Психологические теории внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Общее понятие о внимании…………………………………………………………………...4
2 Основные функции внимания……………………………………………………………….. 4
3 Психологические теории внимания………………………………………………………….5
4 Теории ранней селекции………………………………………………………………………8
5 Теории поздней селекции……………………………………………………………………11
6 Теории гибкой и множественной селекции………………………………………………...14
Заключение ……………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика, Психологические теории внимания.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………………………….3

1 Общее понятие  о внимании…………………………………………………………………...4

2 Основные функции  внимания……………………………………………………………….. 4

3 Психологические   теории внимания………………………………………………………….5

4 Теории ранней  селекции………………………………………………………………………8

5 Теории поздней  селекции……………………………………………………………………11

6 Теории гибкой  и множественной селекции………………………………………………...14

Заключение ……………………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы………………………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Проблема  внимания традиционно считается  одной из самых важных и сложных  проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы  психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

     Значимость  внимания в жизни человека, его  определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании  и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. С точки зрения здравого смысла можно предположить, что явления внимания играют важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию. Действительно, в опубликованных курсах и пособиях по общей психологии, как ранних, так и современных; психология внимания представлена в малом объеме, неравномерно и разрознено.

     Одни  теории формулируются в виде определенных моделей структуры системы; в других же акцент ставится не на блоках, а на процессах. Общим для тех и других теории остается положение о том, что возможности систем приема, переработки и использования информации ограничены.

     Таким образом, целью данной работы является изучение различных теорий психологии внимания.

     Исходя  из исследования, были сформулированы следующие задачи:

     - на основе анализа литературы  выявить критерии различных подходов  к пониманию проблемы внимания;

     - проанализировать данные критерии  в каждой из психологических теорий внимания;

     - выявить особенности изученных  теорий внимания. 
 

     1 Общее понятие  о внимании 

     Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т. п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:

     1) концентрация внимания выражается  в степени сосредоточенности  на объекте; 

     2) устойчивость характеризуется длительностью  сосредоточенности, умением не  отвлекаться в течение определенного  периода времени; 

     3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;

     4) распределение - способность одновременного  выполнения нескольких действий;

     5) переключение - способность менять  направленность внимания, переходить  от одного вида работы к  другому. 

     Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.  

     2 Основные функции  внимания 

     Возьмем такой пример: я нахожусь на каком-нибудь празднестве и поглощена интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромко произнесенное кем-то в  другой группе гостей. Я быстро переключаю внимание на разговор, происходящий между  этими людьми, и слышу мнение о себе. Но в то же время я упускаю нить прежнего разговора. Я настроилась на вторую группу отключилась от первой. Это пример воздействия особо актуальной информации, известный под названием «феномен вечеринки». Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что обо мне думают другие, определили изменение направления моего внимания.

     Под направленностью следует понимать прежде всего избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

     Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем  также сосредоточенность, углубленность  в деятельность. Чем труднее стоящая  перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

     В то же время сосредоточенность связана  с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.  

                            3 Психологические теории внимания 

     Интересные  и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо.

     Теория  внимания Рибо

     Он  считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или  усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

     Теория  установки Д.Н. Узнадзе

     Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана  с вниманием. Внутренне она и  выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

     Концепция П.Я. Гальперина

     Основные  положения этой концепции сводятся к следующему:

     Внимание  является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

     По  своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

     Н. Н. Ланге выделил  такие основные подходы  к проблеме внимания:

     1. Внимание как результат двигательного  приспособления. Раз мы можем  произвольно переносить внимание  с одного предмета на другой, то внимание невозможно без  мускульных движений. Именно движения  приспосабливают органы чувств  к условиям наилучшего восприятия.

     2. Внимание как результат ограниченности  объема сознания. Не объясняя, что  они понимают под «объемом  сознания» и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон  считают, что более интенсивные  представления вытесняют или  подавляют менее интенсивные. 

     3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

     4. Внимание как результат апперцепции,  т. е. как результат жизненного  опыта индивида.

     5. Внимание как особая активная  способность духа. Некоторые психологи  принимают внимание за первичную  и активную способность, происхождение  которой необъяснимо.

     6. Внимание как усиление нервного  раздражителя. - внимание обусловлено  увеличением местной раздражительности  центральной нервной системы. 

     7. Теория нервного подавления объясняет  основной факт внимания - преобладание  одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.  

4 Теории ранней  селекции

     Во  время Второй мировой войны и  сразу после нее многие психологи  принимали участие в решении  задач проектирования и эксплуатации сложной военной техники. Анализ взаимодействия человека с техническими системами потребовал нового, общего языка описания. Им стал язык теории информации. Человека и, в частности, работу его центральной нервной системы рассматривали по аналогии с техническими устройствами коммуникации. Одной из первых метафор такого рода стала метафора радио. Приемник настроен на определенную станцию, выделяет и усиливает слабый сигнал на фоне помех и сообщений других станций, без потерь перекодирует полезную информацию из одной формы в другую. Главной при этом является функция селекции. Данная метафора легла в основу первого этапа исследований потока информации. Этот этап завершила модель системы переработки информации. Первые варианты этой модели описаны в виде механических устройств.

     Исходным  положением модели является идея, что  центральная нервная система  человека представляет собой канал  передачи информации с ограниченной пропускной способностью (емкостью).

     В психологии канал определяется как  проводник или путь переноса сенсорных  сообщении такого класса, который  может быть отвергнут или отобран  для дальнейшей переработки.

     Здесь сохраняется представление о двух основных стадиях переработки информации. На первом этапе одновременно, то есть параллельно, перерабатывается и хранится в течение непродолжительного времени (около 2 с) вся входная информация.

Информация о работе Психологические теории внимания