Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:37, контрольная работа
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Понятие и сущность социально-психологического климата………….4
2. Конфликтность; пути выхода из конфликтов.
2.1. Методы разрешения конфликта…………………………………….…..9
2.2. Структурные методы разрешения конфликта…………………………...10
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов…………………….…..11
3. Факторы, определяющие социально-психологический климат…………..12
4. Методы изучения социально-психологического климата ………………..13
Список литературы…………………………………………………………….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по (дисциплине): ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЛАН
2. Конфликтность; пути выхода из конфликтов.
2.1. Методы разрешения конфликта…………………………………….…..9
2.2. Структурные методы разрешения конфликта…………………………...10
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов…………………….…..11
3. Факторы, определяющие социально-психологический климат…………..12
4. Методы изучения социально-психологического климата ………………..13
Список литературы……………………………………………………
Благоприятный социально-психологический
климат является условием повышения
производительности труда, удовлетворенности
работников трудом и коллективом. Социально-психологический
климат возникает спонтанно. Но хороший
климат не является простым следствием
провозглашенных девизов и
В психологию понятие «климат»
пришло из метеорологии и географии.
Сейчас это установившееся понятие,
которое характеризует
Сущность социально-
В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.
Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат - отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.
Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат - настроение группы людей.
Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.
Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.
При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня:
Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее.
Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.
Многие психологи утверждают,
что социально-психологический
Конфликт можно определить как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Каждая из сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения и мешает другой сделать то же самое.
Конфликт может быть функциональным, ведущим к повышению эффективности деятельности организации, или дисфункциональным, влияющим негативно на показатели работы.
Существует четыре типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой.
Внутриличностный тип конфликта принимает различные формы. Одна из наиболее распространенных из них – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу конечного результата его работы, или производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Внутриличностный конфликт может также являться ответом на чрезмерную перегрузку или недогрузку, а также вызываться чисто личными, психологическими проблемами.
Межличностный конфликт является одним из самых распространенных. В организациях он проявляется по-разному. Иногда это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, одобрение проекта или влияние на подчиненных; иногда связан с психологической несовместимостью людей.
Межличностный конфликт проявляется и как столкновение личностей, взгляды и цели которых в корне различаются.
Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда эта личность занимает позицию, отличную от позиции группы.
Конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя. Руководитель часто вынужден принимать меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю, снизить производительность.
Межгрупповой конфликт возникает
в связи с тем, что любая
организация состоит из множества
формальных и неформальных групп, мнение
которых о принятых решениях и
действиях иногда прямо противоположно.
Примерами таких конфликтов могут
служить конфликты между
Необходимо иметь в виду, что один тип конфликта в случае, если не происходит его своевременного разрешения, может переходить в другой, более тяжелый.
Основными причинами возникновения конфликтов являются: ограничение ресурсов, которые можно делить; взаимосвязанность заданий; различие в целях; различия в манере поведения; в уровне образования, а также плохие коммуникации (плохая передача информации).
В любой организации, как
правило, существуют источники конфликта,
что может привести к возникновению
конфликтной ситуации в процессе
управления. Однако даже при большой
возможности возникновения
2.1.Методы разрешения конфликта.
В зависимости от того, насколько
эффективным будет управление конфликтом,
его последствия могут стать
функциональными или
Имеется несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон. Это в свою очередь сводит к минимуму или устраняет трудности в осуществлении решений.
Если не найти эффективного способа управления конфликтом, образуются деструктивные последствия, которые мешают достижению цели. Существуют следующие дисфункциональные последствия конфликта:
1. Неудовлетворенность трудом,
и как следствие – рост
2. Сохранение или усиление враждебных отношений, которые приводят к уменьшению степени сотрудничества в будущем.
3. Чрезмерная преданность
своей группе и непродуктивная
конкуренция с другими,
4. Представление о другой
стороне как о враге и о
своих целях как положительных,
5. Сворачивание взаимодействия
и общения между
6. Смещение акцентов: придание
большего значения победе в
конфликте, чем решению
2.2.Структурные методы разрешения конфликта.
Сюда можно отнести четыре метода разрешения конфликтов.
1. Разъяснение требований к работе является одним из основных методов управления, предотвращающих дисфункциональный конфликт. Задание всегда должно включать разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Для исключения субъективности оценок устанавливаются такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут; кто получает и кто предоставляет различную информацию; система полномочий и ответственности, а также процедуры и правила.
2. Координационные и
3. Общеорганизационные
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов.
В основе конфликта часто лежат взаимоотношения между личностями и группами внутри организации или вне ее. В этом случае особое значение приобретают межличностные методы разрешения конфликтов:
1. Уклонение. Этот стиль
подразумевает, что человек
2. Сглаживание. В основе
этого стиля поведения лежит
убеждение в том, что не стоит
выпускать наружу признаки
3. Принуждение. В рамках
этого стиля преобладает
4. Компромисс. Этот стиль
заключается в частичном