Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:28, статья
Аналитическая психология Направление неофрейдизма, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г. Юнг. Это учение основано на понятии коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа.
Теория
эталона (в когнитивной психологии) концепция распознавания стимула
путем сравнения вызванного им нервного
паттерна с хранящейся в памяти внутренней репрезентацией
(эталоном, шаблоном). При положительном
результате сравнения (совпадении вызванного
и эталонного паттернов) происходит опознание (узнавани
Трехкомпонентная
модель памяти концепция, в которой память рассматривается как результат
совместной работы 3 основных блоков (подсистем,
хранилищ): 1) сенсорных регистров, 2)кратковременного хранилища
и 3) долговременного хранилища. В сенсорных регистрах информация хранится короткое
время (не более 1 с) почти в полном объеме
и представлена в виде модально закодированных
физических признаков стимуляции. В кратковременном хранилище объем памяти небольшой (см. Кратковременной памяти объем), а информация представлена в
вербально-акустическом коде; длительность
хранения (ок. 30 с) зависит от активных процессов управления — проговаривания, кодирования, в
Тьюринга тест предложенный англ. математиком и философом Аланом Тьюрингом (1912-1954) операциональный способ решения вопроса «мыслит ли машина?». Способ состоит в том, что во время опосредствованного диалога (как минимум) 2 человек, которые непосредственно не видят и не слышат друг друга, а общаются опосредованно (напр., через компьютерную сеть или др. человека), одного из партнеров «подменяют» компьютерной программой, которая способна симулировать понимание речи, отвечать на вопросы и задавать их. Если др. человек не может заметить подмену партнера машиной (и наоборот), то следует считать, что машина обладает «интеллектом». Реальные испытания, в которых тематика общения была ограниченной определенными областями и ситуациями (напр., беседа пациента с невидимым психиатром, которого замещала программа ЭЛИЗА), показали, что создаваемые машинные программы вполне могут вводить людей в заблуждение. (Б. М.)
Функциональная эквивалентность образов изоморфизм 2-го порядка, при котором отношения между внутренними репрезентациями (образами) и объектом аналогичны отношениям между их физическими прототипами. Напр., мысленное вращение образа геометрической фигуры функционально эквивалентно реальному вращению этой фигуры (Р. Н. Шепард, Б. И. Беспалов). См. также Манипулирование образом. (А. И. Назаров.)
Австрийская
(Грацкая) школа группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.),
работавших с 1880-х по 1910-е гг. в основном
в Грацком ун-те под руководством философа
и психолога А. Мейнонга, основавшего в
1894 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной
психологии и развивавшего в теоретическом
плане идеи своего непосредственного
учителя Ф.Брентано. А. ш. известна прежде всего теоретико-экспериментальной
разработкой поставленной Эренфельсом
проблемы целостного сознания. Именно
Эренфельс ввел термин «гештальт-качество» для обозначения целостности
психического образа (т. е. несводимости
его свойств к сумме свойств составляющих
его ощущений) и сознания в целом. В А. ш.
были исследованы (в т. ч. экспериментально
— на материале оптико-
Ассоцианизм, ассоциативная психология общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических феноменов. В развитии А. можно выделить след. этапы.
Волюнтаризм течение в философии и психологии,
объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее
волевое начало сначала разуму (интеллектуализ
Вюрцбургская школа возникшее в нач. XX в. антисенсуалистическое направление в нем.психологии; возглавил его О. Кюльпе. Представителями его были также А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К.Бюлер, Г. Уатт, Н. Ах, А. Мессер. К взглядам В. ш. примыкает теория мышления О. Зельца. Философские основы В. ш. эволюционировали от позитивизма и критического реализма к феноменологии Э. Гуссерля.
