Психологические теории внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:58, контрольная работа

Описание работы

Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1 Общее понятие о внимании…………………………………………………………………...4
2 Основные функции внимания……………………………………………………………….. 4
3 Психологические теории внимания………………………………………………………….5
4 Теории ранней селекции………………………………………………………………………8
5 Теории поздней селекции……………………………………………………………………11
6 Теории гибкой и множественной селекции………………………………………………...14
Заключение ……………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Психология и педагогика, Психологические теории внимания.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

           В целом же складывающееся направление можно нажать уровнево-деятелъностным подходом. Основным предметом теоретических  дискуссий и эмпирических исследовании в этом плане стало различение автоматических и контролируемых процессов. Характеристики этих процессов приведены в таблице. Как видно из таблицы, контролируемые процессы требуют усилия, подвержены интерференции, более осознаваемы, изменчивы и, главное, подчинены прямому контролю субъекта. Автоматические процессы, напротив, происходят параллельно, нечувствительны к интерференции, обладают постоянными характеристиками, не изменяются при длительной тренировке, менее вариабельны, требуют меньше когнитивных ресурсов или внимания, их трудно прервать, если они уже начались. Многие авторы дополнительно отмечают, что контролируемые процессы - медленные, а автоматические - быстрые. Последние разделяют на два класса.

Табл. №1: Характеристики автоматических и контролируемых процессов

Xарактеристика Автоматические

процессы

Контролируемые  процессы
Центральная емкость Не  требуется Требуетется
Управление, контроль Частичный Полный
Неделимость   Целостные Фрагментарные 
Практика Приводит к  постепенному улучшению Сказывается незначительно
Модификация Затруднительна Легкая 
Последовательно-параллельная зависимость Параллельно-зависимые Последовательно-зависимые
Долговременное  запоминание  Незначительное  или отсутствует  Значительное 
Уровень продуктивности Высокий Низкий, за исключением

простых задач 

Простота Нерелевантна Нерелевантна 
Осознание Низкое Высокое
Внимание Не требуется, но может быть привлечено Требуется
 

     К первому классу относятся те процессы, которые разворачиваются благодаря  функционированию врожденных, или предпрограммных структур. Результаты и ход таких процессов если и осознаются, то в незначительной степени и с большим трудом.

     Авторы  вышеприведенной таблицы подчеркивают, что ни одна из указанных характеристик  не является необходимым и достаточным основанием различения двух видов переработки, хотя наиболее предпочтительными среди них в этом смысле являются управление, внимание и требования к ресурсам. Поскольку селективное внимание может быть как автоматическим, так и контролируемым процессом, для него список надежных критериев различения сокращается Мы не можем сказать, что внимание может требовать и не требовать внимания. Если же отождествить внимание с ресурсами центральной емкости или с усилием, то этот список сократится в еще большей степени. 

                                                 Заключение 

     Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические  и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

     С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно  зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

     Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

     Природное внимание дано человеку с самого его  рождения в виде врожденной способности  избирательно реагировать на те или  иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

     Непосредственное  внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

     Непроизвольное  внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение  определенного времени сосредоточивать  на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.

     Наконец, можно различать чувственное  и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов  чувств, а второе - с сосредоточенностью и направленностью мысли. При  чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль. 

Список  использованной литературы 

1. Психология  внимания / Ю.Б, Дормашев, В.Я. Романов. - 2-е изд., перераб и испр. - М.: Тривола, 1999.

2. Вопросы  психологии внимания. - Саратов: Изд-во  Сарат. Ун-та., 2002.

3. Общая  психология: Учебник для вузов  / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2003.

4. Немов  Р.С. психология: Учеб. Для студентов  высш. пед. заведений; В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

5. Психология  внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер  и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо. 2000.

Информация о работе Психологические теории внимания