Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:28, реферат
Цель: исследовать эффективность вида психологическое консультирование в работе практического психолога
Задачи:
Изучить литературу по исследованной теме;
охаректиризовать виды деятельности практического психолога
Определить роль и место психологического консультирования в работе практического психолога
Исследовать эффективность психологического консультирования
Введение…………………………………………………………………2
Глава I. Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога
1.1 Основные виды деятельности практического психолога……………….4
1.2 Психологическое консультирование……………………………………16
1.3 Популярность и эффективность психологического консультирования…15
1.4 Общие правила психологического консультирования………………...….23
Глава II. Определить эффективность психологического консультирования
2.1 Первый этап: знакомство, зондирование, запрос, выявление проблемы...27
2.2 Второй этап: работа с проблемой…………………………………………..28
2.3 Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы…………………………………………………………………………30
2.4 Четвертый этап: анализ полученных результатов…………………………34
Заключение……………………………………………………………………...49
Список использованной литературы
Экспертная система «Психология» дает экспертное заключение не по клиенту, а по процедуре работы с ним. Описания же методик и описания специфических особенностей различных направлений психотерапии представлены в комментариях, что позволяет использовать систему и как справочно-библиотечную. Устроенная таким образом база знаний создает систему, не подменяющую специалиста в работе с клиентом, а консультирующую самого психолога.
Принципиально важным для такого класса информационных технологий, как экспертные системы, является использование экспертного знания. Данные фундаментальной психологии позволяют выделять такие специфические свойства экспертного уровня знаний, как ассоциативность и метафоричность, насыщенность личностными смыслами, гетерархичность и наличие множества вложенных контекстов, широта спектра альтернативных гипотез, богатый арсенал эвристик, открытость системы знаний, опора на прототипы в ментальных репрезентациях. Использование такого рода знаний в экспертной системе обеспечивает переход в интеллектуальной деятельности практических психологов к целостной стратегии переработки информации, повысит уровень осознанности применяемых схем и выбранных методик диагностики, создает условия для рефлексии личностных оснований деятельности консультанта, что в целом способствует повышению уровня квалификации молодых специалистов и качества оказываемой психологической помощи.
Разработанная авторами экспертной
системы «Психология» схема позволяет
полностью учесть особенности предметной
области и реализовать
• предоставление практическому психологу помощи в проведении квалифицированного анализа случая;
• учет всех существенных признаков;
• формирование исчерпывающего набора рабочих гипотез;
• проведение их многокритериальной оценки и проверки на соответствие реальности;
• предоставление объяснения предлагаемого системой решения.
В результате обращения к системе по поводу проблем консультирования пользователь может:
• получить набор маркеров (категорий анализа) поведения, состояния и жалоб клиента, критичных для выдвижения гипотезы;
• получить набор маркеров
переживаний консультанта, возникающих
в консультативном
• получить набор маркеров успешности/завершения данного этапа консультирования;
• получить набор маркеров препятствий, специфичных для данного этапа консультирования;
• получить рекомендуемый набор маркеров препятствий, специфичных для данного случая.
Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. СПб., 2004. С. 58.
В этом плане психопрофилактика – системообразующий вид деятельности практического психолога образования, обеспечивающий следующее:
• предупреждение возможного психологического неблагополучия в развитии ребенка;
• создание психологических условий, предохраняющих психологическое здоровье развивающейся личности;
• своевременное взаимодействие со всеми субъектами образовательных сред, направленное на сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
В таком контексте консультирование рассматривается как один из основных видов работы практического психолога, состоящий в особом, специально организованном взаимодействии с клиентом, помогающем последнему своевременно избежать возможного психологического неблагополучия, сохранить и укрепить свое психологическое здоровье.
Основная цель учебных занятий по консультированию – обеспечение профессиональной компетенции практических психологов, позволяющей им эффективно организовывать и проводить психологическое консультирование. Данная цель реализуется через решение ряда задач, которые направлены на то, чтобы помочь будущему специалисту понять, открыть и «присвоить» следующие знания:
• о сущности и основной проблематике консультирования как вида психологической практики;
• об особенностях психологического консультирования в образовании;
• о специфике психологического консультирования субъектов образовательной среды;
• о возможных способах организации и проведения учебных занятий, направленных на понимание сущности консультирования.
Соответственно выстроена и структура данного пособия. В его первой части раскрываются такие важные вопросы как:
• соотношение науки и практики;
• место и роль консультирования в современной психологической практике;
• процессуальные и содержательные проблемы психологического консультирования;
• критерии эффективности психологического консультирования и требования к консультанту;
• этические аспекты
• специфика консультирования в практической психологии образования.
Соответственно можно говорить и о типах задач, решаемых психологией в целом:
• собственно научные (научно-исследовательские) задачи;
• научно-прикладные задачи;
• задачи прикладной практической психологии;
• задачи психологической практики.
Если кратко охарактеризовать их содержание, то получится следующее.
1. Специфика решения собственно
научных (научно-исследовательских)
задач предполагает
2. Решая же научно-прикладные
задачи, психолог-исследователь
3. Другое дело – решение
практико-прикладных задач.
Изучать закономерности и особенности психологической перестройки развивающейся личности при переходе из младшего в среднее звено школьного обучения в условиях определенных образовательных сред – это не одно и то же, что решать задачи психологической поддержки детей в данный период и осуществлять комплекс превентивных мер, направленных на избежание психологически неблагополучных последствий такого перехода. В то же время, при решении таких задач практический психолог опирается на уже установленные в теоретических и научно-прикладных исследованиях закономерности и использует их в обосновании целей и задач, выбора тех или иных средств и т. п., в целом, «в фундаменте» своей конкретной программы.
4. Психологическая практика
– это та составляющая
Специалисты, работающие в этой области, достаточно четко различают тип задач, заданных клиентом, и берутся за их решения только в том случае, если они относятся к феноменологии той предметной области, с которой работает данный практик. В качестве грубого примера можно сказать, что если это задачи, относящиеся к феноменологии психоанализа, то высокопрофессиональный практик, работающий в парадигме поведенческой или гуманистической психологии, скорее всего посоветует пришедшему к нему клиенту обратиться все же к психоаналитику.
4 Общие правила
Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:
Не бывает
двух одинаковых клиентов и
ситуаций консультирования. Человеческие
проблемы только извне могут
казаться схожими, однако
В процессе консультирования
клиент и консультант постоянно
изменяются сообразно их отношениям;
в психологическом
Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.
В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
Стремясь помочь клиенту, консультант обязан «подключить» все свои профессиональны и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.
Не следует ожидать
непосредственного эффекта от каждой
отдельно взятой консультативной встречи
– решение проблем, а также
успех консультирования не похожи на
равномерно поднимающуюся вверх
прямую; это процесс, в котором
заметные улучшения сменяются
Компетентный консультант
знает уровень своей
Для обозначения и концептуализации
каждой проблемы могут быть использованы
различные теоретические
Некоторые проблемы – это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.
Эффективное консультирование – это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.
Оценка результатов психологического консультирования
Одно из
важных этических требований, предъявляемых
консультанту, - это осознание истинных
результатов своей работы и
эффективности применяемых в
консультировании методов. В
Для оценки
результатов консультирования
-социальная приспособленность;
- личностные особенности;
- профессиональная приспособленность;