Психологические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

Целью исследования моей работы является: анализ различных особенностей познавательных процессов.
Задачи:
-раскрыть понятие, содержание, сущность познавательного процесса - ощущение;
- раскрыть содержание и сущность познавательного процесса – восприятие;
- рассмотреть различные параметры познавательного процесса – мышление;
- раскрыть сущность и дать понятие познавательного процесса – внимание;

Файлы: 1 файл

Реферат психология.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

4. Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

5. Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

Внимание, как и все  остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным.

Внимание у человека формируется с рождения, и в  процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.

Этапы развития внимания привел Н. И. Добрынин [2]:

  1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
  2. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
  3. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого.
  4. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.
  5. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
  6. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
  7. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.

 

5. Память

Память - это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая (Адлер А) [4] .

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости  и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Классификация видов памяти [4]:

1. По времени хранения память подразделяют:

Мгновенная

0,1 – 0,5 с

– удержание точной и  полной картины только что воспринятого органами чувств информации (память – образа).

Кратковременная

до 20 с

– представляет собой  способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная

до нескольких дней

- хранение информации в течение определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная

Неограниченно.

- хранение информации  в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.


 

 

 

2. По способу хранения

Генетическая

- информация, которая  храниться в генотипе, передается  и воспроизводится по наследству.

Зрительная

- сохранение и воспроизведение  зрительных образов.

Слуховая

- запоминание и точное  воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная 

- запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная

- память на переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная,

обонятельная,

вкусовая …

- удовлетворение биологических  потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма.


 

 

3. По характеру участия воли в процессах:

Непроизвольное запоминание

- происходит автоматически  и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи.

Произвольное запоминание

- процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи.


 

Развитие памяти в  целом зависит от человека, от сферы его деятельности и напрямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.

6. Воображение (представление).

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (О. Хабиб) [4].

Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая  в создании представлений и мысленных  ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение (О. Хабиб) [4].

Представление - образ  ранее воспринятого предмета или  явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением (О. Хабиб) [4].

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение  отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в  них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь –  это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени  одно и тоже представление может  пребывать в разных областях сознания.

 

Классификация воображения [2]:

Определяется четырьмя видами:

Активное

Пассивное

Продуктивное

Репродуктивное

возникает по собственному желанию, усилием воли.

возникает у человека спонтанно, помимо воли и желания.

действительность сознательно  конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется)

воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии)


Представление разделяют

  • по функционированию ведущего органа чувств:
  • зрительное
  • двигательное
  • и др.
  • по содержанию:
  • техническое
  • топографическое
  • музыкальное
  • и др.

 

Первичной базой для  воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит: художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи [2].

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления  необходим интерес к конкретному  виду деятельности. Представление о  предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем.

 

7. Речь

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков [2].

Речь – один из видов  коммуникативной деятельности человека использование средств языка  для общения с другими членами  языкового коллектива. Под речью  понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) [4].

Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Через речь психология и  опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Классификация речи [4]:

Речь является полиморфной  деятельностью - в своих различных  функциональных значениях представлена в разных формах:

внешняя, внутренняя, монолог, диалог, письменная, устная и т. д.

  • Внешняя – средство общения;
  • Внутренняя – средство мышления;
  • Письменная – один из способов запоминания информации;
  • Диалог – двусторонний обмен информации;
  • Монолог – процесс рассуждения;

Первое слово ребенка  по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека.

С помощью речи обучаемые  изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения.

Чем активнее обучаемые  совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.

 

 

 

 

 

Заключение

Уильям Джеймс, американский психолог и философ, писал: «Наша наука – это капля, наше неведение - море» [ 2, с. 49].

Эти слова можно отнести и  к познанию мира, и к познанию человека. Но и в том,  и в  другом познании участвуют познавательные процессы. Познавая мир, человек познает и себя.

Через познавательные процессы человек приобретает не только знания, но и умение жить, работать, строить свою личную жизнь, участвовать в общественной жизни.

В своей работе я раскрыть понятие, содержание, сущность познавательных процессов таких как – ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь. Рассмотрела теоретические аспекты понятия «познавательные процессы» и могу сделать вывод, что мы должны правильно и в полной мере использовать свои познавательные процессы.

Более того, мы должны самостоятельно использовать познавательные процессы для приобретения умений и навыков,   необходимых в  общественной и трудовой деятельности, чтобы стать не только грамотным специалистом, но всесторонне развитой личностью.

  
Список литературы

  1. Введение в психологию [текст]: учебник/ М.Н. Кожина. – М .: ЮНИТИ, 2011. – 373 с.
  2. Начало психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.zaural.ru/index.php?topic=74824.0
  3. Основы общей психологии [текст]: учебник/ С.Л. Рубинштейн.– М.:БИНОМ, 2012. – 320 с.
  4. Психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/darya_golovanova/russkiyi_yaziyk_i_kultura_rechi/read_online.html?page=1
  5. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. [текст]: учебник/ Л. И. Скворцов. – М.: ЮНИТИ, 2011. –121с.
  6. Что такое психология [текст]: учебник для вузов/ Ж. Годфруа [и др.] под ред. Е.Н. Ширяев. – М.: БИНОМ – ДАНА, 2003. – 560 с.

 


Информация о работе Психологические процессы