Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:37, контрольная работа
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
Понятие и сущность социально-психологического климата………….4
2. Конфликтность; пути выхода из конфликтов.
2.1. Методы разрешения конфликта…………………………………….…..9
2.2. Структурные методы разрешения конфликта…………………………...10
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов…………………….…..11
3. Факторы, определяющие социально-психологический климат…………..12
4. Методы изучения социально-психологического климата ………………..13
Список литературы…………………………………………………………….15
5. Решение проблемы. В
современной социальной
Главным мероприятие по предотвращению конфликта является его профилактика.
Профилактика конфликта – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Профилактика конфликта предполагает его прогнозирование. Основной целью прогнозирования является повышение эффективности и результативности принимаемых решений. В качестве основных задач, в которых конкретизируется цель прогнозирования, выступают следующие задачи: избежать нежелательных результатов развития события; ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении.
К факторам, определяющим социально-психологического климата, относят ряд факторов макро- и микросреды.
Факторы макросреды - это
тот общественный фон, на котором
строятся и развиваются отношения
людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая
ситуация в стране, экономическая
ситуация в обществе, уровень жизни
населения, организация жизни населения,
социально-демографические
Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе.
К микрофакторам относятся:
- объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.
- субъективные - характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства
Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.
Неблагоприятный климат индивидуально
переживается как неудовлетворенность
взаимоотношениями в
К наиболее распространенным методам изучения социально-психологического климата организаций относятся интервью, анкетирование, тестирование и др. Например, общую оценку социально-психологического климата коллектива позволяет дать анкета “Ваша работа в коллективе”, содержащая около 150 вопросов. В процессе ответов на эти вопросы анкетируемый выражает свое отношение к выполняемой деятельности (удовлетворенность производственной деятельностью), трудовому коллективу, руководству, своему положению (статусу) в коллективе и др.
Интервью- (англ. interview) — опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ.
Анкетирование- это процедура заполнения анкеты.
Тестирование - метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений.
Достаточно обширную информацию
о социально-психологических
Социометрия означает измерение
межличностных отношений в
Система социометрии основана на пяти теоретических положениях.
1.Распределение симпатии-
2.Человек не может
3.Закон социальной гравитации
устанавливает, что
4.Социологический закон
- высшие формы коллективной
5.Социодинамический закон
отмечает, что в любой группе
человеческие привязанности"
распределяются неравномерно; большая
часть эмоциональных явлений
приходится на немногих
Так, например, существует социометрический опрос- это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого.
Широко распространенным методом исследования, позволяющим в короткие сроки получить значительную по объему информацию, является анкетный опрос.
Анкетный опрос - это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.
Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета и респондент.
Анкета - это определенная система вопросов, связанных с задачами исследования. Анкета состоит из нескольких частей. На первом месте стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты, указывается способ возврата заполненных анкет. Вводная часть анкеты чаще всего располагается на титульном листе.
Наибольшее распространение получили следующие виды анкетирования: почтовое, прессовое, раздаточное.
Существует множество методик, измеряющих состояние психологического климата в коллективе.
К примеру, методика цветописи заключается в изучении эмоциональных состояний человека, которым соответствуют определенные цветовые оттенки. По оценке цветов, выбранных испытуемыми, определяется эмоциональное состояние работника и эмоциональная атмосфера коллектива в целом.
Сущность методики анализа значимых ситуаций заключается в изучении реакции членов группы, преобладающей в той или иной ситуации. Исследователь ежедневно регистрирует в дневнике произошедшие события и поведение в коллективе, берет интервью, проводит беседы.
Изучение социально - психологических
методов работы с коллективом
на конкретном предприятии имеет
важное практическое значение. В частности,
целесообразно исследовать
Список литературы
1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
3.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. -М.: Мысль, 1983. - 207 с.
4. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Автореферат канд. дисс.- Л., 1978.