Психологический портрет бизнесмена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 17:03, реферат

Описание работы

Цель данной работы:
описать психологический портрет бизнесмена.
Задачи:
1)Выявить общие черты личности предпринимателей;
2)Выявить психологические особенности предпринимателей в различных странах.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общие черты предпринимателей 5
1.1 Предприниматель по В. Зомбарту 5
1.2 Исследования других ученых по психологическим особенностям предпринимателей 7
1.3 Мотивы предпринимателей, способы и средства достижения целей 9
Глава 2 .Специфические особенности российского предпринимателя 13
Глава 3. Психологические особенности иностранных предпринимателей 23
3.1 США 23
3.2 Великобритания 24
3.3 Франция 27
3.4 Китай 29
3.5 Япония 30
Заключение 32

Файлы: 1 файл

деловое общение(Социально- психологический портрет современного российского бизнесмена.).rtf

— 271.59 Кб (Скачать файл)

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех -- это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

  • простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);
  • активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;
  • компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
  • получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;
  • использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

Добавим к этому общую точку зрения российских и американских специалистов в сфере бизнеса на мотивы.

Мотивы:

  • желание быть хозяином своей судьбы;
  • стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;
  • желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

Следующим элементом предпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

Значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков -- некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей -- прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

 

 

Глава 2 .Специфические особенности российского предпринимателя

 

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Развитие любой организации похоже на рост живого организма, который проходит одинаковые для всех организмов стадии. Рассмотрим некоторые качества российских предпринимателей на всех стадиях:

Стадия 1.

Всем известно: для того чтобы началось новое дело нужен один, единственный человек, которого мы и зовем предпринимателем, который будет смелее других сначала в мысли, потом решится рискнуть своими силами, сбережениями, иногда именем, своим авторитетом перед друзьями, которых позовет с собой в бизнес. На этой стадии пока смешные "потери" - уйти с работы, поссорится с супругом (супругой) из-за неизвестности бюджета, пропустить отпуск с приятелями…

Стадия 2.

Когда захлестнет волна первых трудностей, единственное что вытащит (хотя многим покажется, что это везение) - смелость владельца. Она будет источником вдохновения сотрудников, поможет найти и средства, и способы, и ресурсы. Этот прорыв смоет слабых - и в бизнесе и дома.

Стадия 3.

Потом все будет хорошо. Для всех кроме нее (него). Потребуется смелость, чтобы выстроить организацию (часто, потеряв друзей), распределяя должности и места в бизнесе. Здесь рядом со смелостью возникает неожиданное одиночество. Обычно владелец, по совместительству директор, превращая команду в организацию и страдая от хлопающих дверей и неодобрительных шуток в спину, обманывает себя. Пройдет, потом поймут. Не проходит? Приходится привыкать.

Стадия 4.

Перед этой стадией идет закладка стратегической выживаемости бизнеса. Предприятия делятся на тех, кто просто случайно выживает и увеличивает капитализацию (не зная этого термина), и тех, кто делает серьезные энергетические вложения в менеджмент. На этой стадии бизнесмены разделяются на три условные группы.

Вид первый. “Работающий владелец” - редкий вид людей, не имеющих пристрастий за пределами своего бизнеса и поглощающих прессинг работы, как наркотик. Чтобы фирма выжила после первого десятилетия своего существования, от этих людей требуется либо много знаний и навыков, либо фантастическое чутье.

В этой группе много хрестоматийных примеров таких как наши соотечественники: покойный Святослав Федоров, Александр Паникин (концерн “Панинтер”), Нуралиев (“1С”), несметное количество мелких, средних, крупных бизнесменов.

Вид второй. “Хозяин” - человек, имеющий хороший доход и вкус к его расходованию. Освоив основные правила бизнеса, и порядком подустав от прорывов и сбоев, "наигравшись" в руководство, хозяин передает управление наемным менеджерам. Отношения с предприятием у разных хозяев отличается только частотой и эмоциональностью вопроса: “Где мои деньги?”. “Хозяину” практически безразличны отношения с персоналом предприятия, т.к. его круг общения совсем иной.

Самый распространенный представитель этого вида - акционер. В мелком бизнесе - традиционный владелец мелких торговых точек.

Вид третий. “Неопределившийся”. Это тот, кто пытается усидеть на обоих стульях. С колебаниями во времени от нескольких дней до нескольких месяцев такой бизнесмен то активно руководит, то улетает на дайвинг или каннский фестиваль (как вариант запой или дача). Сотрудникам приходится наблюдать то внедрение случайных находок от стратегического планирования до формы одежды и системы экономии бензина, то поиска сочувствия в вопросе “разве я не могу себе это позволить?”...

Что интересно, представители всех трех видов интегрированы во все размеры бизнеса - от коммерческих палаток до транснациональных корпораций.

Видимо, нельзя однозначно сказать, какая ситуация более перспективна. В отечественном бизнесе сейчас, к сожалению, валом нарастает третий вид. Журнал “Карьера” недавно назвал эту ситуацию “дракой у руля”. Самое интересное в этой драке то, что менеджеры, в основном, знают, чего хотят, а именно: получить возможность управлять “без помех”. Владельцы же гоняются за двумя зайцами: сложно описываемой идеей контроля и потребностью в почете и уважении.

На самом деле идея контроля здесь лишь прикрытие. Контроль не имеет ничего общего с частым хождением по организации и выдачей случайных запросов и рекомендаций.

