Психологический портрет собственной личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Содержание работы

Теория
Психологический портрет собственной личности
Темперамент (по Айзенку)
Характер
Результаты теста Леонгарда
Результаты теста по Кеттеллу
Результаты проективных тестов
описательная характеристика себя (рис. « Я»)
описательная характеристика противоположного пола ( рис. «Человек противоположенного пола»)
описательная характеристика собственного поведения в стрессе (рис. «Человек под дождём»)
описательная характеристика отношений с ближайшим окружением (рис. «Семья»)
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

психология курсовик.docx

— 58.74 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Нижегородская государственная медицинская  академия» Министерства здравоохранения  Российской Федерации

Кафедра психиатрии и медицинской психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: психология

на тему:

“Психологический портрет  собственной личности”

 

 

Выполнила:                                                       Кириченко М.К.,

                                                                           студентка гр. №233,    

                                                                           лечебный факультет                                  

Проверила:                                                        Тюканько О.И.

 

 

 

 

 

Нижний Новгород, 2013

Содержание

Теория

Психологический портрет  собственной личности

  1. Темперамент (по Айзенку)
  2. Характер

      Результаты теста Леонгарда

      Результаты теста по Кеттеллу

      Результаты проективных тестов

      • описательная характеристика себя (рис. « Я»)
      • описательная характеристика противоположного пола ( рис. «Человек противоположенного пола»)
      • описательная характеристика собственного поведения в стрессе (рис. «Человек под дождём»)
      • описательная характеристика отношений с ближайшим окружением  (рис. «Семья»)

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теория

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. Вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темперамент проявляется  уже в раннем детстве, он относительно устойчив и слабо поддается воспитанию.

Типы  темперамента

Описание особенностей различных  темпераментов может помочь разобраться  в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с  резко выраженными чертами определённого  темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный  темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести  темперамент человека к тому или  иному типу.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

 

Характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

 

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

 

Подходы к исследованию личности.

 

Типологический  подход (Леонгард).

Типология характеров, предложенная немецким учёным Леонгардом ,основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров.

 

Гипертимический тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым, настроением, высоким жизненным тонусом, энергией, неудержимой активностью. Постоянно стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность - с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваивается в незнакомой обстановке. Плохо переносит одиночество, размеренный режим, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье. Переоценка возможностей, оптимизм. Короткие вспышки раздражения являются следствием стремления подавить активность и лидерство окружающих. Самооценка обычно неплохая.

Возбудимый  тип. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, "занудливость", но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует.

Эмотивный тип (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение.

Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью.

Тревожный тип (психастенический). Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.

Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимных фаз поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).

Демонстративный тип. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

Неуравновешенный  тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость эмоций, сочетающаяся со склонностью к формированию сверхценных идей.

Дистимический тип. Этот тип является противоположным гипертимическому типу, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, заторможенностью

Экзальтированный  тип (лабильный). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

 

Тест  Леонгарда - один из достаточно известных в психологии тестов, предназначенный для оценки некоторых свойств своего характера.

 

 

 

Диспозициональный  подход (Кеттелл).

 

Самым важным вкладом Кеттелла в теорию личности является его систематическое описание личности. Для этой цели Кеттелл разработал личностный опросник шестнадцати личностных факторов и в качестве основного метода исследования личности использовал факторный анализ. Целью диагностики являлось выявление исходных личностных черт по данным самооценки.

Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем. 
Тестируемая личность попадает в уже готовую систему координат, и там измеряются ее свойства и сравниваются с заранее заданными свойствами.

Структура  личности по Кеттеллу состоит из 16 факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок , в котором он появился в ходе факторного анализа.

Фактор А – отзывчивость- отчуждённость.

Фактор В – интеллект.

С – эмоциональная устойчивость- неустойчивость.

Е – доминантность- подчинённость.

F- рассудительность – беспечность.

G- сознательность – безответственность.

H- смелость – робость.

I - жёсткость – мягкость.

L – доверчивость- подозрительность.

М- мечтательность- практичность.

N- проницательность - наивность.

О -  чувство вины - самоуверенность.

Q1-  радикализм – консерватизм.

Q2- самодостаточность – социабельность.

Q3 – импульсивность – контролируемость.

Q4 – расслабленность – напряжённость.

 

Целостный (проективный ) тест.

Тесты, реализующие проективные методики тестирования, ставят перед тестируемым какую-либо неструктуированную, весьма "расплывчатую" задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.

Основная гипотеза таких  тестов состоит в том, что способ решения тестируемым подобных задач  должен отражать разнообразные фундаментальные  характеристики его психики. Предполагается, что поставленная "нечеткая" задача побуждает испытуемого к каким-либо характерным для него действиям или мыслительным процессам, которые являются индивидуальными для него и на основе которых можно судить о разнообразных качествах испытуемого.

В принципе проективные методики тестирования позволяют протестировать испытуемого так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию.

Считается, что подобные тесты выявляют так же скрытые  или неосознанные стороны характера личности. Более того, чем менее структуирована и формализована тестовая задача, тем менее вероятно, что у тестируемого возникнет какая-либо защитная реакция на нее, в результате которой он попытается избежать тестирования или каким-либо способом привести результаты тестирования к желаемому виду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический портрет собственной личности

 

    1. Темперамент (по Айзенку)

В исследованиях структуры  личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности: интроверсия – экстроверсия, нейротизм (нестабильность) – стабильность.

Результат

  • У меня норма человеческой лжи, мои ответы достоверны (3)
  • Я потенциальный экстраверт (15)
  • Я эмоционально уравновешена – нормостеник (11)
  • Преобладающий тип темперамента: сангвиник



 

 



 


 

 

 

Характерологические проявления

Очень энергичен, жизнерадостен. “Любимец публики”. Считается, что подростки такого типа – счастливцы. Они очень часто одарены, легко учатся, малоутомляемы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки (и молодые люди) с детства привыкают, что им всё доступно. В результате чего не учатся серьёзно работать над достижением цели. Легко всё бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект.

 

Пути коррекции

Требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит  выбирать на лидерские должности. Лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа и строго требовать их выполнения. Добиваться чего-либо поэтапно. Поощрять увлечения, интересоваться ими. Вырабатывать настойчивость, приучая к упорядоченной работе.

 

    1. Результаты теста Леонгарда

Акцентуация характера по каждому  типу диагностируется в случае превышения 12-балльного уровня.

Информация о работе Психологический портрет собственной личности