западе, для российской науки является относительно новой и мало изученной областью исследований. В нашей стране до перестройки не могли быть опубликованы результаты научных исследований, которые доказывали, что советский человек может быть неправдивым, нечестным, лживым. Да и в последующие годы эта тема не являлась актуальной.
Более известны труды Пола Экмана. Его книга «Психология лжи» является основным учебником по этой проблеме в нашей стране. Одним из отечественных психологов, кто бы занимался этой проблемой, является Виктор Знаков, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН.
В последние годы в нашей стране опубликован ряд научных и публицистических работ, посвященных проблемам лжи, обмана, манипуляций, мошенничества.
Наиболее обобщенно понятия лжи и обмана можно выразить следующими определениями.
Ложь — утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно — и этим отличающееся от заблуждения
Ложь – сознательное искажение истины (дезинформация, измышление, неправда, обман)
Лгать – врать, говорить или писать ложь, неправду, противное истине.
Ложь — одно из двух возможных состояний, противоположное истине.
Ложь — это недостоверная информация.
Виды лжи (универсальные):
1.Активная ложь – умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, её демонстрация и сокрытие истины);
Возможные мотивы лжи:
1) избегание
наказания
2) стремление добыть нечто, чего иначе
не получишь.
3) Самозащита и защита друзей от неприятностей.
4) Стремление завоевать признание и интерес
окружающих
5) Желание не создавать неловкую ситуацию
6) Избегание стыда
7) Охрана личной жизни, защита
своей приватности
8) Стремление доказать свое превосходство
над тем, в чьих руках власть.
По статистике
При общении по телефону процент лжи увеличивается до 40%
В обычном общении
взрослых людей недостоверная
При общении через Интернет, письма, электронную почту снижается до 14%.
Психологи объясняют
это бессознательной
Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось. Некоторые специалисты считают, что бороться с ложью вообще и детской, в частности, бесполезно: она – часть жизни любого воспитанного человека. Чувство такта, хорошего тона, интересы окружающих или необходимость компромисса в каких-то определенных ситуациях – вынуждают нас время от времени прибегать к неискренности, “полуправде”, а то и полной неправде, скрывая истинные чувства и мнения.
Осознание детьми понятия лжи, их отношение как к злу, умение безнаказанно солгать, способность выносить моральные суждения – все это изменяется по мере взросления детей.
Критические этапы:
1 возраст 3-4 года – ребенок обретает способность пойти на обман. Именно тогда родителям следует применить воспитательные меры;
2 подростковый возраст
– неискренность и
Многое зависит от того, насколько родители считаются со стремлением подростка к личной независимости и способны позволить ему расширить сферу своей ответственности в новых условиях жизни.
Как узнать, что ребенок лжет. Лучший
детектор лжи – материнское сердце.
Но существует также несколько признаков,
которые могут свидетельствовать, что
при разговоре с вами ваш ребенок говорит
неправду:
Ребенок может
в разговоре повторять за вами
последнюю фразу, чтобы
У него
меняется выражение лица, или
появляются непроизвольные жест
Поскольку
ребенок сознает, что
Ребенок может пытаться
скрыть неправду за пустой болтовней.
И если ваш ребенок по натуре не очень
разговорчив, чрезмерная словоохотливость
может быть признаком обмана.
Рассказывая что-то или отвечая на вопрос, малыш подносит руки к губам, как бы закрывая ими рот.
Психологи
объясняют этот жест подсознате
Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Это наиболее значительные достижения в психическом развитии малыша. Речь ложится в основу формирования его логического мышления, а воображение позволяет абстрагироваться от непосредственно воспринимаемой реальности и мысленно познавать то, что нельзя пощупать, увидеть или услышать. Функции его сознания как бы удваиваются: с одной стороны, он продолжает постигать окружающий мир – тяжелое тонет, огонь жжет, а с другой – осваивает мир воображения, игры и фантазии.
Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.
С возрастом поводов для вымысла
становится все больше, а “обман”
все изощреннее. Невольными виновниками
этого становятся взрослые, вынужденные
предъявлять ребенку
Одна из причин, провоцирующих детскую ложь, – это наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий.
