Психологические теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Многообразие теоретических и экспериментальных подходов в изучении мотивации порождается, во-первых, различными философскими ориентациями современных психологических школ, во-вторых, противоречивостью и сложностью этого явления. В результате понятие “мотивация” имеет весьма неоднозначный характер и часто обозначает различные по своей природе явления. Разногласие в понимании сущности мотивации исходят из разногласия психологических теорий.
Таким образом, целью данной работы является исследование теории мотивации. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие мотивации;
Изучить теории мотивации;
Опираясь на знания сделать выводы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Мотив и мотивация………….……………………………………………..5
1.1. Понятие мотива и мотивации…………………………………………5
1.2. Основные составляющие мотивационной сферы человека………...7
1.3. Мотивационные состояния человека………………………………...9
2. Психологические теории мотивации…………………………………….13
2.1. Потребности как психологическая категория……………………..13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Психология. Понятие мотива и мотивации. Психологические теории мотивации..docx

— 44.99 Кб (Скачать файл)

Если потребность не может  быть удовлетворена в данной ситуации, но эта ситуация может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением.

Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а состояние  навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечениями.

Мотивационные состояния  мобилизуют сознание на поиск соответствующих  целей и принятие конкретного  решения. Принятие же решения о конкретном действии связано с осознанием мотива данного действия, с понятийным моделированием его будущего результата. Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения. Мотив – сознательный элемент мотивации.

Сознательное поведение  характеризуется сознательной его  регуляцией, пониманием сущности его  явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.

Осознать явление –  это значит увидеть его действительные связи в объективном мире. Сознательная регуляция основана на знании – понятийном отражении явлений реального мира. Волевое, сознательное действие характеризуется предвосхищением будущего результата действия - его цели. Целеобразование – важнейшая сфера сознательной деятельности человека. Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям. Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.

Мотивация – это общее побуждение активности в определенном направлении. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения – переживания неосознаваемых потребностей, преимущественно биологического характера. Влечения не имеют определенной целенаправленности и не порождают конкретного волевого акта. Общие контуры целей формируются на стадии желаний, но желания еще не связаны с принятием решения. На следующей стадии действия, на стадии стремлений, человек принимает решение действовать в определенном направлении определенным способом, преодолев определенные трудности. При этом обдумываются условия и средства достижения возникших намерений, возможности их реализации. В результате зарождается намерение совершить определенное действие (применительно к преступлению возникает преступный умысел)

Человеческое поведение  активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека осознанны в системе  понятий. Человек понимает, почему следует  достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий и  представлений.

Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут  быть положительные и отрицательные  чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и  т.д.

Однако чувства, являясь  общим побуждением к определенному  роду действий, сами по себе не являются мотивом действий. Так, корыстные  устремления могут быть удовлетворены  разными действиями. Мотив - это замыкание  побуждения на конкретной цели. Не может  быть сознательных, но безмотивных поступков. Весь сложный мотив действия основан на определенной мотивации – на определенном общем побуждении. Но выбор конкретной цели, отчленение данной цели от других возможных направлений действия обуславливается мотивом. Сознательный выбор данной цели – это и есть мотив действия.

 

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.

 

    1. Потребность как психологическая категория.

 

Потребность – чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо (нужда), принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. (Ф.Котлер)

Потребности невозможно непосредственно  наблюдать или измерять. Об их существовании  можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом  к действию. Когда потребность  ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение является поведенческим  проявлением потребности и сконцентрированы на достижении цели. Цели в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае, люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением.

  • Клейтон Алдерфер и теория СВР.

К. Алдерфера, прежде всего, интересовала проблема выделения первичных потребностей человека, т.е. природных потребностей живого организма. Удовлетворение связано с внутренним состоянием индивида, который получил то, к чему стремился.

  • Потребности существования, отражая индивидуальные требования человека к обмену энергией с ее источниками во внешней среде, включают в себя различные формы материальных и физиологических желаний;
  • Потребности взаимосвязей включают в себя отношения человека с другими индивидами и группами – членами семьи, коллегами, начальниками, подчиненными и т.д. Человек удовлетворяет эти потребности, когда он делится с другими людьми своими мыслями и чувствами, причем процесс этот должен быть обоюдным;
  • Потребности роста побуждают индивида к творчеству или воздействиям по отношению к самому себе или внешней среде.

Основное отличие теории К. Алдерфера от концепции А.Маслоу – отказ от идеи иерархии потребностей. Ученый выдвигает гипотезу, согласно которой в случае неудовлетворения потребностей более высокого уровня на первый план выходят потребности более низкого уровня, даже если они были насыщены до предела. А. Маслоу же считал, что удовлетворение потребности означает, что она перестает быть мотивом человеческой деятельности.