Гормическая психология одно из течений западной психологии, связанное с именем англо-амер. психолога У. Мак-Дауголла (1871-1938), который утверждал, что психика и поведение детерминируются особой нематериальной силой — горме, проявляющейся в виде инстинктов. Г. п. распространяет понятие целевого поведения и целесообразности как на сложные, так и на примитивные формы поведения, и делает вывод о наличии элементарной формы духовной жизни даже у самых низкоорганизованных существ. Г. п. примыкает к тем направлениям современной психологии, для которых характерны биологизация психических явлений, переоценка роли инстинктов и влечений в детерминации психических явлений и поведения, умаление значения сознания.
Гуманистическая
психология направление в западной, преимущественно
амер., психологии, предметом изучения
которого является целостный человек
в его высших, специфических только для
человека проявлениях, в т. ч. развитие
и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, пе
Дуализм философское учение, исходящее
в объяснении сущего из наличия 2 против.
начал — материального и духовного. В наиболее развитой форме в
философии Нового времени Д. представлен
в учении Р. Декарта. По Декарту, существуют 2 субстанции
— материя и дух. Основным свойством, илиатрибутом, материи является протяжение,
а духа — мышление (понимаемое шире, чем
принято сейчас). Свойства материи невыводимы
из мышления, и наоборот; субстанции не
имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения.
Для психологии наибольший интерес представляет
постановка Декартом проблемы человека,
в котором реально сосуществуют духовное
и материальное начала. Эту проблему Декарт
пытался решить, опираясь на гипотезу взаимодействия (см. Интеракцио
Женевская
школа генетической психологии направление в исследовании
психического развития ребенка, созданное Ж. Пиаже. '''Предмет
Индивидуальная
психология направление глубинн
Интеллектуализм концепции, преувеличивающие
роль познавательных процессов (интеллекта) в ущерб чувствам или воле. Виды И.: психологический (напр., система Гербарта),'''этический
Интеракционизм
Интроспективная психология общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным или даже единственным средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. С этой т. зр. «чужое» сознание оказывается недоступным прямому исследованию, и при его реконструкции применяется метод умозаключения по аналогии: внешние реакции др. индивидов человек трактует по аналогии с внешними выражениями явлений его собственного сознания. Т. о., чтобы судить о душевном состоянии др. человека, необходимо самому пережить подобное состояние. Психика животных, душевнобольных, людей инойкультуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием (ср. Антропоморфизм).
Критическая
психология направление зарубежной (г. о.
нем.) марксистски ориентированной психологии,
возникшее в конце 1960-х гг. (К. Хольцкамп,
У. Хольцкамп-Остеркамп, Г. Ульманн, О. Дрейер,
К. Х. Браун и др.) и ставившее своей основной
целью создание общей психологии (в смысле Л.С. Выготского) как общего теоретико-методологического
фундамента психологической науки, или,
как говорил Выготский, психологического
«Капитала», что предполагает критический
анализ всех школ и направлений в психологии
и выработку нового категориального аппарата
с учетом достижений и изъянов имеющихся
концепций. При этом К. п. широко использует
марксистскую методологию и ряд концепций
сов. психологии. Особенно большое внимание
уделяет К. п. критике и дальнейшему развитию
теории деятельности А. Н. Леонтьева,
Лейпцигская школа психологическое направление, существовавшее в Германии с конца 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители: Ф. Крюгер, Г. Фолькельт, Ф. Зандер, О. Клемм, А. Веллек и др. Иногда Л. ш. называют «второй Л. ш.» после «первой», вундтовской.
Операционализм одна из форм неопозитивистской
методологии науки, развитая известным
англ.-амер. физиком П. Бриджменом (Нобелевская
премия по физике, 1946). О. недооценивает
рольабстракции и абстрактного мышления и переоценивает
роль опыта. Бриджмен считал, что научные
понятия надо определять не через др. понятия,
а операционально, через определенную
систему физических и измерительных операций, которы
Понимающая психология направление в нем. психологии конца XIX — нач. XX в., считавшее главной задачей психологического исследования не причинное объяснение душевной жизни человека, а понимание ее интуитивно переживаемой целостности и соотнесение с миром культурно-исторических ценностей.