Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:58, контрольная работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Общее понятие о внимании…………………………………………………………………...4
2 Основные функции внимания……………………………………………………………….. 4
3 Психологические теории внимания………………………………………………………….5
4 Теории ранней селекции………………………………………………………………………8
5 Теории поздней селекции……………………………………………………………………11
6 Теории гибкой и множественной селекции………………………………………………...14
Заключение ……………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………………………….21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Общее понятие
о внимании……………………………………………………
2 Основные функции
внимания…………………………………………………………
3 Психологические
теории внимания………………………………………
4 Теории ранней
селекции…………………………………………………………
5 Теории поздней
селекции…………………………………………………………
6 Теории гибкой
и множественной селекции………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
Введение
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Значимость
внимания в жизни человека, его
определяющая роль в отборе содержаний
сознательного опыта, запоминании
и научении очевидны. Трудно усомниться
также в необходимости
Одни теории формулируются в виде определенных моделей структуры системы; в других же акцент ставится не на блоках, а на процессах. Общим для тех и других теории остается положение о том, что возможности систем приема, переработки и использования информации ограничены.
Таким образом, целью данной работы является изучение различных теорий психологии внимания.
Исходя из исследования, были сформулированы следующие задачи:
-
на основе анализа литературы
выявить критерии различных
-
проанализировать данные
-
выявить особенности изученных
теорий внимания.
1
Общее понятие
о внимании
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т. п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три типа внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, или параметры внимания:
1)
концентрация внимания
2)
устойчивость характеризуется
3) объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;
4)
распределение - способность одновременного
выполнения нескольких
5) переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.
Психическая
деятельность не может протекать целенаправленно
и продуктивно, если человек не сосредоточится
на том, что он делает. Возьмем человека,
увлеченного рисованием. Он целиком углублен
в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает,
какой цвет выбрать, как расположить предметы
на листе. При этом он может не слышать
о чем говорят присутствующие, не откликаться,
если его позовут. В этом случае говорят,
что он сосредоточил внимание на том, что
делает, отвлекаясь от всего остального.
Это свидетельствует, что человек не может
одновременно думать о разных вещах и
выполнять разнообразные работы. Поэтому
в каждый отдельный момент его сознание
направляется на те предметы и явления,
которые являются для него наиболее важными
и значительными.
2
Основные функции
внимания
Возьмем
такой пример: я нахожусь на каком-нибудь
празднестве и поглощена
Под
направленностью следует
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В
то же время сосредоточенность
3 Психологические теории
внимания
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо.
Теория внимания Рибо
Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
Теория установки Д.Н. Узнадзе
Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.
Концепция П.Я. Гальперина
Основные положения этой концепции сводятся к следующему:
Внимание
является одним из моментов ориентировочно-
По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.
Н. Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:
1.
Внимание как результат
2.
Внимание как результат
3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».
4.
Внимание как результат
5.
Внимание как особая активная
способность духа. Некоторые психологи
принимают внимание за
6.
Внимание как усиление
7.
Теория нервного подавления
4 Теории ранней селекции
Во время Второй мировой войны и сразу после нее многие психологи принимали участие в решении задач проектирования и эксплуатации сложной военной техники. Анализ взаимодействия человека с техническими системами потребовал нового, общего языка описания. Им стал язык теории информации. Человека и, в частности, работу его центральной нервной системы рассматривали по аналогии с техническими устройствами коммуникации. Одной из первых метафор такого рода стала метафора радио. Приемник настроен на определенную станцию, выделяет и усиливает слабый сигнал на фоне помех и сообщений других станций, без потерь перекодирует полезную информацию из одной формы в другую. Главной при этом является функция селекции. Данная метафора легла в основу первого этапа исследований потока информации. Этот этап завершила модель системы переработки информации. Первые варианты этой модели описаны в виде механических устройств.
Исходным положением модели является идея, что центральная нервная система человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (емкостью).
В психологии канал определяется как проводник или путь переноса сенсорных сообщении такого класса, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей переработки.
Здесь сохраняется представление о двух основных стадиях переработки информации. На первом этапе одновременно, то есть параллельно, перерабатывается и хранится в течение непродолжительного времени (около 2 с) вся входная информация.