Психологические проблемы лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 23:55, реферат

Описание работы

Виды лжи (универсальные):
1.Активная ложь – умышленное сообщение заведомо ложных сведений (маскировка лжи, её демонстрация и сокрытие истины);
2. Пассивная ложь – умолчание информации (полное или частичное);
3. Осознаваемая ложь – сознательное искажение фактов, соответствующее реальной действительности (например, ложь во спасение);
4. Неосознаваемая ложь – неосознанное искажение фактических событий, ввиду различных эмоциональных состояний;
5. Патологическая ложь – выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие от лжи, лжёт ради самой лжи.

Файлы: 1 файл

psihologicheskie_problemy_lzhi.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

  Психологические  проблемы лжи

 

Психология лжи, которая  много лет разрабатывается на Западе, для российской науки является относительно новой и мало изученной  областью исследований. В нашей стране до перестройки не могли быть опубликованы результаты научных исследований, которые доказывали, что советский человек может быть неправдивым, нечестным, лживым. Да и в последующие годы эта тема не являлась актуальной.

Более известны труды Пола Экмана. Его книга «Психология лжи» является основным учебником по этой проблеме в нашей стране. Одним из отечественных психологов, кто бы занимался этой проблемой, является  Виктор Знаков, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН.

В последние годы в нашей стране опубликован  ряд научных и публицистических работ, посвященных проблемам лжи, обмана, манипуляций, мошенничества.

Наиболее обобщенно  понятия лжи и обмана можно  выразить следующими определениями.

 Ложь — утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно — и этим отличающееся от заблуждения

Ложь – сознательное искажение истины (дезинформация, измышление, неправда, обман)

Лгать – врать, говорить или писать ложь, неправду, противное истине.

Ложь — одно из двух возможных состояний, противоположное истине.

Ложь — это недостоверная информация.

Виды лжи (универсальные):

     1.Активная  ложь – умышленное сообщение  заведомо ложных сведений (маскировка лжи, её демонстрация и сокрытие истины);

  1. Пассивная ложь – умолчание информации (полное или частичное);
  2. Осознаваемая ложь – сознательное искажение фактов, соответствующее реальной действительности (например, ложь во спасение);
  3. Неосознаваемая ложь – неосознанное искажение фактических событий,  ввиду различных эмоциональных состояний;
  4. Патологическая ложь – выдумывание, прибавление или полное искажение действительной информации. Человек получает удовольствие от лжи, лжёт ради самой лжи.

Возможные мотивы лжи:

1) избегание  наказания 
2) стремление добыть нечто, чего иначе не получишь. 
3) Самозащита и защита друзей от неприятностей. 
4) Стремление завоевать признание и интерес окружающих 
5) Желание не создавать неловкую ситуацию 
6) Избегание стыда 
7) Охрана личной жизни, защита своей приватности 
8) Стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть.

По статистике

При общении  по телефону процент    лжи увеличивается до 40%

В обычном общении  взрослых людей недостоверная информация, сознательное утаивание информации составляет 25%.

При общении  через Интернет, письма, электронную  почту снижается до 14%.

Психологи объясняют  это бессознательной ответственностью за то, что ты пишешь и под чем  подписываешься. Верой в печатное слово.

Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось. Некоторые специалисты считают, что бороться с ложью вообще и детской, в частности, бесполезно: она – часть жизни любого воспитанного человека. Чувство такта, хорошего тона, интересы окружающих или необходимость компромисса в каких-то определенных ситуациях – вынуждают нас время от времени прибегать к неискренности, “полуправде”, а то и полной неправде, скрывая истинные чувства и мнения.

Осознание детьми понятия  лжи, их отношение как к злу, умение безнаказанно солгать, способность  выносить моральные суждения – все  это изменяется по мере взросления детей.

Критические этапы:

1 возраст 3-4 года –  ребенок обретает способность  пойти на обман. Именно тогда родителям следует применить воспитательные меры;

2 подростковый возраст  – неискренность и подверженность  влиянию друзей в этот период достигает пика.

