Психологические защиты личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое обоснование влияния механизмов защиты на развитие личности.
Задачей является установление факторов , образующих психологические защиты влияющих на развитие личности.

Содержание работы

Введение. Понятие психологической защиты в психологии.

Особенности психологических защит и их классификации.
Функции психологических защит.
Влияние психологических защит на развитие личности и самопознание.
Механизмы психологических защит.
Заключение. Актуальность психологических защит.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

    Все  механизмы мешают процессу самопознания  и  конечно, они являются мощными барьерами в саморазвитии. Может быть только «интеллектуализация» в некоторой степени идет на пользу человеку: когда мы выключаем эмоции и поступаем согласно разуму, то это – показатель зрелости человека.

     Даже положительное  действие защит  является всего лишь вопросом времени. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности развиваться.

4. Механизмы психологических защит.

Концепций в  исследованиях психологических  защит немало, рассмотрю восемь основных, которые имеют универсальные  характеристики, а также соотнесу их с онтогенезом.

Отрицание- самый примитивный механизм, проявляется на ранних стадиях онтогенеза. Он связан с детской потребностью в признании, с восприятием себя и социального окружения. Хотя механизм примитивен, но он встречается довольно часто в зрелом возрасте. Здесь уже играет роль этическое воспитание. Защита часто встречается у людей с богатой фантазией, творческих, самонадеянных, хвастливых и пр. Он как позитивен так и негативен для личности. Позитивность выражается в свободе выражения личности, а негативность- в этической стороне проявления. Пример такой защиты наблюдается у алкоголика, который отрицает вред и опасность алкоголизма.

Отрицание «говорит само за себя — применяющий её человек  отрицает события или информацию, которую не может принять» (5). Эту защиту можно соотнести с вытеснением по характеристикам, только вытеснение происходит осознанно, а отрицание происходит неосознанно. Мой личный пример «вытеснения»(отрицания): смотрю вечером перед сном телевизор для того, чтобы вытеснить ту информацию, которая наслоилась за день, особенно негативную.

Проекция- часто формируется в детстве в результате формирования самосознания у ребенка. Несформировавшаяся личность склонна приписывать себе качества, которые он считает положительными и несут положительную самооценку, а окружающим приписывать негативные качества, опять же для повышения самооценки. Приписывание мнимых достоинств  приводит личность к чрезмерному самолюбию, эгоизму, упрямству, враждебности, насильственным действиям, недоверию, нетерпимости и другим негативным качествам зхарактера. Положительные качества характера , благодаря такой защите, развиваются в виде требовательности к себе и окружающим, в стремлении к достижениям.

Эту защиту можно  наблюдать у ребенка в тот  период, когда он еще эмоционально не отделился от взрослого, он приписывает другим качества, умения, которыми обладает сам, или отождествляет себя с предметами, животными. Например, ребенок говорит « котенок мне сказал...» , или: «я пошел на работу».

Суть этой защиты в том, что человек внутренне ошибочно приписывает себе то положительное, что на самом деле находится вне его. В основе проекции главную роль играет прошлый опыт, прошлое восприятие и поэтому «прошлое» тормозит «будущее», происходит как бы зацикливание развития личности. Проекция может быть способом ухода от ответственности. Безусловно эта защита в большей степени негативно сказывается на личности. Если ребенку простительно, то для взрослого человека жить с непроработанной такой защитой очень тяжело. Например, человек, враждебно настроенный , считает, что враждебно настроено на самом деле его окружение. Кроме проблем в результате ничего не получается.

Регрессия проявляется чаще в детстве, когда ребенок не уверен в своих действиях, у него страх , связанный с неудачами в проявлении своей инициативы. Развитие начинает не прогрессировать, а регрессировать. В поведении появляется детскость, незрелость, развитие отступает на прежний уровень . Это может проявляться в смене настроений, плаксивости, в потребности утешения, жалости, человек податлив, внушаем, не может доводить начатое дело до конца. В результате формируется неустойчивый характер. Во взрослом возрасте человек ведет себя как ребенок, он инфантилен, асоциален, склонен к вредным привычкам- тунеядству, алкоголизму, наркомании. Родители воспитывают своих детей, не придавая значения их психологическим проблемам, а когда вырастает алкоголик-тунеядец, спрашивают: откуда это взялось? А вот ведь в чем проблема таилась.

