Психологические теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Многообразие теоретических и экспериментальных подходов в изучении мотивации порождается, во-первых, различными философскими ориентациями современных психологических школ, во-вторых, противоречивостью и сложностью этого явления. В результате понятие “мотивация” имеет весьма неоднозначный характер и часто обозначает различные по своей природе явления. Разногласие в понимании сущности мотивации исходят из разногласия психологических теорий.
Таким образом, целью данной работы является исследование теории мотивации. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие мотивации;
Изучить теории мотивации;
Опираясь на знания сделать выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Мотив и мотивация………….……………………………………………..5
1.1. Понятие мотива и мотивации…………………………………………5
1.2. Основные составляющие мотивационной сферы человека………...7
1.3. Мотивационные состояния человека………………………………...9
2. Психологические теории мотивации…………………………………….13
2.1. Потребности как психологическая категория……………………..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Психология. Понятие мотива и мотивации. Психологические теории мотивации..docx

— 44.99 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Мотив и мотивация………….……………………………………………..5

1.1. Понятие мотива и мотивации…………………………………………5

1.2. Основные составляющие мотивационной сферы человека………...7

1.3. Мотивационные состояния человека………………………………...9

2. Психологические теории  мотивации…………………………………….13

2.1.  Потребности как психологическая категория……………………..13

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований – выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует познания закономерностей поведения человека и, особенно, в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминацией его психики.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности. Изучение мотивации – это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания.

Мотивационная сфера занимает видное место в структуре личности, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и регулируются мотивацией – иерархизированной совокупностью мотивов, составляющих мотивационную сферу личности. Но важно не только признание этих функций мотивов, что обычно не вызывает возражений и, по существу, общепризнанно (хотя понимание сущности этих функций у разных авторов различно). Не менее важно понимание природы мотивации, ее происхождения.

В отечественных и зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов.

Многообразие теоретических  и экспериментальных подходов в изучении мотивации порождается, во-первых, различными философскими ориентациями современных психологических школ, во-вторых, противоречивостью и сложностью этого явления. В результате понятие “мотивация” имеет весьма неоднозначный характер и часто обозначает различные по своей природе явления. Разногласие в понимании сущности мотивации исходят из разногласия психологических теорий.

Таким образом, целью данной работы является исследование теории мотивации. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть понятие мотивации;
  • Изучить теории мотивации;
  • Опираясь на знания сделать выводы.

 

 

  1. МОТИВ И МОТИВАЦИЯ.

 

    1. Понятие мотив и мотивация.

 

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные  стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию  и направленность поведения, а регуляция  отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком  смысле: как обозначающее систему  факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и  многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, настрой на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации  возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради  чего?», «какой смысл?». Обнаружение  и описание причин устойчивых изменений  поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения  может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и  конечного пунктов объяснения выступают  психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Сиюминутное, актуальное поведение  человека следует рассматривать  не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как  результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это  предполагает рассмотрение мотивации  как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и  ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания  поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации  – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

 

    1. Основные составляющие мотивационной сферы человека.

 

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для  нормального существования и  развития. Потребность как состояние  личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что  требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Количество и качество потребностей, которые имеют живые  существа, зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего  потребностей у растений, которые  имеют нужду в основном только в определенных биохимических и  физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме  физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности  по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной  и оперативной памяти; с ней  связаны разворачивающийся в  данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие  от цели, связанной с кратковременной  памятью, потребности, вероятно, хранятся, в долговременной памяти.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности  и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические  проблемы получают свое решение, как  только мы отказываемся от представления  о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они  кажутся.

    1. Мотивационные состояния человека.

 

К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения:

Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды установок:

  • Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы);
  • Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона);
  • Социально-перцептивная установка - стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности);
  • Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план);
  • Мнеманическая установка – установка на запоминание значимого материала.

Мотивационное состояние  человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности  человека как организма, индивида и  личности. Это отражение необходимых  условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда и не осознается. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные) по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Информация о работе Психологические теории мотивации