  Многое зависит от того, насколько родители считаются со стремлением подростка к личной независимости и способны позволить ему расширить сферу своей ответственности в новых условиях жизни.

  Как узнать, что ребенок лжет. Лучший детектор лжи – материнское сердце. 
Но существует также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит неправду:

    Ребенок может  в разговоре повторять за вами  последнюю фразу, чтобы выиграть  время для того, чтобы придумать  правдоподобный ответ. 

     У него  меняется выражение лица, или  появляются непроизвольные жесты, например, почесывание носа или брови.

     Поскольку   ребенок сознает, что поступает  неправильно, то может говорить  неправду более тихим голосом,  или у него меняется тон  или темп речи. 
     Ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.

      Рассказывая  что-то или отвечая на вопрос, малыш подносит руки к губам,  как бы закрывая ими рот. 

       Психологи  объясняют этот жест подсознательной попыткой «не выпустить ложь изо рта».

Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Это наиболее значительные достижения в психическом развитии малыша. Речь ложится в основу формирования его логического мышления, а воображение позволяет абстрагироваться от непосредственно воспринимаемой реальности и мысленно познавать то, что нельзя пощупать, увидеть или услышать. Функции его сознания как бы удваиваются: с одной стороны, он продолжает постигать окружающий мир – тяжелое тонет, огонь жжет, а с другой – осваивает мир воображения, игры и фантазии.

Растущая любознательность и все  более частые запреты взрослых –  вот что питает первые вымыслы  малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.

С возрастом поводов для вымысла  становится все больше, а “обман”  все изощреннее. Невольными виновниками  этого становятся взрослые, вынужденные  предъявлять ребенку определенные требования.

Одна из причин, провоцирующих детскую  ложь, – это наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий.

Еще одна форма детской лжи –  хвастовство несуществующими достижениями, бахвальство, возникающее тогда, когда  малыши хронически неуспешны в том, что составляет главную ценность не для них самих, а для их родителей. Дети в этом случае – просто жертвы родительского тщеславия. От них слишком многого ждут, а они не в состоянии оправдать этих надежд и затраченных средств. Малыши – отличные психологи, тонко чувствующие разочарование и раздражение близких. Им очень хочется соответствовать предъявляемым требованиям, но у них не получается. Тогда они и начинают “придумывать” свои успехи. Например, могут заявить родителям, что сегодня они были лучшими и их перевели в группу отличников, а тренер всем велел брать с них пример. При малейшей реальной удаче они раздувают ее, многократно преувеличивая, только бы заслужить одобрение, признание, ласковый и добрый взгляд мамы. Хвастливый “лгунишка” – это недохваленный ребенок.

Часто ребенка побуждает к обману ущемленное самолюбие. Он весьма чувствителен к оценкам окружающих, отношению  к себе. И если эти оценки нелицеприятны  или же взрослый груб с ним, малыш  начинает огрызаться, дерзить или  выдумывать истории, которые как бы вытесняют эти обиды. Переиначивая болезненное для своего самолюбия происшествие, ребенок испытывает облегчение, в воображении “расправляясь” с обидчиком, он восстанавливает справедливость, которой не может добиться в реальности.

Бывает и такое. “Немотивированная” ложь встречается в любом возрасте. У самых маленьких она принимает вид причудливой фантазии. Дети постарше тоже любят присочинить. Они рассказывают небылицы о якобы виденных ими инопланетных кораблях, утверждают, что знают секрет бессмертия и могут взглядом передвигать предметы. Любят прихвастнуть подростки, да и вполне солидные взрослые тоже.

 Однако потребность слегка  приврать – не совсем беспричинный  “обман”, просто причина не  всегда лежит на поверхности:  хочется придать больший вес и значимость своей персоне, вызвать к себе интерес, а сделать это иначе не получается.

Такого рода сочинительство может  быть как свидетельством неудовлетворенности  собой, своим положением в семье, группе, классе, так и признаком  особой живости воображения, склонности к творчеству.