Регрессия безусловно негативна в любом возрасте. Человек теряет ценности, уходит от реальности, как личность не развивается и поэтому полноценно не взаимодействует с окружающей социальной средой.

Замещение -поведенческая защита. Проявляется в том, что человек сдерживает эмоции гнева на более сильного, старшего чтобы избежать ответной реакции, накапливает напряжение и выплескивает на более слабого или на самого себя. Эта защита может внешне и не проявляться, человек просто держит себя в напряжении. Т. е. защита может быть активной или пассивной .

Негативность  защиты в том, что человек раздражителен, агрессивен, склонен к насилию, он бывает на грани доминирования и сентиментальности, аморален, склонен к алкоголизму, у него развиваются болезни на нервной почве вплоть до психопатии.

В жизни я  наблюдала такую защиту. У человека были очень деспотичные родители, он их боялся, а когда вырос стал очень агрессивным, кричал на своих детей, патологически контролировал их. С другой стороны был крайне сентиментален, ему казалось, что его недостаточно любят, плакал.

Подавление формируется когда человек сдерживает эмоции страха, проявление которых, как он считает неприемлемо для позитивного восприятия собственного Я. Человек как бы блокирует страх, забывает реальные факты, обстоятельства, связанные с этим страхом. Он избегает проблемных на его взляд ситуаций, он тревожен, боится новых знакомств, контактов. Внешне он невозмутим, спокоен и медлителен. Развивается робость, покорность, соглашательство, он как бы вступает в роль невиновного.

По З.Фрейду эта  защита называется «изоляция», и Фрейд считает , что ее прототип- логическое мышление. Это конечно является качественным отличием в двух защитах, но во многом можно объединить эти понятия.

Некоторые авторы соотносят подавление с интроекцией  или подразделяют подавление не дистанциирование, дереализацию и деперсонализацию. В некоторых теориях подавление обозначается как расстройство восприятия. (8) В чем-то подавление схоже с защитой «самоограничение», но все же это защиты разные.

Защита подавление негативна для человека, т. к. она приводит к регрессии развития личности. В себе я тоже обнаружила некоторое подобие такой защиты, только она больше похожа на Фрейдовскую «изоляцию»: когда на работе происходит что-то неприятное для меня, я иногда реагирую на это шутками, чтобы защитить себя от негативных эмоций. Тем самым я осознаю, что загоняю решение проблемы- проблема (источник ее) остается нерешенной. Но это происходит тогда, когда сама проблема малозначима и нет необходимости решать ее, вступая в борьбу и отстаивать свои позиции. В этом случае для меня проще сохранить хорошие взаимоотношения.

Интеллектуализация формируется в раннем подростковом возрасте и связано с эмоцией ожидания. Появляется она когда человек предвидит ожидаемый результат и боится разочароваться в нем. У подростка это бывает как результат неудачной конкуренции со сверстниками. Явление интеллектуализации похоже на «философствование».  Человек начинает либо преувеличивать роль обстоятельств, либо переоценивать имеющееся у него самого, либо дискредитировать цель, противника. Это искажает реальную действительность, человек может стать неспособным к принятию решений,, заниматься самообманом или самооправданием, отстраняться, быть циничным, иметь фобии. Положительная сторона защиты в том, что человек склонен к старательности, педантичности, к анализу и самоанализу, основательности, осознанности действий и обязательств, к самоконтролю, индивидуализации.

 Те, кто использует  интеллектуализацию, производят впечатление  человека холодного, рассудительного,  отвергающего межличностные отношения. Подростки часто зацикливаются на «философствовании», излишне фантазируют и интеллектуализируют, заменяют деятельность рассуждательством.

У интеллектуализации есть такой побочный эффект- отключение эмоций. С одной стороны это  положительная сторона интеллектуализации взрослого человека (для зрелой личности): когда человек отключает эмоции в некоторых жизненных ситуациях, то это выглядит как зрелость, взрослость. Я нашла в себе отрицательное свойство интеллектуализации , оно в том, что когда мне нужно проявить любовь, нежность, симпатию,  я этого не делаю (из-за интеллектуализирования), эмоции отключены по инерции и в результате я много теряю в отношениях с близкими.

Реактивное  образование- защита, которая развивается в результате освоения человеком высших социальных ценностей и предполагает поведение его прямо противоположное усвоенным ценностям.

Основана эта  защита на неприятии всего того, что принято в обществе, но как  человеку кажется, неприлично для него: это неприятие отношений полов, многого, что связано с функционированием организма, т. е. Неприятие того, что «неприлично». В связи с этим человек стремится соответствовать общепринятым стандартам, не поддерживает «неприличные « разговоры, вежлив, любезен, озабочен приличным внешним видом, бескорыстен, общителен, не покажет своего плохого настроения, воздержан, морален, желает быть примером для окружающих. Эти качества конечно положительные, но взглянуть с негативной стороны- здесь может быть негативная самооценка, лицемерие, ханжество, пуританизм, маниакальные стремления. Роль пуританина в обществе для личности не нужна,  ведь мы живем в реальном мире, в реальной социальной среде, и не принимать отдельные явления реальности нельзя . Неприятие этих социальных ценностей грозит социальными проблемами и сексуальными.

Компенсация- самый сложный защитный механизм, развивается в онтогенезе самым поздним и используется сознательно. Часто встречается у людей пожилого, старческого возраста и связан с эмоциями переживания утраты, жизненных потерь, горя, собственной неполноценности. Человек пытается найти замену утрате, исправить неполноценность. Защита встречается в разных возрастах, как правило грозит депрессией, склонностью к воспоминаниям.

Эта защита схожа  с другими- идентификацией и фантазией  если воспринимать ее как компенсацию на идеальном уровне. Здесь могут возникать положительные проявления личности: достижение высоких результатов в деятельности, установка на серьезную работу над собой, творчество, хобби, занятия спортом. Компенсацию можно истолковывать как «способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков (способностей, знаний, умений и навыков) за счет развития других качеств»(6).

Заключение. Актуальность психологических защит.

В нашей стране тема психологических защит была долгое время под запретом из-за идеологии коммунистической партии. Но в последнее время понятие психологической защиты используется в разных научных исследованиях: в медицине , в возрастной и педагогической психологии ,  педагогике , в медицинской психологии ,  в юридической психологии и других науках. Но несмотря на актуальность этой темы, нет единого взгляда на психологические защиты и каждая наука подходит к ним со своей точки зрения. Да и сама наука психология основана на разных подходах и концепциях.

Актуальность  исследования психологических защит  исходит из современной социально-экономической  и политической обстановки в стране. Сейчас в стране  все больше  увеличивается стрессовый фактор, который  воздействует на человека на всех уровнях  его взаимодействий. Для того, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями, человек вынужден прибегать к механизмам психологических защит. Но если в некоторых случаях защиты работают на пользу человеку, некоторые малозначимы, то есть очень вредные для человека, которые ведут к деструктуризации личности, к патологическим зависимостям, к преступности, алкоголизму, наркомании. В результате использования защит у человека остаются нерешенные проблемы , которые могут принимать хронический характер, так как человек лишает себя возможности правильно воздействовать на ситуацию. Защиту нужно осознать и устранить истинный источник угрозы, тревоги и др. Психологическая защита неважна только  тогда, когда  возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

Используемая  литература:

  1. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. М., 2000.
  2. Дубровина И.В и др. Психология: Учебник для студ. Сред пед.учеб. Заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; под ред.И.В.Дубровиной-М Издательский центр «Академия», 1999,-464с.
  3. История психологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений./ Т.Д. Марцинковская – М.: Издательский центр «Академия», 2006
  4. Джемс У. Психология. М., 1991
  5. Электронный источник:  http://ru.wikipedia.
  6. Защитные механизмы личности: Методические рекомендации / Сост. проф. В.В.Деларю. - Волгоград: ВолгГАСА, 2004. - 48 с.
  7. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика
  8. защитно-приспособительных механизмов личности. Пособие для врачей и
  9. психологов. – Спб. – 1995. – 16 с.
  10. 8.  Е.С.Романова. Л.Р. Гребенников. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. г. Мытищи, Издательство «Талант», 1996 г. — 144 с.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологические защиты личности