Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:28, реферат

Описание работы

Цель: исследовать эффективность вида психологическое консультирование в работе практического психолога
Задачи:
Изучить литературу по исследованной теме;
охаректиризовать виды деятельности практического психолога
Определить роль и место психологического консультирования в работе практического психолога
Исследовать эффективность психологического консультирования

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

1.1 Основные виды деятельности практического психолога……………….4

1.2 Психологическое консультирование……………………………………16

1.3 Популярность и эффективность психологического консультирования…15

1.4 Общие правила психологического консультирования………………...….23

Глава II. Определить эффективность психологического консультирования

2.1 Первый этап: знакомство, зондирование, запрос, выявление проблемы...27

2.2 Второй этап: работа с проблемой…………………………………………..28

2.3 Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы…………………………………………………………………………30

2.4 Четвертый этап: анализ полученных результатов…………………………34

Заключение……………………………………………………………………...49

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психологическое консультирование 1.docx

— 47.96 Кб (Скачать файл)

 

Экспертная  система «Психология» дает экспертное заключение не по клиенту, а по процедуре  работы с ним. Описания же методик  и описания специфических  особенностей различных направлений  психотерапии представлены в комментариях, что  позволяет использовать систему  и как справочно-библиотечную. Устроенная таким образом база знаний создает  систему, не подменяющую специалиста  в работе с клиентом, а консультирующую  самого психолога.

 

Принципиально важным для  такого класса информационных технологий, как экспертные системы, является использование  экспертного знания. Данные фундаментальной  психологии позволяют выделять такие  специфические свойства экспертного  уровня знаний, как ассоциативность  и метафоричность, насыщенность личностными  смыслами, гетерархичность и наличие множества вложенных контекстов, широта спектра альтернативных гипотез, богатый арсенал эвристик, открытость системы знаний, опора на прототипы в ментальных репрезентациях. Использование такого рода знаний в экспертной системе обеспечивает переход в интеллектуальной деятельности практических психологов к целостной стратегии переработки информации, повысит уровень осознанности применяемых схем и выбранных методик диагностики, создает условия для рефлексии личностных оснований деятельности консультанта, что в целом способствует повышению уровня квалификации молодых специалистов и качества оказываемой психологической помощи.

 

Разработанная авторами экспертной системы «Психология» схема позволяет  полностью учесть особенности предметной области и реализовать критически важные для компьютерных систем профессиональной поддержки практического психолога  функции:

 

• предоставление практическому  психологу помощи в проведении квалифицированного анализа случая;

 

• учет всех существенных признаков;

 

• формирование исчерпывающего набора рабочих гипотез;

 

• проведение их многокритериальной оценки и проверки на соответствие реальности;

 

• предоставление объяснения предлагаемого системой решения.

 

В результате обращения к  системе по поводу проблем консультирования пользователь может:

 

• получить набор маркеров (категорий анализа) поведения, состояния  и жалоб клиента, критичных для  выдвижения гипотезы;

 

• получить набор маркеров переживаний консультанта, возникающих  в консультативном взаимодействии, критичных для выдвижения гипотезы;

 

• получить набор маркеров успешности/завершения данного этапа консультирования;

 

• получить набор маркеров препятствий, специфичных для данного  этапа консультирования;

 

• получить рекомендуемый  набор маркеров препятствий, специфичных  для данного случая. 

 

Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. СПб., 2004. С. 58.

 

В этом плане психопрофилактика  – системообразующий вид деятельности  практического психолога образования, обеспечивающий следующее:

 

• предупреждение возможного психологического неблагополучия в  развитии ребенка;

 

• создание психологических  условий, предохраняющих психологическое  здоровье развивающейся личности;

 

• своевременное взаимодействие со всеми субъектами образовательных  сред, направленное на сохранение и  укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного  и школьного детства.

 

В таком  контексте консультирование  рассматривается как один из основных видов работы практического психолога, состоящий в особом, специально организованном взаимодействии с клиентом, помогающем последнему своевременно избежать возможного психологического неблагополучия, сохранить  и укрепить свое психологическое  здоровье.

 

Основная  цель учебных  занятий по консультированию – обеспечение  профессиональной компетенции практических психологов, позволяющей им эффективно организовывать и проводить психологическое  консультирование. Данная цель реализуется  через решение ряда задач, которые  направлены на то, чтобы помочь будущему специалисту понять, открыть и  «присвоить» следующие знания:

 

• о сущности и основной проблематике консультирования как  вида психологической практики;

 

• об особенностях психологического консультирования в образовании;

 

• о специфике психологического консультирования субъектов образовательной  среды;

 

• о возможных способах организации и проведения учебных  занятий, направленных на понимание  сущности консультирования.

 

Соответственно  выстроена  и структура данного  пособия. В его первой части раскрываются такие важные вопросы как:

 

• соотношение науки и  практики;

 

• место и роль консультирования в современной психологической  практике;

 

• процессуальные и содержательные проблемы психологического консультирования;

 

• критерии эффективности  психологического консультирования и  требования к консультанту;

 

• этические аспекты профессиональной деятельности специалиста-консультанта;

 

• специфика консультирования в практической психологии образования.

 

Соответственно  можно  говорить и о типах задач, решаемых психологией в целом:

 

• собственно научные (научно-исследовательские) задачи;

 

• научно-прикладные задачи;

 

• задачи прикладной практической психологии;

 

• задачи психологической  практики.

 

Если  кратко охарактеризовать их содержание, то получится следующее.

