Психологический климат организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

Содержание работы

Понятие и сущность социально-психологического климата………….4
2. Конфликтность; пути выхода из конфликтов.
2.1. Методы разрешения конфликта…………………………………….…..9
2.2. Структурные методы разрешения конфликта…………………………...10
2.3. Межличностные стили разрешения конфликтов…………………….…..11
3. Факторы, определяющие социально-психологический климат…………..12
4. Методы изучения социально-психологического климата ………………..13
Список литературы…………………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

физеология псих труд.docx

— 39.88 Кб (Скачать файл)

5. Решение проблемы. В  современной социальной психологии  выделяют, как минимум пять возможных  путей разрешения конфликтной  ситуации. Два из них носят  отрицательный характер, но, к сожалению,  весьма распространены.

Главным мероприятие  по предотвращению конфликта является его профилактика.

Профилактика конфликта  – это деятельность, направленная на недопущение его возникновения  и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Профилактика конфликта предполагает его прогнозирование. Основной целью прогнозирования  является повышение эффективности  и результативности принимаемых  решений. В качестве основных задач, в которых конкретизируется цель прогнозирования, выступают следующие  задачи: избежать нежелательных результатов  развития события; ускорить вероятное  развитие конкретного явления в  желательном направлении.

 

  1. Факторы, определяющие социально-психологический климат.

К факторам, определяющим социально-психологического климата, относят ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это  тот общественный фон, на котором  строятся и развиваются отношения  людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая  ситуация в обществе, уровень жизни  населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.

Факторы микросреды - это  материальное и духовное окружение  личности в трудовом коллективе.

К микрофакторам относятся:

- объективные - комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.

- субъективные - характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства

Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние  удовлетворенности отношениями  с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и  результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально  переживается как неудовлетворенность  взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и  содержанием труда. Это сказывается  на настроении человека, его работоспособности  и активности, на его здоровье.

 

  1. Методы изучения социально-психологического климата.

К наиболее распространенным методам изучения социально-психологического климата организаций относятся  интервью, анкетирование, тестирование и др. Например, общую оценку социально-психологического климата коллектива позволяет дать анкета “Ваша работа в коллективе”, содержащая около 150 вопросов. В процессе ответов на эти вопросы анкетируемый выражает свое отношение к выполняемой деятельности (удовлетворенность производственной деятельностью), трудовому коллективу, руководству, своему положению (статусу) в коллективе и др.

Интервью- (англ. interview) — опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ.

Анкетирование- это процедура заполнения анкеты.

Тестирование - метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений.

Достаточно обширную информацию о социально-психологических характеристиках  трудовых коллективов (структуре, межличностной  совместимости, сплоченности и т. п.) позволяют также получить социометрические методики. Однако при их использовании  затруднительно выделить и оценить  отдельные компоненты, составляющие такой интегральный показатель трудового  коллектива, как социально-психологический  климат.

Социометрия означает измерение  межличностных отношений в группе.

Система социометрии основана на пяти теоретических положениях.

1.Распределение симпатии-антипатии  между людьми.

2.Человек не может существовать  без взаимодействия с другими  людьми, которое осуществляются  на двух уровнях: спонтанном  и реальном. Спонтанным является  уровень, на котором находятся  лица, с которыми данный индивид  хотел бы вступить в контакт.  Реальный представлен теми, кто  действительно является эмоциональными  партнерами. Социальная общность  представляет собой социальный  атом, а каждая личность - ядро  этого атома, где собираются воедино многочисленные роли, связанные с существованием других участников.

3.Закон социальной гравитации  устанавливает, что сплочённость  группы прямо пропорциональна  влечению участников друг к  другу и обратно пропорциональна  влечению пространственной дистанции  между ними.

4.Социологический закон  - высшие формы коллективной ориентации  развиваются из простейших.

5.Социодинамический закон  отмечает, что в любой группе  человеческие привязанности"  распределяются неравномерно; большая  часть эмоциональных явлений  приходится на немногих индивидов  (звезды), большинство участников  оказываются эмоционально обездоленными  (социометрический пролетарий). Увеличение  размеров группы еще более  усиливает эту непропорциональность. Изменить это может только  социометрическая революция. 

Так, например, существует социометрический опрос-  это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого.

Широко распространенным методом исследования, позволяющим  в короткие сроки получить значительную по объему информацию, является анкетный опрос.

Анкетный опрос - это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов.

Основными компонентами анкетного  опроса являются: социолог, анкета и  респондент.

Анкета - это определенная система вопросов, связанных с задачами исследования. Анкета состоит из нескольких частей. На первом месте стоит вводная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполнению анкеты, указывается способ возврата заполненных анкет. Вводная часть анкеты чаще всего располагается на титульном листе.

Наибольшее распространение  получили следующие виды анкетирования: почтовое, прессовое, раздаточное.

Существует множество  методик, измеряющих состояние психологического климата в коллективе.

К примеру, методика цветописи заключается в изучении эмоциональных состояний человека, которым соответствуют определенные цветовые оттенки. По оценке цветов, выбранных испытуемыми, определяется эмоциональное состояние работника и эмоциональная атмосфера коллектива в целом.

Сущность методики анализа  значимых ситуаций заключается в  изучении реакции членов группы, преобладающей  в той или иной ситуации. Исследователь  ежедневно регистрирует в дневнике произошедшие события и поведение  в коллективе, берет интервью, проводит беседы.

 

 

Изучение социально - психологических  методов работы с коллективом  на конкретном предприятии имеет  важное практическое значение. В частности, целесообразно исследовать влияние  всей совокупности факторов жизнедеятельности  коллектива с целью выявления  степени их влияния на социально - психологическую обстановку в организации. Представляет практический интерес  изучение социально - демографической  структуры коллектива в конкретной организации; анализ методов управления персоналом, в том числе и социально - психологических; анализ показателей  их эффективности (показателей сплоченности членов коллектива) и их влияние  на экономические показатели деятельности предприятия.

 

 

 

Список литературы

1. Андреева Г.М., Социальная  психология. - М., 1980.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

3.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический  климат коллектива и личность. -М.: Мысль, 1983. - 207 с.

4. Гришина Н.В., Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов. Автореферат канд. дисс.- Л., 1978.

 

 


Информация о работе Психологический климат организации