Еще одна форма детской лжи –
хвастовство несуществующими
Часто ребенка побуждает к обману ущемленное самолюбие. Он весьма чувствителен к оценкам окружающих, отношению к себе. И если эти оценки нелицеприятны или же взрослый груб с ним, малыш начинает огрызаться, дерзить или выдумывать истории, которые как бы вытесняют эти обиды. Переиначивая болезненное для своего самолюбия происшествие, ребенок испытывает облегчение, в воображении “расправляясь” с обидчиком, он восстанавливает справедливость, которой не может добиться в реальности.
Бывает и такое. “Немотивированная” ложь встречается в любом возрасте. У самых маленьких она принимает вид причудливой фантазии. Дети постарше тоже любят присочинить. Они рассказывают небылицы о якобы виденных ими инопланетных кораблях, утверждают, что знают секрет бессмертия и могут взглядом передвигать предметы. Любят прихвастнуть подростки, да и вполне солидные взрослые тоже.
Однако потребность слегка
приврать – не совсем
Такого рода сочинительство может быть как свидетельством неудовлетворенности собой, своим положением в семье, группе, классе, так и признаком особой живости воображения, склонности к творчеству.
Вряд ли стоит строго судить малышей за подобные вымыслы – ведь они просто стремятся поразить наше воображение, вызвать наше восхищение. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка. Не оправдывающий ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно сообщают, имеет трудности в учебе или нарушения поведения. Часто лгущий ребенок очень озлоблен. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из страха наказания. Прекрасно зная, что ложь раздражает взрослых, он стремится именно рассердить родителей и учителей, даже если ему за это придется понести наказание.
Иногда детей подталкивает ко лжи строгая система запретов, существующая в семье. Ребёнок часто ворует деньги у родителей и врёт, что не брал? Скорее всего, он просто не может прямо попросить: заранее знает, что всё равно не получит желаемого. Малыш может врать и потому, что боится наказания, выговоров, упрёков.
Какие только выдумки не являются на свет, когда ребёнку приходится отвечать на извечный родительский вопрос: «Почему ты не... (сходил за хлебом, убрал игрушки, сделал задание по математике). От банальной головной боли - до собаки, которая «подбежала на улице и съела тетрадь».
Так что стоит
задуматься: не слишком ли жёсткая
система «правил» и «запретов»
окружает вашего ребёнка?
«Детская ложь, как и любое другое явление в семье, никогда не вырастает на пустом месте. Она всегда является следствием дисгармонии в семейных отношениях. Если разбираться просто с отдельными случаями лжи, не думая о её причинах, то проблему решить не удастся. Ложь приобретёт новые формы, станет ещё более изощрённой и продуманной. Ведь с ростом ребёнка растёт и его интеллект. И если до 10 лет мамы обычно легко вычисляют, когда ребёнок врёт, то после 12 с этим всё сложнее».
Ложь для детей — это еще и способ доказать самим себе и окружающим свою независимость. В первую очередь, дети пытаются эмансипироваться от родителей. Это, по их мнению, может повысить их статус среди сверстников. Иногда они даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям. Бывает, ребенок испытывает такой восторг от удачного обмана, что стремится поделиться своим «достижением» и с обманутым, поэтому сам тут же и признается во лжи.
Как же воспринимать детскую ложь? И что делать, если вы заметили, что ваш ребенок вас обманул?
Психологи выделяют три уровня в профилактике детской лжи.
Первый - уровень базового доверия к ребёнку, его глубинного принятия. Оно никогда не должно снижаться. Если малыш будет чувствовать, что независимо от его поведения отец и мать продолжают любить его и доверять ему, то крохе крайне редко будет нужно пользоваться ложью.
Второй - уровень родительского поведения. Проследите, как вы общаетесь друг с другом и с ребёнком, лжёте ли вы друг другу и малышу? Как можно реже прибегайте ко лжи и умолчанию в семье.
Третий - уровень поведения самого ребёнка.
В первую очередь детская
ложь «лечится» позитивными
К сожалению, родителей и учителей чаще всего интересует вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенку «неповадно было»?
И очень немногие задумываются над причинами такого поведения.
А ведь только
понимание причин
В большинстве случаев,
чтобы изменилось поведение
Но, конечно, чтобы изменить поведение ребенка, приходится применять и определенные методы воспитания.
Методы воспитания подразделены на три категории:
1.Силовоое давление (использование власти над ребенком).
2.Отношения любви,
не исключающие гнева и
3.Рациональные отношения,
при которых родители акцентиро
(Третий тип оказался наиболее предпочтительным).
- Избегайте применять физические наказания.