Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:22, реферат
В работе рассмотрено понятие конфликта и в частности ролевого конфликта, как неотъемлемой части деятельности любого предприятия.
Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности. Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.
Введение…………………………………………………………….……...3
Глава 1. Понятие ролевого конфликта…………………………………..4
1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4
1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...8
1.3. Психологические роли и ролевые конфликты…………………….9
1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…12
1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…13
Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….14
2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….14
2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….18
Заключение………………………………………………………………..20
Список источников литературы………………………………………...21
5. Несовместимость разных
ролей. Эти ситуации возникают
тогда, когда разные роли (или
компоненты ролевого кластера) не
могут функционировать
6. Противоречивость или
несовместимость разных
7. Недостаточность ресурсов
для выполнения какой-нибудь
1.4. Типы ролевых конфликтов
Описанные ситуации связаны с разными типами ролевых конфликтов. Несмотря на большое количество классификаций ролевых конфликтов в научной литературе, большинство авторов (в частности, в литературе по теории психодрам) называют такие основные их виды:
а) интерперсональный - конфликт между разными ролями разных людей;
б) интраперсональный - конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;
в) интерролевой - конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид;
г) интраролевой - конфликт между
ролью, которую необходимо играть и
внутренними потребностями
Мы расположили типы в
порядке возрастания глубины
личностной проблематики. Хотя нет
какого-то соответствия между видами
ролевых конфликтов и типами ролей,
описанными раньше (в каждом виде конфликтов
могут быть привлеченными любые
роли), однако первые два типа чаще всего
касаются социальных ролей, а два
других чаще всего связанные с
личностными ролями.На первый взгляд,
кажется, что в описанном разнообразии
противоречий тяжело сориентироваться.
Тем не менее, после детального анализа
можно сделать вывод, что все
типы ситуаций и все виды ролевых
конфликтов подчиняются одной
1.5. Особенности ролевого конфликта
Главными особенностями ролевого конфликта являются отсутствие четких этапов развития конфликта и влияние на конфликты межличностные.Как, мы знаем, конфликт всегда состоит из предконфликтной ситуации, начала конфликта, его эскалации, разрешения и периода послеконфликтного. Ролевой же конфликт может перерастать в кризис. Функции ролевого конфликта также делятся на позитивные и негативные. Кпозитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить на предприятии те, недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей. Негативные же функции ролевого конфликта касаются возможного отклонения в поведении индивида, возникновение конфликтов межличностных. Человек и роль, которая он выполняет, связанны определеннымипсихологическими характеристиками, которые подходят для выполнения определенных социальных ролей. Игнорируя эту зависимость, люди испытывают ролевое напряжение и ролевой конфликт.Пример ролевого напряжения - это когда человек выполняет под давлением обстоятельств роль, которая не отвечает ни его интересам, ни наклонностям, ни внутренним установкам. Если ролевой конфликт обостряется, то это может привести к отказу исполнять ролевые обязанности, тогда человек получает внутренний стресс и отходит от данной роли.Своя роль - это качественная реализация себя согласно сильным сторонам своего социально-психологического типа.Ролевое напряжение и ролевой конфликт представляют серьезную социальную и психологическую проблему. Часто внутренние противоречия сотрудников и конфликты влияют отрицательно на их межличностные отношения с коллегами. Бывают случаи, когда ролевые конфликты не осознаются ими и тогда они приносят неприятности без видимых причин. Приведу пример нескольких неосознанных внутренних конфликтов и их влияния на межличностные отношения. Например, вследствие внутреннего конфликта у человека начинает проявляться агрессия, желание унизить окружающих. Это приводит к столкновениям с его обиженными коллегами. В данном случае это характерно для интер и интра-ролевых конфликтов.Конфликты интра и интер-персональные уже сами по себе тяготеют к межличностному противостоянию.
Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов
2.1. Организационные
методы решения ролевых
Чтобы убедится в том, что
имеет место именно ролевой конфликт
можно пронаблюдать за сотрудниками
и выделить ряд признаков: ограничение
отношений, подчеркнуто-официальная
форма общения, критические высказывания
в адрес соперника и другие.
