Психология
акта психологическая концепция
нем. философа Ф. Брентано, выступившая альтернативой
вундтовской программы построения психологии
(«Психология с эмпирической т. зр.» , 1874).
Понимание сознания в П. а. восходит к Аристотелю, который дал «функциональное
определение души»: у Брентано душа рассматривается
как субстанциональный носитель духовных
актов (среди которых выделяются акты
представления, суждения и чувствования).
Однако не душа должна быть предметом
эмпирического изучения в психологии,
а духовные (психические) акты как проявления
души. Сущность психического акта Брентано
видел: 1) в его направленности на объект
(интенциональностъ) и 2) в его непосредственной самопереживаемости
(эвидентность): мы не только сознаем предмет,
но и непосредственно знаем об этом сознавании.
Брентано призывал изучать сознание не
в его содержательном, а в процессуальном
аспекте (напр., не видимый предмет как
результат восприятия, не ощущения зеленого,
красного и т. п. цвета, а сами акты видения
предмета или цвета; не представление,
а «представливание» и т. п.). Содержания
сознания Брентано считал не психическими,
а физическими феноменами (в близком к
Канту понимании).
Структурная
психология термин, введенный Э. Титченером для обозначения своей психологии,
противопоставлявшейся им функциональной психологии. Развивая идеи В. Вундта,Титченер доказывал, что психология
должна отвлекаться от функционального
значения психики, от роли, выполняемой сознанием в поведении. Ее задача — изучать структуру
сознания, расчленять любое душевное явление
на составляющие его элементы, не поддающиеся дальнейшему
анализу, выяснять законы объединения
этих составных частей и раскрывать связь
психологической структуры с физиологической
организацией. С. п. Титченера — концентрированное
выражение интроспективной трактовки
психики, которая ограничивается лишь
сферой осознанного и исследуется как
замкнутое в самом себе сознание. Методом
С. п. служит аналитическая интроспекция — описание переживаний в категориях
элементов сознания. В положении о возможности
непосредственного познания психики реализуется
позитивистский принцип о совпадении сущности и явления. Представители функционализма
критиковали концепцию Титченера за игнорирование
дарвиновской теории о роли психики в
процессе приспособления (адаптации) организмов к среде. В настоящее
время С. п. представляет в основном исторический
интерес. (А. Н. Ждан.)
Физиологическая
психология отрасль психологической науки,
возникшая в конце XIX в. Термин Ф. п. ввел В. Вундт для обозначения экспериментальной психологии, которая первое время опиралась
на методы и техническую базу исследований
в астрономии, физиологической оптике,
физиологии н. с. и органов чувств. Отношение
физиологических процессов к психическим
явлениям «Ф. п.» Вундта трактовала с позиций дуализма (см. также Психофизиологическая проблема). Вундт ограничивал область Ф.
п. лишь элементарными психическими процессами
— ощущениями,простейшими чувствованиями
и двигательными реакциями. Т. Циген распространил Ф. п.
на более сложные психические процессы
и критиковал учение Вундта об апперцепции, которое он толковал как отказ
от естественнонаучного объяснения.
Френология ложная теория об однозначной
связи между формой черепа и личностными
(умственными и характерологическими)
свойствами человека; одна из донаучных
попыток узкой локализации «способностей»
(т. е. психических функций и свойств) в коре головного мозга (см.Локализация высших психических
функций). Основателями Ф. (в нач. XIX в.)
были вполне уважаемые ученые — Франц Галль (1758-1828) и Каспар Шпуртцхайм (1776-1832); они составили классификацию
психических «способностей» (по мнению
Галля, существует 27 способностей, Шпуртцхайм
прибавил к ним еще 8). Примечательно, что
Англ. френологическое общество прекратило
свое существование лишь в 1967 г. Галль
относил к способностям, напр., такие качества,
как стяжательство, гордость, скрытность,
почитание, решительность, надежду и родительскую
любовь. При всей спекулятивности и мифологичности
Ф. общая идея о связи психики с корой больших полушарий была верной.
(Б. М.)
Функционализм методологическая ориентация
(и научный подход) на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений,
объектов. Иногда противопоставляется
структурализму и историзму. Для Ф. характерно
признание логического и/или онтологического
примата функции над структурой и развитием.
В логическом смысле примат функции выражается
в том, что знание функции признается необходимым
(обязательным) предварительным условием
для понимания и объяснения структуры
и развития. Прототипами высказываний
в духе Ф. могут служить след.: «Чтобы понять
анатомию, надо понимать функцию — нельзя
судить о назначении штопора на основании
одних лишь его физических свойств» (Я.
Сентаготаи, М. Арбиб); «структурные свойства
языка объясняются в свете тех задач, которые
эти свойства выполняют в различных процессах
коммуникации» (Р. Якобсон). В онтологическом смысле примат функции над структурой
и развитием выражается в признании функционирования
(и деятельности) ведущим фактором формирования
и развития структуры (в онтогенезе, филогенезе,
социогенезе). Конкретные примеры этой
методологии легко обнаружить в отечественной
психологии: см., напр., Единства сознания и деятельности
принцип. В частности, исследователи
речевого онтогенеза утверждают: «У развивающегося
объекта вначале изменяется его функция,
потом согласно ей перестраивается сам
объект» (Е. И. Исенина); «главное внимание
необходимо уделять функции речи ребенка
— тому, зачем и для чего она возникает,
т. к. именно назначение речи делает необходимым
ее появление» (М. И. Лисина) и т. д.
