Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:50, курсовая работа
Целью данной работы является выделение типичных психологических портретов детей младшего школьного и старшего школьного возрастов. Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Составить психологический портрет личности младшего школьника;
Составить психологический портрет личности старшего школьника;
Показать возрастные особенности личностей на каждом этапе взросления
Введение……………………………………………………………………….…......3
ГЛАВА 1. Характеристика личности подростка…………………………….….. ..5
Понятие личности………………………………………………………….….5
Психологический портрет личности……………………………………..….6
Особенности развития личности в подростковом возрасте…………….....11
ГЛАВА 2 Психологические портреты личностей подростков……………….....15
2.1 Психологический портрет личности младшего школьника…………….....15
2.2 Психологический портрет личности старшего школьника…………….....19
2.3 Сравнительные характеристики личностей разных возрастов………….....22
Заключение………………………………………………………………………....27
Список литературы……………………………………………………………...…28
6) Дистимный тип. Для него характерно преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни, сожаление о прошлом. Для этого типа характера человека характерны низкая общительность, преобладание унылого настроения, немногословность. Такие люди часто домоседы, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты. Таким образом, среди плюсов можно обозначить следующие: очень ценят людей, с которыми дружат, серьезны, добросовестны. Минусы: пассивность, замедленность, неповоротливость.
7) Возбудимый тип - эти люди мало общительны, у них замедленные реакции. Часто такие люди угрюмы, занудливы, склонны к конфликтам по пустякам, сквернословию. Они бывают тиранами в семье, неуживчивы в коллективе. Среди наиболее значимых положительных качеств можно выделить следующие: в период хорошего настроения - аккуратность, добросовестность, любовь к животным, детям. Недостатки: если такой человек эмоционально возбужден, то он чрезвычайно вспыльчив и плохо контролирует свое поведение.
8) Педантичный тип - редко вступает в конфликты, этот человек мелочно аккуратен, придирается к «каждой запятой», охотно подчиняется. Преимущества: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, способность брать на себя ответственность. Недостатки: занудливость, теряется в ситуациях, требующих принятия решений, повышенной нагрузки.
9) Тревожный тип - такие люди робки, неуверенны в себе, им свойственно грустить. В ситуации конфликта ищут поддержки и опоры. Сильные стороны тревожного типа: дружелюбны, самокритичны, чувствительны. Недостатки: плохо переносит ситуации требующие повышенных нагрузок, решений и реакций, из-за своей беззащитности часто служат мишенью для шуток.
10) Эмотивный тип -- эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, среди которых им комфортно и уютно. Редко вступают в конфликты. Обиды сносят не «выплескивая» наружу. Плюсы: доброта, сострадательность, исполнительность. Минусы: чрезмерная чувствительность, слезливость.
11) Экзальтированный тип
- ему свойственны высокая
Стержнем характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.[29]
Слово «личность» происходит от слов «лицо», «личина». В древнегреческом, а затем в древнеримском театре актер выходил на сцену в маске, на которую крупными мазками (так, чтобы было видно из последних рядов амфитеатра) наносились черты того или иного характера -злодея, комика, героя. Раскраска маски указывала на нравственные и психологические качества человека. Именно они составляют основу человеческой личности.
Развитие
индивидуальности продолжается всю жизнь.
С возрастом меняется лишь позиция человека
-- из объекта воспитания в семье, школе,
вузе он превращается в субъект воспитания
и должен активно заниматься самовоспитанием.
1.3 Особенности
развития личности в
При различных подходах к
Подростковый возраст — это стадия развития личности, которая обычно начинается с 11-12 и продолжается до 16—17 лет — периода, когда человек входит во «взрослую жизнь».
Также данный возраст, с психологической точки зрения, объясняется как «период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями: половым созреванием и развитием, бурной физиологической перестройкой организма».
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием.[4]В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия, многие из них порой начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций и т. п. Наблюдающиеся в пубертатный период изменения бывают столь значительны, что для описания их ученые предпочитают использовать такие образные выражения, как "гормональная буря", "эндокринный шторм", "скачок роста" и др. Важно отметить, что даже у абсолютно нормальных подростков возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень его физического и физиологического развития отличается от такового у большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть снижение самооценки. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [24]
Центральным психологическим
В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности. [24, c.170]
Переходный возраст, предъявляет совокупность условий, в высшей степени благоприятствующих как внешним травматическим воздействиям, так и обострению и проявлению внутренних конституциональных задатков и предрасположений, которые до того находились в латентном состоянии.[6]
Реакция эмансипации
Для подростков увлечения (хобби)
являются очень важным
Они делятся на следующие виды:
- Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисование,
радиотехника, электроника, история).
- Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок,
открыток).
- Эксцентрические (желание
подростка быть в центре
Вывод по 1 главе: Личность - индивид как субъект социальных отношений, социально значимой деятельности, носитель социально значимых качеств. В процессе взаимодействия с жизненной средой, подросток начинает всматриваться в самого себя, открывает для себя свое «Я», стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируется самооценка, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Личностью он станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь , подросток становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.
ГЛАВА 2. Особенности формирования личности в подростковом возрасте
2.1 Психологический портрет младшего школьника
Младший школьный возраст – это очень ответственный и важный период в жизни ребенка, так как он попадает в совершенно незнакомую ему обстановку из привычной ему среды(дом или детский сад).
Младшим школьным возрастом принято считать период жизни ребенка от 6-7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. В этот период происходит интенсивное анатомо-физиологическое созревание организма. Функционально совершенствуется нервная система. [9].Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Психологическая готовность рассматривается и с субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Ребенок приобрел некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память его также достаточно развита — легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь не только взрослые, но и он сам способен ставить перед собой мнемическую задачу. Он уже знает из опыта: для того чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. эмпирически овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Относительно хорошо развита у ребенка наглядно образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна.[25]
Как видим, возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать их систематическое обучение. Формируются и элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.
Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону — субъективную психологическую готовность. желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия.
Младший школьный возраст закладывает основу дальнейшего развития личности. В этот период происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинается формирование нравственного поведения и общественной направленности личности.
Все это главным образом выстраивается в новую систему отношений к социальному окружению, к учению, воспитывает характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
Ведущие потребности младшего школьного возраста – потребности общение с людьми, во взаимопонимании.
В коллективе сверстников у младшего школьника создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс двухсторонний, благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. Младших школьников характерны такие черты как импульсивность, слабость волевой регуляции поведения, высокая эмоциональность. Импульсивность как результат повышенной эмоциональности в этом возрасте проявляется в быстром отвлечении внимания на яркие неожиданные раздражители. К 3 классу она встречается у детей довольно редко. Вместе с тем в некоторых случаях импульсивность становится индивидуальной чертой характера ребенка.
Из-за импульсивности и повышенной эмоциональности младше школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и открыты в выражении своих эмоций. По мере взросления способность контролировать свои чувства и сдерживать их развивается. Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительных обязанностей, живущим в свое удовольствие (гедоʜᴎϲтом), оᴨекаемым, ведомым, эмоционально и материально зависимым от взрослых, не несущим серьезной ответственности за свои действия и т. д.. С другой стороны, ему крайне важно стать школьником, т. е. человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг ᴨеред взрослыми и своим будущим, подавляющим сиюминутные желания, и пр.
Дети младшего школьного возраста характеризуются особыми отношениями «к миру (картина мира) и с миром (чем мир является для человека), к себе (образ «Я») и с собой (чем человек является для себя)»[27]
Информация о работе Психологический портрет личности подростка