Индивидуально-психологические
Обучение персонала, как
метод борьбы с ролевыми конфликтами
прежде всего нужное в тех случаях,
когда: работник приходит на предприятие;
работника назначают на новую
должность или поручают нему новую
работу; у работника не хватает
привычек для выполнения своей работы,
а также когда происходят серьезные
изменения в экономике
Обучения и развитие персонала включает:
- обучение в форме получения
общего и специального
- повышение квалификации, задача которого - улучшение профессиональных знаний и привычек, снижение ролевого стресса;
- обучение в школе управления и руководства, которое дает нужные знания и подготовку при вступлении в руководящую должность и формирует уровень и ролевой облик руководителя;
- переквалификация, которая,
в сущности, дает другу образование.
Цель переквалификации - дать возможность
работникам овладеть новой для
них специальность, освоить
Для развития персонала и ликвидации наметившихся ролевых противоречий нужно:
- поддерживать способных к обучению работников;
- распространять знание и передовой опыт;
- учить молодых
- осознавать управленческому персоналу важности развития сотрудников;
- снижать текучесть персонала.
При наличии ролевых конфликтов перестановка работников способна снять ролевую напряженность.
Кадровые перестановки привносят в компанию эмоциональную новизну и держат в тонусе давно работающих сотрудников. Ротация – один из способов развития карьеры для специалистов, которые выросли из должности роли, когда у компании не достаточно ресурсов для продвижения их по служебной лестнице.
Внутренний подбор позволяет бороться со сложностями в поиске специалистов на внешнем рынке. Сотрудник, ощущающий потребность в смене роли на предприятии, сам инициирует свой переход. Задача руководства – не упускать из виду личные стремления сотрудника и в нужный момент выйти с предложением к сотруднику о кадровой перестановке. Координирующим звеном (собирающим заявки сотрудников и дающим рекомендации руководству) может выступить служба персонала.
Если кадровые перемещения становятся непредсказуемыми для сотрудников, возникнет ощущение нестабильности своего положения, пропадет уверенность в завтрашнем дне и внутриличностные проблемы могут усугубиться. Процесс перестановки кадров никогда не должен быть неожиданностью для работников – наоборот, он должен быть прогнозируемым и понятным.
Хорошими способами
Между санитарно-гигиеническими,
психофизическими и эстетичными
условиями труда и
Одной из условий производственной эстетики есть цветное оформление рабочих мест и производственных помещений, которые должно отвечать закономерностям, установленным физиологией и психологией работы.
2.2. Психотерапевтические
методы решения ролевых
В некоторых случаях
Психодрама принадлежит
к методам действия. Это означает,
что ситуации, связанные с личностным
выбором, принятием решения, репетицией
будущего, могут быть чудесно смоделированными
и обработанными таким образом,
что человек сам найдет решения
или сделает выбор, увидит преимущества
и недостатки разных вариантов, осознает
психологические трудности, которые
сопровождают выбор (внутренние барьеры,
ошибочные стереотипы, страхи или
несознаваемое нежелание и т.п.
Существует много вариантов
и подходов психодрамы, в зависимости
от характера психологических
Для преодоления ролевых
конфликтов часто нужна взаимная
коррекция ролевых ожиданий индивида
и группы или партнеров с общение.
Это ведет к взаимному принятию
ролей другого человека, то есть
принятию человека таким, каким он есть.
Последнее условие в
Механизмы гармонизации личностного
развития состоят в реконструкции
при помощи ролевых игр. Ролевые
психодраматические игры, которые проводятся
на примере реальных ситуаций из жизни
людей, имеют целью улучшение
собственного понимания своей проблематики,
самопознание, получения нового опыта
поведения в рабочем
а) понять те стороны своего ролевого (в частности, поведения профессионального) поведения, которые скрыты от личности в подсознании;
б) увидеть себя и свою роль будто с стороны, изменить точку зрения, ракурс видения проблем, осуществить децентрацию;