Функциональная
психология направление в психологии США
конца XIX — нач. XX в., объявившее предметом
психологического исследования функции
психических процессов, сознания вповедении, в приспособлении (адаптации) к среде, к практическим ситуациям.
Син. функционализм (в психологии). Корни
Ф. п. уходят в эволюционное учение Г. Спенсера
и Ч. Дарвина. На формирование Ф. п. оказали
влияние идеи У. Джемса о биологической полезности психики, о сознании как психической
функции, имеющей жизненную ценность.
Начало Ф. п. положила статья Д. Дьюи «Понятие
рефлекторной дуги в психологии» (1896),
в которой подчеркивалось органичное
единство сенсорных, центральных и моторных
звеньев рефлекторного акта, осуществляющего
приспособление индивида к среде (см. Инструментализм). Наиболее последовательное
выражение Ф. п. получила в работах психологов
Чикагской (Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр,
Дж. Г. Мид) и Колумбийской (Р. Вудвортс)
школ.
Целостная
психология общее название для ряда школ
и направлений в психологии, предложивших
и обосновавших целостный подход к анализу различных явлений
человеческого сознания и поведения. К
ним относят Лейпцигскую школу, гештальт-психологию, школу К. Левина(см. Топологическая и векторная
психология). Австрийскую школу, которая поставила проблему
целостности в психологии, но осталась
в основном на позициях элементаризма,
следует рассматривать как непосредственную
предшественницу Ц. п. (Е. Е. Соколова.)
Экзистенциальная
психология направление в современной западной
психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Э. п. исходит из первичности
бытия человека в мире, столкновение с
которым порождает у каждого человека
базовые экзистенциальные проблемы, стресси тревогу. Зрелой личности удается успешно
совладать с ними; неспособность сделать
это приводит к психическим нарушениям.
Можно выделить 4 основных узла экзистенциальных
проблем, пути решения которых изучает
Э. п.: 1) проблемы времени, жизни и смерти;
2) проблемы свободы, ответственности и
выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества
и 4) проблемы смысла и бессмысленности
существования. Э. п. подчеркивает уникальность
личного опыта конкретного человека, несводимость
его к общим схемам.
Эмпирическая
психология термин, введенный нем. философом
XVIII в. Х. Вольфом для обозначения особой
дисциплины, которая описывает и изучает
конкретные явления психической жизни
(в отличие от рациональной психологии,
занимающейся «бессмертной» душой). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими
фактами, их классификация, установление
проверяемой на опыте закономерной связи
между ними. Такая установка была присуща
с древнейших времен многим исследователям
поведения человека.
Деятельностный
подход:
Ведущая
деятельность деятельность, выполнение которой определяет
формирование 'основных психологических новообразований 'человека на данной ступени
развития его личности.Внутри В. д. происходит подготовка,
возникновение и дифференциация др. видов
деятельности (А.Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать
в виде закона (принципа) В. д., утверждающего
существование соответствия между стадией
психического развития и определенным
видом В. д.
Деятельностного
опосредствования межличностных отношений
теориясоциально-психологическая
теория коллектива, разработанная А. В.
Петровским. В Д. о. м. о. т. принцип деятельности, образующий центральное звено
общепсихологического понимания человека,
распространен на область социально-психологических
явлений. В основе Д. о. м. о. т. лежит представление
о том, что в любой реальной развитой (недиффузной) группе межличностные отношения опосредствуются
содержанием, целями и задачами социально
значимой деятельности этой группы. Группа,
осуществляя свою цель, изменяет себя,
свою структуру и внутренние отношения.
Характер и направление этих преобразований
зависят от степени опосредствования
их содержанием деятельности и социальной
ценности самой совместной деятельности.
См. Личность.
Единства
сознания и деятельности принцип основополагающий принципдеятельностного подхода в психологии. Сформулирован в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: «Формируясь в
деятельности, психика, сознание в деятельности
и проявляется. Деятельность и сознание
— не 2 в разные стороны обращенных аспекта.
Они образуют органическое целое — не
тождество, но единство». При этом и сознание, и деятельность понимается иначе, чем в интроспективной
и бихевиористской традициях. Деятельность
не является совокупностью рефлекторных
и импульсивных внешних реакций на внешние стимулы, поскольку
регулируется сознанием и раскрывает
его. Сознание рассматривается как реальность,
не данная субъекту непосредственно, в
его самонаблюдении: оно м. б. познано лишь через
систему субъективных отношений, в т. ч.
через деятельность субъекта, в процессе
которой сознание формируется и развивается.
