Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:58, контрольная работа
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Общее понятие о внимании…………………………………………………………………...4
2 Основные функции внимания……………………………………………………………….. 4
3 Психологические теории внимания………………………………………………………….5
4 Теории ранней селекции………………………………………………………………………8
5 Теории поздней селекции……………………………………………………………………11
6 Теории гибкой и множественной селекции………………………………………………...14
Заключение ……………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………………………….21
В целом же складывающееся направление можно нажать уровнево-деятелъностным подходом. Основным предметом теоретических дискуссий и эмпирических исследовании в этом плане стало различение автоматических и контролируемых процессов. Характеристики этих процессов приведены в таблице. Как видно из таблицы, контролируемые процессы требуют усилия, подвержены интерференции, более осознаваемы, изменчивы и, главное, подчинены прямому контролю субъекта. Автоматические процессы, напротив, происходят параллельно, нечувствительны к интерференции, обладают постоянными характеристиками, не изменяются при длительной тренировке, менее вариабельны, требуют меньше когнитивных ресурсов или внимания, их трудно прервать, если они уже начались. Многие авторы дополнительно отмечают, что контролируемые процессы - медленные, а автоматические - быстрые. Последние разделяют на два класса.
Табл. №1: Характеристики автоматических и контролируемых процессов
Xарактеристика | Автоматические
процессы |
Контролируемые процессы |
Центральная емкость | Не требуется | Требуетется |
Управление, контроль | Частичный | Полный |
Неделимость | Целостные | Фрагментарные |
Практика | Приводит к постепенному улучшению | Сказывается незначительно |
Модификация | Затруднительна | Легкая |
Последовательно-параллельная зависимость | Параллельно-зависимые | Последовательно-зависимые |
Долговременное запоминание | Незначительное или отсутствует | Значительное |
Уровень продуктивности | Высокий | Низкий,
за исключением
простых задач |
Простота | Нерелевантна | Нерелевантна |
Осознание | Низкое | Высокое |
Внимание | Не требуется, но может быть привлечено | Требуется |
К
первому классу относятся те процессы,
которые разворачиваются
Авторы
вышеприведенной таблицы
Внимание
в жизни и деятельности человека
выполняет много различных
С
вниманием связаны
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное
внимание не связано с участием воли,
а произвольное обязательно включает
волевую регуляцию. Непроизвольное
внимание не требует усилий для того,
чтобы удерживать и в течение
определенного времени
Наконец,
можно различать чувственное
и интеллектуальное внимание. Первое
по преимуществу связано с эмоциями
и избирательной работой
Список
использованной литературы
1. Психология внимания / Ю.Б, Дормашев, В.Я. Романов. - 2-е изд., перераб и испр. - М.: Тривола, 1999.
2. Вопросы психологии внимания. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та., 2002.
3. Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003.
4. Немов Р.С. психология: Учеб. Для студентов высш. пед. заведений; В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
5. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо. 2000.