Психологический портрет личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выделение типичных психологических портретов детей младшего школьного и старшего школьного возрастов. Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Составить психологический портрет личности младшего школьника;
Составить психологический портрет личности старшего школьника;
Показать возрастные особенности личностей на каждом этапе взросления

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…......3
ГЛАВА 1. Характеристика личности подростка…………………………….….. ..5
Понятие личности………………………………………………………….….5
Психологический портрет личности……………………………………..….6
Особенности развития личности в подростковом возрасте…………….....11
ГЛАВА 2 Психологические портреты личностей подростков……………….....15
2.1 Психологический портрет личности младшего школьника…………….....15
2.2 Психологический портрет личности старшего школьника…………….....19
2.3 Сравнительные характеристики личностей разных возрастов………….....22
Заключение………………………………………………………………………....27
Список литературы……………………………………………………………...…28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.48 Кб (Скачать файл)

6) Дистимный тип. Для него характерно преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, сожаление о прошлом. Для этого типа характера человека характерны низкая общительность, преобладание унылого настроения, немногословность. Такие люди часто домоседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты. Таким образом, среди плюсов можно обозначить следующие: очень ценят людей, с которыми дружат, серьезны, добросовестны. Минусы: пассивность, замедленность, неповоротливость.

7) Возбудимый тип - эти  люди мало общительны, у них замедленные реакции. Часто такие люди угрюмы, занудливы, склонны к конфликтам по пустякам, сквернословию. Они бывают тиранами в семье, неуживчивы в коллективе. Среди наиболее значимых положительных качеств можно выделить следующие: в период хорошего настроения - аккуратность, добросовестность, любовь к животным, детям. Недостатки: если такой человек эмоционально возбужден, то он чрезвычайно вспыльчив и плохо контролирует свое поведение.

8) Педантичный тип - редко вступает в конфликты, этот человек мелочно аккуратен, придирается к «каждой запятой», охотно подчиняется. Преимущества: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, способность брать на себя ответственность. Недостатки: занудливость, теряется в ситуациях, требующих принятия решений, повышенной нагрузки.

9) Тревожный тип - такие  люди робки, неуверенны в себе, им свойственно грустить. В ситуации конфликта ищут поддержки и опоры. Сильные стороны тревожного типа: дружелюбны, самокритичны, чувствительны. Недостатки: плохо переносит ситуации требующие повышенных нагрузок, решений и реакций, из-за своей беззащитности часто служат мишенью для шуток.

10) Эмотивный тип -- эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, среди которых им комфортно и уютно. Редко вступают в конфликты. Обиды сносят не «выплескивая» наружу. Плюсы: доброта, сострадательность, исполнительность. Минусы: чрезмерная чувствительность, слезливость.

11) Экзальтированный тип - ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, открыты для любой  информации. Переживает все события  очень бурно. Плюсы: привязанность к друзьям, искренность и яркость чувств. Минусы: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям

         Стержнем характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.[29]

         Слово «личность» происходит  от слов «лицо», «личина». В древнегреческом, а затем в древнеримском театре актер выходил на сцену в маске, на которую крупными мазками (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера -злодея, комика, героя. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности.

        Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека -- из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.Психологический портрет личности включает следующие основные свойства: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции; умение общаться; самооценка; уровень самоконтроля; способность к групповому взаимодействию.

 

1.3 Особенности  развития личности в подростковом  возрасте

         При различных подходах к определению  личности и особенностей ее  развития, наиболее  логичная формулировка  была дана А.Н. Леонтьевым, показавшим, что личность представляет особое  системное и поэтому «сверхчувственное» качество, приобретаемое индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью, развиваясь как личность. И хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами, которые составляют предпосылки формирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида [13], в контексте задач воспитания возможно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования и насыщения именно того системного качества индивида, в. котором выражен уровень его социальной зрелости, интеграции и развертывания общественной сущности человека.

        Подростковый  возраст — это стадия развития  личности, которая обычно начинается  с 11-12 и продолжается до 16—17 лет  — периода, когда человек входит  во «взрослую жизнь».

        Также  данный возраст, с психологической  точки зрения, объясняется как  «период взросления, характеризующийся  интенсивными психологическими  и физическими изменениями: половым  созреванием и развитием, бурной  физиологической перестройкой организма».

       Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием.[4]В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т. п. Наблюдающиеся в пубертатный период изменения бывают столь значительны, что для описания их ученые предпочитают использовать такие образные выражения, как "гормональная буря", "эндокринный шторм", "скачок роста" и др. Важно отметить, что даже у абсолютно нормальных подростков возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [24]

         Центральным психологическим новообразованием  в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.[6]

         В подростковом возрасте могут  впервые возникать или заметно  обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. [24, c.170]

          Переходный возраст, предъявляет  совокупность условий, в высшей  степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии.[6]

         Реакция эмансипации представляет  собой тип поведения, посредством  которого подросток старается  высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.[22]

         Для подростков увлечения (хобби) являются очень важным дополнением  в жизни. Увлечения необходимы  для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям  формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

        Они  делятся на следующие виды:

- Интеллектуально - эстетические  увлечения (музыка, рисование,

радиотехника, электроника, история).

- Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок,

открыток).

- Эксцентрические (желание  подростка быть в центре внимания  ведет к увлечению экстравагантной одеждой).[5]

Вывод по 1 главе: Личность - индивид как субъект социальных отношений, социально значимой деятельности, носитель социально значимых качеств. В процессе взаимодействия с жизненной средой, подросток начинает всматриваться в самого себя, открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируется самооценка, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Личностью он станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

         Осознав себя как личность, определив  свое место в обществе и  жизненный путь , подросток становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.

 

 

ГЛАВА 2. Особенности формирования личности в подростковом возрасте

2.1 Психологический  портрет младшего школьника

      Младший школьный возраст – это очень ответственный и важный период в жизни ребенка, так как он попадает в совершенно незнакомую ему обстановку из привычной ему среды(дом или детский сад).

         Младшим школьным возрастом принято считать период жизни ребенка от 6-7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. В этот период происходит интенсивное анатомо-физиологическое созревание организма. Функционально совершенствуется нервная система. [9].Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна.[25]

         Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.

        Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность. желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия.

         Младший школьный возраст закладывает основу дальнейшего развития личности. В этот период происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинается формирование нравственного поведения и общественной направленности личности.

       Все это главным образом выстраивается в новую систему отношений к социальному окружению, к учению, воспитывает характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

Ведущие потребности младшего школьного возраста – потребности общение с людьми, во взаимопонимании.

        В коллективе сверстников у младшего школьника создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс двухсторонний, благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Младших школьников характерны такие черты как импульсивность, слабость волевой регуляции поведения, высокая эмоциональность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители. К 3 классу она встречается у детей довольно редко. Вместе с тем в некоторых случаях импульсивность становится индивидуальной чертой характера ребенка.

       Из-за импульсивности и повышенной эмоциональности младше школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и открыты в выражении своих эмоций. По мере взросления способность контролировать свои чувства и сдерживать их развивается. Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительных обязанностей, живущим в свое удовольствие (гедоʜᴎϲтом), оᴨекаемым, ведомым, эмоционально и материально зависимым от взрослых, не несущим серьезной ответственности за свои действия и т. д.. С другой стороны, ему крайне важно стать школьником, т. е. человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг ᴨеред взрослыми и своим будущим, подавляющим сиюминутные желания, и пр.

        Дети младшего школьного возраста характеризуются особыми отношениями «к миру (картина мира) и с миром (чем мир является для человека), к себе (образ «Я») и с собой (чем человек является для себя)»[27]

Информация о работе Психологический портрет личности подростка