Например, весьма распространенная ситуация: владелец “решил” отойти от дел, нанял управляющего, но продолжает ходить по предприятию, “выяснять, что происходит”, подбрасывать идеи и увеличивать долги. Не имея даже идеи рентабельности, он, тем не менее, влезает в вопросы ежедневных расходов.

Источников у ситуации три:

Первый источник - элементарное незнание основ контроллинга5, методов оценки ситуации, неумение ставить цели. Все это легко упраздняется грамотными менеджерами.

Второй источник - страх захвата компании. В нашей ситуации, страх не беспочвенен, т.к. юристы привлекаются лишь для покупки юридических лиц. В число привычек и правил не входят нормальные договорные отношения и бизнес почти полностью нелегален. Эта причина также упраздняется, особенно быстро при помощи хорошего юрисконсульта.

Третий источник - самый проблемный. Страх одиночества. Непонятность - куда податься? Человек целыми днями “варившийся в деле”, привыкший “казнить” и “миловать”, быть “отцом родным”, вдруг наблюдает, как его подданные переориентируются на нового управленца (иногда более успешного). Внимание же к собственнику сводится к обычной вежливости. Работник мыслит так: если он не подписывает ведомость на зарплату, не увольняет и не дает отпуска…, о чем с ним говорить, кроме погоды. Наш бизнесмен видит в такой позиции чуть ли не предательство. Он то думал, люди работают не ради денег, что они команда, семья…. Свою семью он за время усиленной работы успел упустить, друзей - подрастерять. Что же снова одиночество? Способны ли его скрасить дивиденды?

Приходиться констатировать: в нашей стране безнадежно утеряна культура собственника. Нигде не учат, не объясняют - как быть собственником, если ты не директор. Единственная, пожалуй, возможность - взять устав АО и представить себя единственным акционером.

И еще, вспомнив былую смелость, взяться искать себе новые увлечения.

Людям близким к бизнесу (властям, прессе, учебным заведениям) тоже неплохо было бы повернуться лицом к проблеме. Интересно было бы узнать статистику: сколько предприятий закрывается из-за усталости бессменных руководителей-владельцев. На мой взгляд, больше половины. Это серьезные потери для экономики и социума.

Существует еще одна классификация отечественных предпринимателей по типам:

Дилетант - наверное, самый распространенный типаж. Это бизнесмен, который стал таковым без какого бы то ни было предшествующего экономического опыта. Биографически Дилетант - бывший журналист, комсомольский, советский (а то и партийный) работник, экс-преподаватель, экс-аспирант, экс-спортсмен... Это не порок, а скорее достоинство - наличие политического или организаторского, исследовательского опыта очень помогает в принятии решений и общении с людьми. Ахиллесова пята Дилетанта - желание компенсировать недостаток знания законов и практики активностью действий.

Дилетант может быть энергичным, открытым, не без вкуса одетым человеком, подчас с отменной репутацией в «прежнем воплощении». Цитируя Форда, Карнеги и газеты «Деловой мир», «Бизнес», «Коммерсантъ», он легко докажет выгодность и простоту предлагаемой сделки. При этом может оказаться, что Дилетант не представляет некоторых аспектов. Дилетант - это не столько тип бизнесмена, сколько этап в его развитии.

Перекупщик - это бизнесмен, специализирующийся исключительно на коммерции. Поскольку «чистая коммерция» находится по сей день под сильным налоговым и юридическим гнетом, Перекупщик неумело маскирует свое лицо. При заключении договора он будет именовать свою фирму «производителем», товар «продукцией». Но стоит навести справки - и окажется, что его «продукция» еще не миновала чужих заводских ворот или далекой таможни.

Перекупщик вынужден жить от операции до операции, у него не может быть далеко идущих перспективных планов. Это накладывает отпечаток на личность: Перекупщик старается «рвать цветы, пока цветут», потреблять, пока есть на что. Фирма Перекупщика устанавливает «приличную» зарплату, тратит недолговечные деньги на подержанные «тойоты» и видики.

Это не вина, а скорее беда - производственных инвестиций нет, будущее туманно... Но все же трудно относиться без иронии к установке: «Гуляй, купечество!» Стремление «проесть» как можно больше средств, жажда потреблять ворохами валютный ширпотреб сродни мотивациям испуганного соотечественника, хватающего с прилавков любой товар. Впрочем, это дело вкуса: один гражданин вложит круглую сумму в новое предприятие, другой - купит «Ниссан Супердизель», разобьет о первый столб, выйдет и пойдет зарабатывать дальше...

Перекупщиком становится человек с достаточно простым экономическим мышлением. Это не стратег, не организатор, не новатор, но при этом обладатель завидной хватки. В общении Перекупщика выдает этакая вальяжность, кожанка или варено-спортивный костюм, нарочитая небрежность и лексикон: «бешеные бабки», «баксы», «прокрутить», «прокачать», «дать на лапу»; «толкнуть», «кусок» и т. п.

Следующий вид - Ездок. Это люди, критерием успеха для которых является частота и продолжительность загранкомандировок. Впрочем, это опять же не их вина: сам убогий образ жизни направляет человеческую активность на прорывы «за бугор», где есть на что подивиться и есть чем отовариться.

Ездоки, как правило, рождаются и плодятся в отделах внешнеэкономических связей крупных предприятий. Такие отделы начали создаваться после принятия постановления правительства, давшего предприятиям внешнеэкономическую самостоятельность. Должность завотделом или зама по ВЭС стала, как правило, «блатной»: директор назначает своего, охочего до загранпоездок любимца, а он формирует свой штат из кандидатов в ездоки.

Информация о работе Психологический портрет бизнесмена