Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:17, курсовая работа
Целью работы является теоретическое обоснование влияния механизмов защиты на развитие личности.
Задачей является установление факторов , образующих психологические защиты влияющих на развитие личности.
Введение. Понятие психологической защиты в психологии.
Особенности психологических защит и их классификации.
Функции психологических защит.
Влияние психологических защит на развитие личности и самопознание.
Механизмы психологических защит.
Заключение. Актуальность психологических защит.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева»
Факультет педагогики и психологии детства
Курсовая работа
По дисциплине: «общая и экспериментальная психология»
Тема:
«Психологические защиты личности»
Выполнила:
студентка 2 курса,
профиль «психология образования»:
Проверила:
Преподаватель:
Содержание.
Введение. Понятие психологической защиты в психологии.
Заключение. Актуальность психологических защит.
Введение.
В нашей стране тема психологических защит была долгое время под запретом из-за идеологии коммунистической партии. Но в последнее время тема психологических защит приобрела актуальность . С активизацией информационных и коммуникативных процессов, которые воздействуют на человека через средства массовой информации, интернет, усилилось манипулятивное воздействие на психику людей. Также сейчас в стране все больше увеличивается стрессовый фактор, который воздействует на человека на всех уровнях его взаимодействий. Для того, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями, человек вынужден прибегать к механизмам психологических защит. Но если в некоторых случаях защиты работают на пользу человеку, некоторые малозначимы, то есть очень вредные для человека, которые ведут к деструктуризации личности, к патологическим зависимостям, к преступности, алкоголизму, наркомании.
Проблема состоит в том, чтобы выявить отдельные факторы психологических защит и показать как они влияют на развитие личности.
Объектом исследования являются психологические защиты личности.
Предметом исследования является влияние психологических защит на развитие личности. Поскольку личностью не рождаются, ею становятся в процессе развития, то и предмет исследования в работе будет рассмотрен с точки зрения онтогенетического развития человека.
Целью работы является
теоретическое обоснование
Задачей является установление факторов , образующих психологические защиты влияющих на развитие личности.
1. Особенности психологических защит и их классификация.
Психологические защиты являются многомерным, многокачественным явлением, исследование их имеет много сложностей и поэтому разные исследователи представляют защиты по-разному. Даже если названия их похожи, то непременно есть расхождения качественные и между ними существует принципиальная разница. Сложность в понимании усугубляет неточный перевод с иностранных языков. Так на первый взгляд можно соотнести некоторые защиты, например, «отвержение» Плутчика (избавление организма от чего-либо непригодного, что было воспринято ранее) перекликается с защитой Фрейда «Отрицание реальности" ( разные явления, факты , содержащие в себе угрозу для человека, отвергаются им, как бы не воспринимаются), только у Плутчика- понятие какое-то обобщенное и «организм» все-таки относится к физиологии человека, а у Фрейда определение ближе к психике человека . Вообще, найти разницу между одинаковыми защитами очень сложно, как и противопоставление их не имеет смысла. Поэтому самое лучшее- принимать психологические защиты разных авторов как гипотезы.
Среди исследователей также нет единого мнения о количестве защит.
Ф. Бассин , отечественный исследователь, считал, что защиты - это форма реагирования человека на конфликтную ситуацию, которая понижает значимость травмирующего фактора психики личности. По мнению Бассина, основным в психологической защите являются установки, направленные на устранение чрезмерного эмоционального напряжения и предотвращающие дезорганизацию поведения. В его теории он связывает механизмы психологической защиты с эмоциями, и утверждает, что защитные механизмы происходят от эмоций и регулируют их и контролируют. Также он считал, что психологические защиты — это нормальное явление для психики человека, что они происходят как бессознательно, так и вполне осознаваемо для человека. Мало того- человек их использует осознанно для снятия напряжения когда происходит борьба между вполне осознаваемыми установками.Эта концепция перекликается с концепциями других авторов.
Изучением психологических защит занимался Р. Плутчик . Его теория называется психоэволюционной теорией эмоций Роберта Плутчика. Свою теорию Плутчик разрабатывал с 1958 года. Свое название она получила когда к теории присоединились исследования других авторов-Г.Келлермана, Х.Конте, которые расширили ее, детализировали. Благодаря этому теория актуальна и на сегодняшний день- на ее основе построен тест-опросник «Lite Style Index”, диагностическая модель PSYNTEC, которая используется для диагностики эмоций и психологических защит и используется в практической психотерапии.
В основе теории лежат эмоции, которые порождают у человека «базисные адаптивные реакции». Эти эмоции называются «базисными». Всего 8 базисных эмоций. И соотвественно, защитных механизмов - 8. Плутчик выстроил их по порядку в зависимости от периодов их формирования в онтогенезе, и также связывает их с когнитивными процессами: отрицание; вытеснение; регрессия; компенсация; проекция; замещение; интеллектуализация; реактивные образования. "Базисные адаптивные реакции» : инкорпорация, отвержение, протекция, разрушение, воспроизводство, реинтеграция, ориентация, исследование, -прототипы восьми базисных эмоций: страх, гнев, радость, печаль, принятие, отвращение, ожидание, удивление. Итого образуется восемь базисных механизмов , которые сводятся к четырем парам: реактивное образование – компенсация, подавление – замещение, отрицание – проекция, интеллектуализация – регрессия. По аналогии с эмоциями защитные механизмы подразделяются на базовые : отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование .
Последовательность защитных механизмов в зависимости от возрастных этапов развития человека выглядит следующим образом. Первыми возникают механизмы, связанные с перцептивными процессами: процессы ощущения, восприятия и внимания формируют защиты, связанные с неведением, непониманием информации . К ним относятся отрицание , проекция. Они выступают как наиболее примитивные и характеризуют личность как эмоционально и личностно менее зрелую. В следующем этапе возникают защиты, связанные с процессами памяти (забыванием ) : это вытеснение и подавление. Последними формируются наиболее сложные виды защит, связанные с переработкой и переоценкой информации - рационализация, это те защиты, которые образуются по мере развития процессов мышления и воображения .
Г. Келлерман создал структурную теорию личности, в которой излагает взаимосвязи между эмоциями и защитами, и объясняет защиты с точки зрения наследственной предрасположенности к психическим заболеваниям. В теории Келлермана пересекаются психоаналитический и социобиологический взгляды, он связывает защитные механизмы и эмоции. Защитные механизмы в этой теории выступают регуляторами определенных эмоций. Келлерман выделяет восемь основных механизмов защиты, которые взаимодействуют с восемью основными эмоциями. Механизмы защиты не основного типа, участвуют главным образом в формировании черт характера . Основные типы образованы характерными для них стилями защиты, личность может пользоваться любой комбинацией механизмов защиты. Личность побеждает чувство страха и в результате образуются защиты.
Ф. Березин считает, что механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, уменьшают тревогу и эмоциональное напряжение и делит защитные механизмы на 4 типа:
1. Препятствующие осознанию факторов, вызывающих тревогу, – вызывающие тревогу факторы не воспринимаются и не осознаются (вытеснение и отрицание).(6)
2. Позволяющие
фиксировать тревогу на
3. Снижающие
уровень побуждений (обесценивание
исходных потребностей) – уменьшение
тревоги может быть достигнуто
за счет снижения уровня
4. Модификация
тревоги за счет формирования
устойчивых концепций (
Впервые упомянул
термин «защита» З. Фрейд в
1983 году в своей работе «
Исследования по истерии» (8). Затем,
в 1894 году Фрейд подробно описывает
функции защиты и цель ее. Цель
защиты по Фрейду- ослабление
интрапсихического конфликта (
А.Фрейд в 1936 году создала более целостную теоретическую систему защитных механизмов. Ее взгляды принципиально не отличались от взглядов З.Фрейда. Благодаря А.Фрейд теория З.Фрейда получила развитие. Она определила взаимосвязь защит с онтогенезом, дала определение защитным механизмам , на которое в дальнейшем опирались другие исследователи: «Защитные механизмы — это деятельность „Я“, которая начинается, когда „Я“ подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием»(8). Важность этого определения в том, что защита представляется как бессознательное явление, но соотносится с сознанием в организации защитного процесса. А.Фрейд определила источники защиты- это непринимаемое субъектом смысловое содержание, которое осознается на короткое время и затем подавляется, трансформируется.
Общим для разных теорий в
понимании психологических
Защитные механизмы начинают свое действие, когда достижение целей (вышеназванных) нормальным способом невозможно. Наиболее общепринятые механизмы психологической защиты : отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение, отчуждение. Есть другие, но в этой работе их я не рассматриваю. Ниже я охарактеризую каждую из названных защит.
2. Функции психологических защит.
Функции психологических
защит можно разделить на полезные
и вредные для личности.
Полезные :
Функции, вредные для личности:
Современные исследователи в основном придерживаются мнения, что все-таки психологические защиты наносят вред личности. В результате воздействия защит у человека, нарушается целостность личности человека и проблема — источник защиты остается не решенной . Защита может принимать хронический характер, так как человек лишает себя возможности правильно воздействовать на ситуацию. Защиту нужно осознать и устранить истинный источник угрозы, тревоги . Психологическая защита позитивна тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоит ими заниматься.
3. Влияние защит на развитие личности и самопознание.
Защитные механизмы личности разные и специфичные. Все они действуют в равной степени и используются личностью ежедневно. Защитные механизмы позволяют человеку освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их в «бессознательном», что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Появлением защит человек реагирует на травмирующую психику ситуацию. Любой защитный механизм влияет на развитие личности потому,что искажает восприятие реальности, порождает самообман, искажает собственное «Я» до такой степени, что развитие личности принимает неправильное направление. Усугубляет этот процесс неосознаваемость защит человеком, сознание человека искажается и все это влияет на все другие психические процессы, ну и конечно отражается на физическом плане. Хотя в физическом плане защиты оказывают скорее положительное влияние, ведь они снижают влияние стресса на организм человека. Но разные защиты действуют по-разному, и некоторые из них, закрепляясь на всю жизнь, оказывают отрицательное воздействие и на физическое состояние человека- это разные заболевания, фобии, психозы.