Мнемическая
деятельность активная деятельность человека, направленная назапоминание и воспроизведение материала. Син. мнестическая
деятельность. Выделяют (В. Я. Ляудис, 1976)
4 операции мнемического действия: 1) ориентировка
в запоминаемом материале, категоризация
и установление его состава и структуры;
2) поиск и выделение соответствующего
материалу способа группировки; 3) группировка
элементов, перестройка материала на основе
внутригрупповых связей, которые были
установлены предшествующими операциями;
4) установление межгрупповых связей. Последняя
операция завершает систематизацию предъявляемого
материала и приводит к построению мнемосхемы (т. е. схемы, воспроизводящей
состав материала и его структуру). Структура
М. д. динамична. Необходимость в той или
иной степени развернутости отдельных
операций и полноты всей их системы определяется
объективными свойствами заучиваемого
материала. См.Расстройства памяти как мнестической
деятельности. (Т. П. Зинченко.)
Теория
развития восприятия путем формирования
перцептивных действий разработана А. В. Запорожцем и его сотрудниками (Л. А. Венгером,
В. П. Зинченко, А. Г. Рузской и др.). Рассматривает развитие восприятия как овладение все более сложными
видамиперцептивных действий, состоящих в сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с усвоенными
ребенком системами сенсорных эталонов. Овладение перцептивными действиями
осуществляется путем усвоения внешнедвигательных форм обследования
свойств объектов с применением материальных
эталонов и последующей их интериоризацией, в процессе которой реальные
манипуляции с объектами замещаются все
более свернутыми движениями рецепторных
органов анализаторов, а материальные
эталоны уступают место эталонным представлениям.Формирование перцептивных
действий происходит в контексте развивающейся
деятельности ребенка, выдвигающей перед
восприятием новые задачи и создающей
условия для усвоения исходных внешнедвигательных
форм обследования свойств объектов. Наиболее
существенное значение для их формирования
имеют на 1-м г. жизни хватание и локомоция, на 2-3-м г. жизни — предметная
деятельность, в дошкольном возрасте — продуктивные виды деятельности
(рисование, конструирование, лепка и др.).
Проведение с детьми раннего и дошкольного
возраста целенаправленного сенсорного
воспитания, обеспечивающего оптимальные
условия формирования перцептивных действий,
приводит к существенным сдвигам в точности,
полноте и расчлененности восприятия
ребенка.
Харьковская
школа группа психологов, работавших
примерно с 1931 г. в ряде научных учреждений
Харькова и развивавших идеи Л. С. Выготского в «деятельностном ключе» (А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, П. И. Зинченко, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, О. М. Концевая,
К. Е. Хоменко и др.). Особенно большой разработке
подверглась в Х. ш. проблема «практическая
деятельность и сознание». В теоретических,
экспериментальных и практически ориентированных
работах Х. ш. развивались идеи о сознании как особой деятельности, включенной в практическую деятельность
и «обслуживающей» ее; об идеальном отображении
предмета деятельности в сознании, которое
происходит поэтапно: сначала человек
(ребенок) «действует понятийно» и лишь
впоследствии начинает мыслить в понятиях, причем слово (речь) играет роль необходимого условия
этого процесса; о психологическом различии
между средством деятельности у животных
и орудием деятельности у человека; о макроструктуре
человеческой деятельности и соотносимой
с ней структуре сознания; об особенностях
различных психических процессов в зависимости
от разного включения их в структуру деятельности;
о возникновении психического отражения
в ходе эволюции; об этапах развития психикии сознания и др. Работы Х. ш.
внесли значительный вклад в становление деятельностного подхода в психологии и в разработку теории деятельности
Леонтьева.
Гештальт-психология:
Временная
перспектива термин К. Левина, предложенный для обозначения
актуальных представлений субъекта о
своем будущем и прошлом. В противоположность
бихевиористам Левин подчеркивал, что
поведение и психическое состояние человека
нередко в большей степени зависит от
его надежд, опасений и воспоминаний, чем
от текущей ситуации «здесь и теперь».
В. п. — это временная глубина, или временное
измерение, жизненного мира (пространства);
при отсутствии В. п. последний превращается
в психологическое поле, а поведение становится «полевым»
(напр., у маленьких детей, лобных больных,
умственно отсталых; иногда у нормальных
людей, особенно в ситуациях мотивационной
неопределенности). В ходе психического
развития личности (особенно вподростковом возрасте) происходит усложнение когнитивной
структуры жизненного мира, в т. ч. расширение
В. п. См. также Градиент цели. (Б. М.)
Гештальт основное понятие гештальт-психологии, использовавшееся также Австрийской иЛейпцигской школами, которое обозначает целостные
(т. е. не сводимые к сумме своих частей)
структуры сознания. Примеры Г.: кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии, не сводимое
к сумме ощущений звуков этой мелодии,
и др. Г. рассматривались в гештальт-психологии
как единицы сознания и психики на всех
ступенях психического развития, в Лейпцигской
школе Г. считались единицами анализа
сознания на более поздних этапах его
развития, тогда как на ранних этапах этими
единицами являются т. н. комплекс-качества. Г. образуются в психологическом
поле на основе законов «расчленения психологического
поля».