Основные положения теории СВР К. Алдерфера:

  • чем меньше степень удовлетворения потребностей существования, тем более они настоятельны;
  • чем ниже степень насыщения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности существования;
  • чем выше степень удовлетворения потребностей существования, тем более настоятельны потребности взаимосвязей;
  • чем менее удовлетворены потребности взаимосвязей, тем более они настоятельны;
  • чем ниже степень насыщения потребностей роста, тем более настоятельны потребности взаимосвязей;
  • чем выше степень удовлетворения потребностей взаимосвязей, тем более настоятельны потребности роста;
  • чем выше степень удовлетворения потребностей роста, тем более они настоятельны.

 

  • Теория потребностей МакКлелланда.

Обобщая результаты исследований процессов мышления и реакции  людей в различных ситуациях, Дэвид МакКлелланд и его коллеги разработали модель мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней и объединили их в три категории: присоединения, власти и достижения.

  • Потребность присоединения (причастности) – потребность в установлении и поддержании межличностных отношений. Мотивация на основании потребности причастности схожа с мотивацией по Маслоу. Люди с развитой потребностью присоединения будут привлечены такой работой, которая будет давать им возможности социального общения. Их руководитель должен сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
  • Потребность власти – потребность в навыках влияния и установления контроля за поступками других людей, в воздействии на ход событий.
  • Потребность достижения (успеха) – потребность принимать на себя личную ответственность и добиваться успешного выполнения заданий.

В рамках иерархической структуры  Маслоу потребности власти и достижения находятся где-то между потребностями в уважении и самоактуализации.

  • Двухфакторная теория Ф. Герцберга.

Во второй половине 1950-х  годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Они выделили следующие факторы, влияющие на отношение человека к работе:

  1. «Мотиваторы», вызывающие положительные по отношению к работе эмоции и связанные с деятельностью, которую выполняют индивиды: 
    • Достижения;
    • Признание;
    • Работа сама по себе;
    • Ответственность;
    • Продвижение по карьерной лестнице. 
  1. «Гигиенические факторы», вызывающие негативные эмоции и имеющие отношение к обстоятельствам, сопутствующим работе:
    • Политика компании и администрирование;
    • Инспекции и контроль;
    • Заработная плата;
    • Межличностные отношения;
    • Условия работы.

Ф. Герцберг сделал вывод о том, что предопределяющие удовлетворение выполняемой работой факторы могут быть выделены и сгруппированы, поскольку они существенно отличны от факторов неудовлетворенности трудом. «Гигиеническая» внешняя среда и построенная на принципах справедливости политика менеджмента могут предотвратить недовольство и неудовлетворенность, но сами по себе не будут мотивировать работников. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Герцберг считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. Маслоу же полагает, что если менеджер дает возможность рабочему удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше.

Для эффективного использования  теории Герцберга руководителю необходимо составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Структура человеческих потребностей сугубо индивидуальна, что необходимо осознавать в каждой попытке понять чью-либо мотивацию. Относительное  значение конкретных потребностей с  течением времени изменяется, так  как меняются и обязательства  и интересы индивидов. Так, для молодых  людей или индивидов, партнеры которых  имеют высокие доходы, потребности безопасности стоят на последнем месте. Кроме того, человеческие потребности нередко вступают в конфликт. Например, потребность безопасности из-за семейных обстоятельств может вызвать потребность в признании, которая подразумевает рискованную смену работы или переезд в другой город.

Не менее индивидуален и процесс преобразования потребностей человека в поведение. Например, индивид  с высокой потребностью ответственности  или продвижения удовлетворит ее, добившись перевода в другой отдел. А кто-то примет решение сменить  род деятельности.

Рассмотренные теории мотивации  имеют клеймо «Сделано в США». Насколько  приемлемы они к гражданам  других стран? Ответить на этот вопрос попытался Г. Хофстед, сформулировавший «невысказанные предположения о культуре»:

П.Харрис и Р.Моран, исследовавшие превалирующие в западных и восточноазиатских странах нормы и убеждения, считают, что культурные различия оказывают значительное влияние на формирование жизненных целей и потребностей. Многие из отмеченных ими факторов детерминируют различное отношение работников – выходцев из разных стран – к рассмотренным выше моментам мотивации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог своей работы, я сделала следующие выводы, все  теории, если их рассматривать в  отдельности, в состоянии объяснить  лишь некоторые феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть  вопросов, возникающих в этой области  психологических исследований. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего  того положительного, что в них  содержится, способна дать нам более  или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое  сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации  человека.

Управление людьми – это искусство, которому нужно учиться и не один год. Только применяя теорию на практике можно добиться желаемых результатов.

В процессе написания работы, я выяснила, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность  ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение является поведенческим  проявлением потребности и сконцентрированы на достижении цели. Цели в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае, люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением.

Информация о работе Психологические теории мотивации