Вряд ли стоит строго судить малышей  за подобные вымыслы – ведь они  просто стремятся поразить наше воображение, вызвать наше восхищение. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка. Не оправдывающий ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно сообщают, имеет трудности в учебе или нарушения поведения. Часто лгущий ребенок очень озлоблен. Он начинает лгать, чтобы дать выход своей враждебности, а не из страха наказания. Прекрасно зная, что ложь раздражает взрослых, он стремится именно рассердить родителей и учителей, даже если ему за это придется понести наказание.

Иногда детей подталкивает ко лжи строгая система запретов, существующая в семье.   Ребёнок часто ворует деньги у родителей и врёт, что не брал? Скорее всего, он просто не может прямо попросить: заранее знает, что всё равно не получит желаемого. Малыш может врать и потому, что боится наказания, выговоров, упрёков.

Какие только выдумки  не являются на свет, когда ребёнку  приходится отвечать на извечный родительский вопрос: «Почему ты не... (сходил за хлебом, убрал игрушки, сделал задание по математике). От банальной головной боли - до собаки, которая «подбежала на улице и съела тетрадь».

 Так что стоит  задуматься: не слишком ли жёсткая  система «правил» и «запретов»  окружает вашего ребёнка? Остаётся  ли ему хоть немного личного  пространства в этих строгих  рамках?

    «Детская ложь, как и любое другое явление в семье, никогда не вырастает на пустом месте. Она всегда является следствием дисгармонии в семейных отношениях. Если разбираться просто с отдельными случаями лжи, не думая о её причинах, то проблему решить не удастся. Ложь приобретёт новые формы, станет ещё более изощрённой и продуманной. Ведь с ростом ребёнка растёт и его интеллект. И если до 10 лет мамы обычно легко вычисляют, когда ребёнок врёт, то после 12 с этим всё сложнее».

Ложь для детей —  это еще и способ доказать самим  себе и окружающим свою независимость. В первую очередь, дети пытаются эмансипироваться от родителей. Это, по их мнению, может повысить их статус среди сверстников. Иногда они даже соревнуются друг с другом, хвастаясь, кто сумел больше наврать своим родителям. Бывает, ребенок испытывает такой восторг от удачного обмана, что стремится поделиться своим «достижением» и с обманутым, поэтому сам тут же и признается во лжи.

Как же воспринимать детскую  ложь? И что делать, если вы заметили, что ваш ребенок вас обманул?

Психологи выделяют три уровня в профилактике детской лжи.

Первый - уровень базового доверия к ребёнку, его глубинного принятия. Оно никогда не должно снижаться. Если малыш будет чувствовать, что независимо от его поведения  отец и мать продолжают любить его  и доверять ему, то крохе крайне редко будет нужно пользоваться ложью.

Второй - уровень родительского  поведения. Проследите, как вы общаетесь  друг с другом и с ребёнком, лжёте  ли вы друг другу и малышу? Как  можно реже прибегайте ко лжи и  умолчанию в семье.

Третий - уровень поведения самого ребёнка.

В первую очередь детская  ложь «лечится» позитивными изменениями  на первых двух уровнях. Если с базовым  доверием и вашей собственной  правдивостью всё в порядке, то и  поведение ребёнка можно будет  успешно откорректировать.

К сожалению, родителей и учителей чаще всего интересует вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенку «неповадно было»?

И очень немногие задумываются над причинами такого поведения.

 А ведь только  понимание причин неискренности  ребенка поможет преодолеть возникшее отклонение в его поведении.

 В большинстве случаев,  чтобы изменилось поведение ребенка,  достаточно изменить ситуацию, в  которой он находится.

Но, конечно, чтобы изменить поведение ребенка, приходится  применять  и определенные методы воспитания.

Методы воспитания  подразделены на три категории:

1.Силовоое давление (использование  власти над ребенком).

2.Отношения любви,  не исключающие гнева и неодобрения,  но не допускающие физических  наказаний.

3.Рациональные отношения,  при которых родители акцентировали внимание на тех последствиях, которые поведение ребенка имело для других людей.

(Третий тип оказался  наиболее предпочтительным).

                                      Основные принципы наказаний:

- Избегайте применять физические наказания.

Информация о работе Психологические проблемы лжи