 

1. Специфика решения собственно  научных  (научно-исследовательских)  задач предполагает абстрагирование  от отдельных свойств реальности, так как здесь на первый  план выходят сущностные проблемы  исследуемых психологических феноменов,  которые проявляются относительно  независимо от контекста. Целью  такой работы может быть выделение  самого феномена, его природы,  установление общих психологических  закономерностей, внутренних механизмов  его существования и развития  и т. п.

 

2. Решая же научно-прикладные  задачи, психолог-исследователь направлен  на то же самое, но уже  в рамках заданной области,  сферы приложения. Здесь он обнаруживает  частные свойства выделенного  феномена, специфику проявления  его природы и т. п.

 

3. Другое дело – решение  практико-прикладных задач. Здесь  на первое место выходит не  открытие феномена, не исследование  как таковое и не установление  частных свойств психологического феномена, а те изменения в нем, которых необходимо добиться с помощью конкретных действий специалиста в контексте задач, выдвинутых заказчиком. Естественно, что речь идет только об изменениях, направленных на психологическое благополучие людей. Это не исключает исследований как таковых, но они здесь имеют статус средства (инструмента), с помощью которого может быть, например, получена специфическая информация, необходимая для реализации практической помощи в данной сфере.

 

Изучать закономерности и  особенности психологической  перестройки  развивающейся личности при переходе из младшего в среднее  звено школьного  обучения в условиях определенных образовательных  сред – это не одно и то же, что  решать задачи психологической поддержки  детей в данный период и осуществлять комплекс превентивных мер, направленных на избежание психологически неблагополучных  последствий такого перехода. В то же время, при решении таких задач практический психолог опирается на уже установленные в теоретических и научно-прикладных исследованиях закономерности и использует их в обосновании целей и задач, выбора тех или иных средств и т. п., в целом, «в фундаменте» своей конкретной программы.

 

4. Психологическая практика  – это та составляющая целостности,  называемой психология, где специалист  решает задачи человека, напрямую  обратившегося за помощью, где  психолог работает непосредственно  с внутренними составляющими  личной жизни конкретного клиента  (или группы клиентов), абстрагируясь  от всех других составляющих  его (их) жизни.

 

Специалисты, работающие в  этой области, достаточно четко различают  тип задач, заданных клиентом, и берутся  за их решения  только в том случае, если они относятся к феноменологии  той предметной области, с которой  работает данный практик. В качестве грубого примера можно сказать, что если это задачи, относящиеся  к феноменологии психоанализа, то высокопрофессиональный практик, работающий в парадигме поведенческой или  гуманистической психологии, скорее всего посоветует пришедшему к нему клиенту обратиться все же к психоаналитику.

4 Общие правила психологического  консультирования

 

 

Общие правила и установки  консультанта, структурирующие  процесс  консультирования и делающие его  эффективным:

       Не бывает  двух одинаковых клиентов и  ситуаций консультирования. Человеческие  проблемы только извне могут  казаться схожими, однако поскольку  они возникают, развиваются, существуют  в контексте  уникальных человеческих  жизней, то и сами проблемы  в действительности являются  уникальными. Вместе с тем каждое  консультативное взаимодействие  уникально и неповторимо.

В процессе консультирования клиент и консультант постоянно  изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

Самым лучшим экспертом собственных  проблем является клиент, поэтому  при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность  за решение его проблем. Видение  собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более  важно, нежели представление о них  консультанта.

В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким  образом, в консультировании неуместно  добиваться цели любой ценой, не обращая  внимания на эмоциональное состояние  клиента.

Стремясь помочь клиенту, консультант обязан «подключить» все  свои профессиональны и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому  не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь  и трудности.

Не следует ожидать  непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи  – решение проблем, а также  успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх  прямую; это процесс, в котором  заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу, завершаются успехом.

Компетентный консультант  знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

Некоторые проблемы – это  сущностные человеческие дилеммы и  в принципе неразрешимы. В таких  случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

Эффективное консультирование – это процесс, который выполняется  вместе  с клиентом, но не вместо  клиента.   

 

 

 

           Оценка  результатов психологического  консультирования 

 

     Одно  из  важных этических требований, предъявляемых   консультанту, - это осознание истинных  результатов своей работы и  эффективности  применяемых в  консультировании методов. В общем,  возникает вопрос: оказывает какое-либо  позитивное воздействие психологическое  консультирование (или психотерапия)? На это, казалось бы, простой  вопрос ответить нелегко. Как  отмечает Кори (1986), существует несколько  трудностей. Во-первых, консультанты, в  силу личностных особенностей  исходят в своей работе из  разных предпосылок и используют  различные методы для достижения  целей консультирования, поэтому  почти невозможно хоть сколько-нибудь  объективно оценить эффективность  психологического консультирования. Во-вторых, результаты в значительной  степени зависят от клиентов, и если их активность в процессе  консультирования деструктивна и они не соблюдают требования консультанта или вообще отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем, то последствия будут отрицательны независимо от усилий консультанта. Наконец, в-третьих, на результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения. Например, весь эффект консультирования может быть нейтрализован неконтролируемыми действиями членов семьи клиента. Выделяют также еще одну трудность – отсутствие общепринятых конкретных целей и установление только общих направлений работы. Очень трудно конкретно оценить реализацию таких целей, как усиление самовыражения, повышение самооценки, перестройка структуры самости. Наконец, большинство консультантов собственно оценку результатов рассматривают как процедуру, угрожающую их профессиональному достоинству, и часто предпочитают иллюзорную жизнь действительности.

 

     Для оценки  результатов консультирования конкретного  клиента можно использовать ряд  критериев. Блошер (1966) выделяет четыре основных:

 

     -социальная  приспособленность;

 

     - личностные  особенности;

 

     - профессиональная  приспособленность;

Информация о работе Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога